По конструкции систем, по комплектующим изделиям и программно–математическому обеспечению все самолёты имеют отличия. Это накладывает дополнительные трудности по взаимозаменяемости однотипных изделий, в том числе и для Ту-204-100В.
Одной из главных проблем поддержания лётной годности самолёта является своевременная замена узлов и агрегатов, а так же различных деталей, которые вышли из строя в процессе эксплуатации лайнеров. Выпуск новых самолётов не сопровождается изготовлением достаточного объёма покупных комплектующих изделий (ПКИ) для бесперебойного и своевременного обеспечения послепродажного обслуживания. Причем, это утверждение касается и гарантийного периода эксплуатации. Малосерийность производства самолётов не позволяет производителям ПКИ оперативно их поставлять.
Ремонт изделий, снятых с самолета по причине их неисправности, может длиться месяцами. Например, замена установки охлаждения воздуха производства НПО «Наука» осуществлялась в течение шести месяцев. Кроме того, ярославский шинный завод прекратил выпуск авиашин в самый разгар летнего сезона 2009, что привело к необходимости экстренного поиска авиашин французского производства фирмы «Мишлен». Для самолётов, находящихся на гарантийном обслуживании у ЗАО «Авиастар СП», нет даже минимального стока запчастей.
О количестве отказов комплектующих изделий можно судить по данным, указанным в таблице 1.
Распределение числа отказов в 2008г. и 2009г. (с 01.01.2008 по 30.09.2009)
Тип ВС
|
Число событий
|
|||
Система ВС
|
Ту204-100
|
Ту204-100В
|
||
2008г.
|
2009г.
|
2008г.
|
2009г.
|
|
СКВ
|
32
|
48
|
0
|
9
|
Оборудование САУ
|
21
|
18
|
5
|
15
|
Связное оборудование
|
25
|
22
|
9
|
42
|
Система электроснабжения
|
22
|
11
|
1
|
6
|
Бытовое и аварийно-спасательное оборудование
|
4
|
10
|
0
|
91
|
Противопожарное оборудование
|
7
|
7
|
0
|
1
|
Система управления самолётом
|
10
|
2
|
0
|
6
|
Топливная система
|
7
|
7
|
2
|
9
|
Гидравлическая система
|
14
|
5
|
0
|
9
|
ПОС
|
4
|
0
|
0
|
0
|
Приборное оборудование
|
18
|
17
|
1
|
3
|
Шасси
|
20
|
19
|
2
|
31
|
Освещение и световая сигнализация
|
21
|
2
|
2
|
8
|
ПНО
|
6
|
6
|
1
|
6
|
Кислородное оборудование
|
0
|
0
|
1
|
1
|
Система водоснабжения и удаления отбросов
|
9
|
1
|
2
|
12
|
Газотурбинный двигатель
|
4
|
4
|
2
|
7
|
ВСУ
|
9
|
4
|
0
|
7
|
Приборы контроля двигателя
|
13
|
9
|
2
|
2
|
Двери, люки, створки
|
0
|
0
|
0
|
2
|
Фюзеляж
|
0
|
0
|
0
|
11
|
Фонарь, окна
|
0
|
0
|
0
|
1
|
Крыло
|
0
|
0
|
0
|
10
|
Радиоаппаратура самолётовождения
|
31
|
18
|
4
|
6
|
Радиоаппаратура опознавания, оповещения и активного ответа
|
9
|
10
|
0
|
14
|
Бортовые средства контроля и регистрации
|
20
|
6
|
1
|
3
|
Комплекс стандартного ПНО
|
34
|
25
|
2
|
16
|
ВСЕГО
|
340
|
251
|
37
|
328
|
Сбой в работе какого-либо изделия, даже упомянутого в перечне допустимых отказов, усложняет условия полёта и создает трудности не только для лётного экипажа, но и для пассажиров. Например, отказ блока БУС 2М, производства НПО «Новаг», приводит к прекращению функционирования всех туалетов в течение всего полёта.
Особенную обеспокоенность у авиапредприятия вызывает положение с надёжностью силовой установки самолёта, состоящей из двух двигателей ПС-90А производства ОАО «ПМЗ» (разработчик ОАО «Авиадвигатель»). В частности, модифицированная конструкция новых двигателей, установленных на самолётах Ту–204–100В сказалась на повышении их надёжности. Но, несмотря на это, даже при условии, что за поддержанием работоспособности двигателей следит бригада специалистов ОАО «ПМЗ», откомандированная к эксплуатанту, сбоев избежать не удалось. Технический персонал авиапредприятия выполняет лишь оперативное обслуживание перед полётами.
