В церемонии открытия грузового комплекса приняли участие Министр транспорта Российской Федерации Евгений Дитрих, Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, Генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, Президент авиакомпании Sky Gates Расим Асадов, Председатель Совета директоров АО "Рампорт Аэро" Борис Алёшин, акционеры аэропорта и грузового оператора, представители авиакомпаний-партнеров аэропорта, руководители таможенных органов и пограничной охраны.
Логистический комплекс «ЖИА КАРГО» включает в себя современный грузовой терминал площадью 9200 метров со складом временного хранения, таможенной инфраструктурой, зонами для хранения ценных, опасных, термочувствительных грузов и живых животных, а также авиационный перрон площадью 90 000 кв. м., на котором могут одновременно разместиться 4 широкофюзеляжных грузовых самолета.
Базовым перевозчиком станет грузовая авиакомпания Sky Gates, которая является одним из ключевых международных грузоперевозчиков на маршруте Китай-Россия-Европа. Это крайне перспективный сегмент, значительное влияние на который оказывает рост рынка электронной коммерции.
Оператором логистического комплекса является компания «ЖИА КАРГО». Она была учреждена управляющей компанией аэропорта АО "Рампорт Аэро" (51% акций), а также VIP Aviation Company и частными инвесторами из Азербайджанской Республики (49% акций).
В первом полугодии 2020 года, несмотря на пандемию, аэропорт «Жуковский» стал одним из логистических центров для внутреннего и международного оборота товаров медицинского назначения. Помимо обеспечения непрерывного товарообмена по маршрутам Китай – Россия – Европа, «ЖИА КАРГО» выступило партнером авиакомпании «Уральские авиалинии», оказав поддержку в получении допусков на выполнение грузовых перевозок на пассажирских воздушных судах.
За первое полугодие 2020 года в Жуковском было совершено 410 взлётно-посадочных операций грузовых воздушных судов. К концу года их число возрастет до 930 – 950. В следующем году планируется достичь показателя 1100 – 1200. Имеющейся инфраструктуры вполне достаточно для реализации этих планов.
Аэродром «Раменское» имеет собственную выделенную воздушную зону, так что проблем с пропускной способностью быть не должно. Говоря о непосредственном соседстве с ЛИИ Громова и совместном использовании инфраструктуры, отметим, что по регламенту часы для испытательных и коммерческих полетов разделены.
«С вводом в эксплуатацию нового грузового терминала и перрона аэропорт сможет обслуживать одновременно до 4 крупных грузовых воздушных судов типа Boeing 747 или до 6 средних транспортных самолетов. Это выводит логистические мощности аэропорта "Жуковский" на новый уровень: текущая инфраструктура позволит обрабатывать до 100 тысяч тонн грузов в год. При этом уже есть план, как увеличить данный показатель вдвое – до 200 тыс. тонн. Таким образом Жуковский становится одним из крупнейших хабов Подмосковья, а его территориальное расположение позволит повысить скорость обработки и доставки грузов до заказчика. Старт полноценной работы логистического комплекса Жуковского – значимое событие не только для аэропорта, но и для Московской области. Это обеспечит приток инвестиций и создание новых рабочих мест в южном и юго-восточном районах Подмосковья», – сказал глава Ростеха Сергей Чемезов.
Все это создает условия для реализации хабовой модели развития. Sky Gates – второй в России оператор воздушных судов типа Boeing 747-400/F. Авиакомпания планирует использовать аэропорт в качестве хаба для международных операций. Хабовая модель подразумевает, что грузы на дальнемагистральных широкофюзеляжных судах прибывают в аэропорт и проходят сортировку для дальнейшей доставки в города России и Европы на средне- и ближнемагистральных самолетах других авиакомпаний-партнеров. В рамках мероприятия "Жуковский" принял первый рейс Sky Gates из Баку.
В 2020 году ЖИА КАРГО планирует обслужить 12 000 тонн груза. С приходом авиакомпании Sky Gates это вполне достижимый показатель.
В 2025 году оператор комплекса планирует выйти на полную проектную мощность – 100 тыс. тонн грузов. Он ориентируется на развитие сотрудничества с восточными странами и сейчас готовится к открытию представительств компании в Китае и Юго-Восточной Азии. Кроме того, к сотрудничеству планируется также привлечь компании, специализирующиеся на доставке заказов из интернет-магазинов.
