Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Отчет

Росавиация: Итоги за 2018 г. и задачи на 2019 г.

Выдержки из доклада руководителя Росавиации Александра Васильевича Нерадько «Об итогах работы Федерального агентства воздушного транспорта в 2018 году, основных задачах на 2019 год и среднесрочную перспективу» на итоговой Коллегии 14 марта 2019 года.


17 марта 2019 года / Aviation EХplorer / Aviation EXplorer
 

Экономическое состояние транспортной отрасли в сфере гражданской авиации определено в качестве основной задачи для формирования стабильных высококонкурентных внутренних рынков, повышения инвестиционной и деловой привлекательности. Состояние транспортной отрасли в 2018 году в сфере гражданской авиации можно характеризовать интенсивным восстановительным ростом отрасли после кризисных явлений 2015 - 2016 годов. По итогам 2018 года можно сделать вывод, что с начала 2017 года наблюдается устойчивая положительная динамика роста объёмов воздушных перевозок.

1. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В 2018 ГОДУ.

В 2018 году российскими авиакомпаниями было перевезено свыше 116 млн пассажиров (рост 10,6%), в том числе на международных линиях – более 47 млн (рост 11,5%), на внутренних – порядка 69 млн (рост 10%). Пассажиропоток (количество перевезенных пассажиров) российских авиакомпаний на внутренних воздушных линиях (ВВЛ) в 2000-ые годы нарастает практически ежегодно (кроме 2009 года), увеличившись от 13,4 млн пассажиров в 2000 году до 68,8 млн пассажиров в 2018 году, среднегодовой темп восстановительного роста (после кризисного спада 90-х годов) в 2000 - 2018 годах составил около 9,5%, в 2014 - 2018 гг., когда этому способствовали финансируемые из бюджета программы субсидирования, среднегодовые темпы роста, несмотря на воздействие кризиса 2014 - 2016 гг., удержались на уровне 9,6%, в 2018 году - около 10%.

В начале 2000-х годов, когда в парке российских авиакомпаний значительный удельный вес занимали региональные воздушные суда (ВС) класса 50- и 70- кресельных пассажирских ВС (в том числе Ту-134, стандартная одноклассная компоновка которого (эконом) - 76 кресел, в дальнейшем без адекватной замены выведенный из эксплуатации), около 41% региональных авиапассажиров осуществляли свои полеты, минуя Москву. Далее, начиная с 2003 года, этот показатель быстро сокращался и в 2010 - 2015 гг., после кардинального перевооружения российского авиапарка на современные ВС узко- и широкофюзеляжных моделей Airbus и Boeing, находился на уровне 24 - 25%.

В 2016 - 2018 гг., в основном вследствие реализации программ субсидирования региональных авиаперевозок, доля региональных пассажиров, осуществляющих полеты, минуя Москву, несколько выросла и к 2018 году достигла 26,8%. 

За рассматриваемый период региональные авиаперевозки, минуя Москву, выросли от 5,4 млн пасс. (2000 год) до 18,4 млн пассажиров в 2018 году (16,48 млн пассажиров только на регулярных маршрутах), среднегодовые темпы роста составляли в 2000 - 2018 гг. около 7,1%, причем в 2014 - 2018 гг. темпы роста значительно увеличились и достигли 12%, а в 2018 году - 12,2%, что объективно подтверждает реальное влияние развиваемых в этот период федеральных и региональных программ субсидирования региональных авиаперевозок.

Ведущие авиапредприятия, которые на протяжении многих лет демонстрируют стабильные и высокие показатели, в 2018 году продолжили курс по укреплению своих позиций. Это — авиакомпании Группы «Аэрофлот», Сибирь, Уральские авиалинии, ЮТэйр и другие. Пятью лидерами отрасли (Аэрофлот, Сибирь, Россия, Уральские авиалинии, ЮТэйр) за 2018 год было перевезено 75 млн 153 тысяч 954 пассажиров, что составляет 64% от общего объёма пассажирских перевозок в отрасли.