За два года эксплуатации было снято восемь двигателей по следующим причинам:
1 – выработка ресурса основных деталей;
2 – самовыключение в воздухе (25.08.08 №64018 аварийная посадка в Минск, 30.04.09 №64050 аварийная посадка в Сочи);
5 – по неисправностям, выявленным при техническом обслуживании.
За указанный период зафиксировано - 10 авиационных инцидентов, связанных с техническими отказами в полёте (4 из них из-за отказа силовой установки и её систем, 2 - по ложным сигналам).
Заметим, что только высокая квалификация и большой опыт лётного состава позволили при ложных отказах без выключения двигателя в полёте успешно выполнить эти рейсы. Подчеркнем, что руководство по эксплуатации двигателя и руководство летной эксплуатации содержат неоднозначные рекомендации лётному экипажу по действиям в экстренных ситуациях.
Например:
– при пожаре двигателя его сразу выключают, а если это сигнал ложный, то можно продолжать полёт. Как это можно определить?
– при уменьшении уровня масла в системе смазки двигателя менее 3-х литров и нормальных параметрах работы разрешается продолжать полёт (аварийная посадка в №64018 в Минск);
– нет ясного определения того, что необходимо понимать под ложным срабатыванием сигнализации о стружке в масле (01.08.09г. №64019), а так же сигнализации о повышении вибрации (04.09.09г. №64020 выключение в полёте). Между тем, срабатывание сигналов об этих неисправностях предусматривают возврат из рейса.
Но в целом, самолёт Ту–204 может достойно конкурировать с западными аналогами. Это подтверждает и статистика полётов за 2008 и 2009 годы.
Отчет о выполненных рейсах Авиакомпании «RED WINGS» в период с 01 января по 31 декабря 2008 г.
РЕГ.№ ВС
|
64017
|
64018
|
64019
|
64020
|
64043
|
64046
|
64047
|
Итого:
|
|
Выполнено рейсов
|
825
|
557
|
610
|
289
|
188
|
59
|
5
|
2533
|
|
Время фактического налёта
|
Январь
|
142:57
|
209:01
|
91:10
|
96:26
|
|
|
|
539:34
|
Февраль
|
220:11
|
186:04
|
52:17
|
74:41
|
|
|
|
533:13
|
|
Март
|
158:39
|
159:20
|
275:06
|
81:34
|
|
|
|
674:39
|
|
Апрель
|
225:51
|
236:37
|
194:47
|
50:25
|
|
|
|
707:40
|
|
Май
|
256:58
|
262:30
|
191:53
|
183:54
|
|
|
|
895:15
|
|
Июнь
|
315:19
|
138:56
|
292:49
|
163:23
|
|
|
|
910:27
|
|
Июль
|
276:27
|
113:45
|
168:52
|
143:35
|
|
|
|
702:39
|
|
Август
|
322:37
|
40:12
|
322:31
|
0:00
|
|
|
|
685:20
|
|
Сентябрь
|
224:06
|
172:35
|
200:33
|
27:42
|
114:58
|
|
|
739:54
|
|
Октябрь
|
214:46
|
234:53
|
130:15
|
12:40
|
213:36
|
3:35
|
|
809:45
|
|
Ноябрь
|
188:23
|
46:58
|
107:07
|
0:00
|
213:18
|
36:30
|
|
592:16
|
|
Декабрь
|
164:43
|
95:14
|
0:00
|
25:09
|
92:20
|
182:05
|
19:31
|
579:02
|
|
Итого:
|
2710:57
|
1896:05
|
2027:20
|
859:29
|
634:12
|
222:10
|
19:31
|
8369:44
|
Отчет о выполненных рейсах Авиакомпании «RED WINGS» в период с 01 января по 04 октября 2009 г.