Общие затраты на реализацию проекта, включая строительство терминала и перрона, а также их техническое оснащение, составили 37 млн. долларов США. Работы осуществлены за счет собственных средств предприятия и акционеров «ЖИА КАРГО», без привлечения государственных инвестиций.
«Создание «ЖИА КАРГО» является подтверждением укрепления экономических связей между Российской Федерацией и Республикой Азербайджан. Можно с уверенностью утверждать, что открытие грузового комплекса стало крайне своевременным шагом – даже в условиях действующих сегодня ограничений «ЖИА КАРГО» является коммерчески эффективным подразделением аэропорта, наращивая объемы операций и привлекая новых авиационных партнёров. Сегодня в их число уже вошли практически все российские грузовые авиакомпании. Ввод в эксплуатацию отдельного перрона и появление базового перевозчика позволит нам значительно ускорить развитие предприятия», – прокомментировал события Председатель Совета директоров АО "Рампорт Аэро" Борис Алёшин.
Несмотря на то, что ввод в эксплуатацию терминала и старт полётной программы пришёлся на самое непростое для авиатранспорта время, уже первый месяц работы принёс позитивные результаты: в терминале было обслужено более 50 чартерных рейсов, обработано около 1300 тонн груза.
Для таможенных операций в «Жуковском» используется Центр электронного декларирования. Это достаточно новый и важный механизм в сфере таможенного оформления. Электронный документооборот позволил значительно сократить сроки обработки грузов. Для оформления отдельных категорий и крупных партий несколько лет назад требовалось три-четыре дня, сегодня – от одного до четырех часов. Высокая скорость обработки позволяет, в частности, обслужить больший объем грузов на меньшей площади.
Транспортировка груза будет осуществляться традиционным для логистических операторов способом: как правило, грузоотправитель или грузополучатель предоставляет необходимый автотранспорт. При необходимости «ЖИА КАРГО» может оказать заказчикам транспортные услуги. В качестве перспективного шага рассматривается вариант создания собственной автотраковой компании.
«Сегодня государство уделяет пристальное внимание развитию логистической системы, в том числе с учетом последствий распространения коронавирусной инфекции. Развитие данного направления дает ощутимые преимущества для экспортеров в части сокращения транспортных расходов, выстраивания более эффективных логистических цепочек, вследствие чего создается более конкурентная цена для российской продукции на международном рынке. В условиях пандемии, а также для нивелирования сопутствующих негативных последствий от ее распространения, Правительство ведет работу по модернизации механизмов поддержки экспортеров, предусмотренных нацпроектом «Международная кооперация и экспорт». Так, в рамках программы по компенсации логистических затрат экспортеров «Российский экспортный центр» на этот год предварительно одобрил 341 заявление на получение субсидий. Отбор для заключения субсидиарных соглашений начнется с 1 августа 2020 года, на текущий момент объем финансирования на 2020 год составляет 13 млрд рублей и по 10 млрд рублей на 2021-2022 годы», - рассказал глава Минпромторга России.
По данным Ростеха, объем инвестиций в аэропорт Жуковский за период с 2015 по 2020 гг. составляет более $140 млн (1 этап). В эту сумму входят затраты на строительство и техническое оснащение пассажирского и грузового терминалов, строительство и реконструкцию перронных покрытий, закупку техники для организации наземного обслуживания воздушных судов. Из этой суммы $20 млн вложено акционерами в создание и развитие авиакомпании Sky Gates, а $37 млн – в создание грузового кластера.
На втором этапе развития пассажирского сектора – в 2021-2023 гг. – в Жуковском будет значительно расширен пассажирский терминал, площадь которого увеличится с до 47 тыс.кв.м (сегодня 17 тыс.кв.м) (инвестиции - $100 млн). Появится дополнительно 50 тыс. кв. м перронных площадей (инвестиции - $10 млн), совместно с «Уральскими авиалиниями» будет построен центр технического обслуживания и ремонта самолетов. Обновлённая инфраструктура позволит обслуживать до 7 млн. пассажиров в год. Также в 2022-2024 $30 млн будет направлено на развитие грузового направления. Таким образом, дополнительные инвестиции в проект составят ещё около $140 млн (2 этап).