<…>

Среди аэропортов наиболее показательные результаты у Шереметьево, где с начала 2018 года обслужено около 44,5 млн пассажиров (рост более 10%), во Внуково – более 21,3 млн (рост 2,5%). В Домодедово за 2018 год обслужено 28 млн человек (-6%). Снижение показателей аэропорта Домодедово связано с переходом ряда иностранных авиакомпаний в другие аэропорты МАУ.

Объемы перевезенных грузов и почты в 2018 году практически сохранились на уровне аналогичного периода прошлого года и составили 1 млн 174 тысяч тонн. Лидерами отрасли в данном сегменте являются: группа компаний «ВолгаДнепр», компании Группы Аэрофлот, авиакомпания Сибирь.

По результатам изучения показателей с 2014 можно сделать вывод, что негативные показатели периода 2014 — 2015 годов преодолены. Начиная с 2015 года, в отрасли наблюдалась положительная тенденция. Объёмы перевезенных грузов в период с 2016 по 2017 год характеризовались ростом в среднем на 14%.

В 2018 году 11 городов России принимали чемпионат мира по футболу (далее – Чемпионат). В частности, Росавиация принимала непосредственное участие в подготовительных мероприятиях к проведению Чемпионата. При участии 6 специалистов Росавиации была разработана логистика перевозок воздушным транспортом пассажиров, организованных групп болельщиков, сборных команд и клиентских групп. С авиакомпаниями были проработаны вопросы увеличения провозных емкостей, выставления дополнительных рейсов для перевозок болельщиков между городами-организаторами Чемпионата, организовано бесперебойное авиасообщение, а также постоянно осуществлялось дежурство сотрудников Росавиации в федеральном центре управления пассажирскими перевозками.

В период проведения Чемпионата с 14.06.2018 по 15.07.2018 между городами организаторами регулярными и нерегулярными рейсами российских и иностранных авиакомпаний было перевезено 4 952 135 пассажиров, а в период пикового прилета и вылета, также включающего время проведения Чемпионата (с 11.06.2018 по 18.07.2018), между городами-организаторами было перевезено 5 704 544 пассажира. Всего между городами-организаторами российскими и иностранными авиакомпаниями выполнено 48 458 рейсов, из них непосредственно в период проведения Чемпионата – 42 534 рейса.

<…>

Несмотря на положительную динамику производственных показателей отрасли и интенсивный восстановительный рост объема перевозок по итогам за 9 месяцев 2018 года (форма статистической отчетности по итогам 2018 года на дату подготовки материала не сформирована) общий убыток операционной деятельности авиакомпаний по транспортной работе составил 20,8 млрд рублей, в отличие от прибыли 24 млрд рублей за аналогичный период 2017 года.

Основной причиной данной ситуации, по оценкам отраслевых и независимых экспертов (ПАО Сбербанк), является рост стоимости авиаГСМ в период с III квартала 2017 года по IV квартал 2018 года. В рассматриваемый период (9 месяцев 2018 года) затраты авиакомпаний на топливо (по транспортной работе) составили 287,2 млрд рублей (выросли на 89,5 млрд рублей с учетом роста объема потребления). Рост средневзвешенной стоимости авиатоплива, расходуемого на единицу транспортной работы (тонно-км) при заправке воздушных судов российских авиакомпаний, составил 33% к аналогичному периоду 2017 года (в III квартале 2018 года соответствующий рост достигал уже 38%).

В результате, только из-за роста цен на топливо авиакомпании понесли дополнительные затраты в размере 71,3 млрд рублей. Удельный вес затрат на авиатопливо в расходах авиакомпаний по операционной деятельности увеличился на 5 процентных пунктах и составил 27%, за аналогичный период 2017 года - 23%, причем расходы на авиаГСМ занимали в 2017 году не первую, а вторую позицию в структуре затрат российских авиакомпаний. 8 В условиях резкого роста стоимости авиаГСМ, средняя провозная плата (стоимость перевозки одного пассажира) в 2018 году на внутренних линиях практически не росла по отношению к 2017 году и составила 8 615 руб. (3,2%), а по международным воздушным линиям выросла немногим более 10% и составила 14 286 рублей, что обусловлено, прежде всего, высокой конкуренцией на рынке авиаперевозок, а также высокой социальной чувствительностью данного рынка в регионах Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири.