РЕГ.№ ВС→
|
64017
|
64018
|
64019
|
64020
|
64043
|
64046
|
64047
|
64049
|
64050
|
Итого:
|
|
Выполнено рейсов
|
77
|
270
|
200
|
474
|
541
|
402
|
391
|
484
|
385
|
3224
|
|
Время фактического налёта
|
Январь
|
137:20
|
96:34
|
15:08
|
99:59
|
137:39
|
151:40
|
109:23
|
|
|
747:43
|
Февраль
|
99:19
|
46:25
|
0:00
|
91:39
|
117:16
|
127:16
|
151:49
|
2:15
|
|
635:59
|
|
Март
|
0:26
|
50:52
|
69:53
|
236:52
|
233:55
|
169:06
|
169:31
|
164:08
|
2:34
|
1097:17
|
|
Апрель
|
|
134:58
|
158:06
|
123:38
|
145:46
|
203:07
|
188:23
|
243:48
|
31:35
|
1229:21
|
|
Май
|
|
158:54
|
63:04
|
217:39
|
289:56
|
213:37
|
249:42
|
233:13
|
264:25
|
1690:30
|
|
Июнь
|
|
350:07
|
0:00
|
305:41
|
315:06
|
1:57
|
213:04
|
321:16
|
347:14
|
1854:25
|
|
Июль
|
|
175:22
|
8:53
|
235:09
|
244:57
|
260:29
|
2:52
|
284:38
|
228:25
|
1440:45
|
|
Август
|
|
|
238:52
|
241:10
|
257:52
|
149:42
|
128:40
|
253:01
|
280:34
|
1549:51
|
|
Сентябрь
|
|
|
176:36
|
157:09
|
265:00
|
186:34
|
218:30
|
231:12
|
228:10
|
1463:11
|
|
Октябрь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ноябрь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Декабрь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
истекшая неделя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого:
|
237:05
|
1013:12
|
730:32
|
1708:56
|
2007:27
|
1463:28
|
1431:54
|
1733:31
|
1382:57
|
11709:02
|
Из представленных отчётов видно, что фактическое состояние организации полётов, особенно в части технического обслуживания, позволяет поддерживать высокие показатели по налёту. По нулевым и малым налётам можно дать следующие пояснения:
– 08.2008г - №64018 – доставка двигателя в Минск после аварийной посадки;
– 08.2008г - №64020 – устранение течи топлива из топливного бака в Ульяновске;
– 10.2008г - №64020 – переоборудовании пассажирского салона эконом-класса;
– 01-02.2009г - №64019 – простой из-за необходимости ремонта ВСУ;
– 06-07.2009г - №64019 – выявление при ТО в Ульяновске биологического заражения топливных баков;
– 06.2009г - №64046 – расследование авиационного инцидента и очистка топливных баков от грязной воды, заправленной в аэропорту Пермь;
– 07.2009г - №64047 – расследование авиационного инцидента и очистка топливных баков от грязной воды, заправленной в аэропорту Пермь;
Эти незапланированные простои самолётов сильно ударили по имиджу и экономической основе нашего авиапредприятия, причины неисправностей самолётов №64046 и 64047 до настоящего времени не расследованы назначенными комиссиями, хотя наши технические специалисты совместно с разработчиком и изготовителем ВС пришли к единому пониманию причин засорения топливных фильтров двигателей. Это подтверждается и материалами расшифровки полётной информации, которые упорно не принимаются во внимание. Параллельно выдвигаются версии, несопоставимые с объективной реальностью, искусственно затягивается время, виновные не выявлены.
Даже несмотря на все преграды, мы смогли в 2009 году держать налет на один самолёт от 200 до 350 часов в летний период при среднем времени полёта 3 ч. 42 м. и выполнить более 3000 полетов.
Безопасность полётов и «прибыль любой ценой» находятся на разных чашах весов, а простои самолётов в неисправном состоянии являются лакмусовой бумажкой состояния нашего авиастроения в целом. Но мы продолжаем эксплуатировать только наши отечественные самолёты, и не скрываем проблем, в решении которых должны быть заинтересованы все производители и разработчики.
Прикрывать простои «Тушек» статистикой Boeing и Airbus нам пока не представляется возможным. При нынешнем состоянии дел с двигателями и ПКИ у авиакомпаний возникает необходимость комплектовать парк самолётами импортного производства. Покупать авиашины во Франции нас уже вынудили.
Так во всём ли виноваты «пермяки»?
Данная статья является ответом на публикацию «Ту-204. Во всём ли виноваты пермяки?»