<…>

3.1. Реализация инфраструктурных проектов развития аэропортовой сети, направленных на формирование единого транспортного пространства, на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры.

Основным направлением решения задач по комплексному развитию крупных международных узловых и региональных аэропортов, а также транспортных узлов, обеспечивающих основные межрегиональные связи и формирование единого транспортного пространства, является осуществление расходов инвестиционного характера на реконструкцию аэродромной сети Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» (далее – Программа).

В рамках Программы в 2018 году осуществлялась реконструкция и строительство 26 аэропортовых комплексов Российской Федерации. В 2018 году на реализацию мероприятий по реконструкции аэродромной инфраструктуры было направлено 17 839,97 млн рублей.

Основными приоритетами в 2018 году были следующие направления:

- развитие аэропортовой инфраструктуры в городах, принимавших в 2018 году Чемпионат и включенных в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации данного международного мероприятия. Финансирование реконструкции аэродромной инфраструктуры аэропортов городов Москвы (Шереметьево, Домодедово), Калининграда, Волгограда, Саранска, Нижнего Новгорода, Самары и Екатеринбурга, в 2018 году составило 11 633,17 млн рублей (65,2% от общего финансирования);

- реконструкция аэропортов Дальневосточного федерального округа, Байкальского региона и Арктической зоны. Финансирование реконструкции аэродромной инфраструктуры аэропортов Якутск, Хабаровск, Улан-Удэ, Норильск, Магадан, Тикси, Среднеколымск, Саккырыр, Оссора, Зея, Бомнак, Экимчан и разработки проектной документации на реконструкцию аэропортов Херпучи, Охотск, Беринговский в 2018 году составило 4 757,66 млн рублей;

- подготовка аэродромной инфраструктуры аэропорта г. Челябинска для проведения саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году. Финансирование реконструкции 17 аэродромной инфраструктуры аэропорта, в том числе завершения разработки проектной документации, в 2018 году составило 134,57 млн рублей;

- реконструкция и строительство объектов, имеющих высокую степень технической готовности. Финансирование реконструкции аэродромной инфраструктуры аэропортов городов Нижнекамска, Кызыла, Перми, Ульяновска, а также строительства нового аэропорта в г. Саратове и разработки проектной документации на реконструкцию аэропортов Воронеж, Нижнекамск в 2018 году составило 924,45 млн рублей;

- реконструкция объектов, не относящихся к вышеуказанным приоритетным направлениям. Финансирование реконструкции аэродромной инфраструктуры аэропорта Соловки в 2018 году составило 300,0 млн рублей.

Кроме того, в 2018 году были направлены средства на развитие ФБУ ЦКБ ГА – 90,12 млн рублей.

В 2018 году были достигнуты следующие результаты:

- в полном объеме завершена реконструкция аэродромных комплексов с вводом в эксплуатацию взлетно-посадочных полос аэропортов Калининград (Храброво), Нижний Новгород (Стригино), Самара (Курумоч), Баратаевка (Ульяновск) и аэродромной инфраструктуры в аэропортах Саранск и Саккырыр. Также введены в эксплуатацию взлетно-посадочные полосы в аэропортах Норильск и Улан-Удэ;

- завершена реконструкция (строительство) и введены в эксплуатацию отдельные элементы аэродромной инфраструктуры в аэропортах Шереметьево (перрон, места стоянки), Норильск (рулежные дорожки, часть перрона), Улан-Удэ (рулежные дорожки);

- за счет внебюджетных источников построены новые аэровокзальные комплексы в аэропортах Волгоград, Саранск, Симферополь, Храброво, Шереметьево (терминал B).

В 2019 году на реконструкцию и строительство аэропортовых комплексов планируется направить 30,45 млрд рублей бюджетных средств, в том числе на реализацию мероприятий в Дальневосточном регионе - 10,68 млрд рублей.

Реализация мероприятий Программы направлена на формирование условий для устойчивого развития аэропортов и, как следствие, экономики субъектов Российской Федерации, что в свою очередь оказывает положительное влияние на создание единого экономического пространства нашей страны.

Понимая важность мероприятий по реконструкции (строительству) аэропортов регионального и местного значения, расположенных в районах Арктики и Дальнего Востока, Росавиация, с учетом опыта реализации таких мероприятий в 2014-2018 годах, взвешенно подходит к вопросам сроков их реконструкции.

Дальневосточные аэропорты находятся в труднодоступных районах на значительном удалении друг от друга. С учетом климатических условий, ограничивающих срок проведения строительно-монтажных работ и доставку строительных материалов и оборудования, мероприятия по реконструкции большинства аэропортов будут осуществляться в течение трех лет.

В настоящее время с учетом указанных особенностей Росавиацией совместно с заинтересованными субъектами Российской Федерации определена приоритетность реконструкции (строительства) аэропортов, находящихся на территории Дальневосточного федерального округа.

В 2018 году Федеральным агентством воздушного транспорта во исполнение поставленной Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» задачи совместно с Минтрансом России и Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации сформирован федеральный проект «Развитие региональных аэропортов и маршрутов» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р. Ресурсное обеспечение из средств федерального бюджета реализации мероприятий Комплексного плана в части реконструкции инфраструктуры федеральных аэропортов на период 2019 – 2024 годов планируется в размере 171,7 млрд рублей.

В рамках федерального проекта «Реконструкция инфраструктуры региональных аэропортов и расширение сети авиационных маршрутов» Росавиации предусмотрено в бюджете на 2019-2021 годы 98,3 млрд рублей, в том числе: в 2019 году - 31,4 млрд рублей, в 2020 году – 30,4 млрд рублей и в 2021 году – 36,5 млрд рублей, из которых планируется направить:

- на развитие аэродромной инфраструктуры аэропортов в 2019 году - 22,5 млрд рублей, в 2020 году – 21,0 млрд рублей и в 2021 году – 26,6 млрд рублей;

- на субсидирование региональных авиаперевозок и лизинга воздушных судов в 2019 году - 8,9 млрд рублей, в 2020 году - 9,4 млрд рублей и в 2021 году - 9,9 млрд рублей.

В рамках начала реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в 2019 году планируется:

- начать 14 мероприятий по реконструкции аэродромной (аэропортовой) инфраструктуры (все проекты обеспечены проекто-сметная документация);

- начать 14 мероприятий по проектированию, а также завершить 1 (одно) мероприятие по проектированию объекта «Реконструкция аэропортового комплекса «Бегишево» (2 очередь) (г. Нижнекамск, Республика Татарстан)».

Начало реализации мероприятий позволит достичь улучшения качества обслуживания воздушных судов, пассажиров, багажа и грузов в аэропортовых комплексах, сохранить авиационное сообщение, как безальтернативное круглогодичное транспортное сообщение, в населенных пунктах районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, что обеспечит реализацию конституционных прав граждан на свободу перемещения.

В результате выполнения мероприятий будет проведена реконструкция (строительство) взлетно-посадочных полос в 48 аэропортах, в том числе в 30 аэропортах дальневосточного региона («Игнатьево» (г. Благовещенск), «Кадала» (г. Чита), Певек и др.), а также в аэропортах Томск, Ижевск, Грозный, Магнитогорск и Амдерма.

Мероприятия по субсидированию региональных авиаперевозок позволят к 2024 году увеличить:

- количество дополнительных региональных маршрутов ВВЛ до 175 (в 2019 году до 138);

- долю межрегиональных пассажирских авиационных рейсов (маршрутов), минуя Москву, в общем количестве внутренних регулярных маршрутов до 51,35% (в 2019 году до 39,0%).

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации «О развитии аэропортов Московского авиационного узла» и распоряжения Правительства Российской Федерации 25 декабря 2018 года руководитель Росавиации Александр Нерадько и генеральный директор аэропорта Шереметьево Михаил Василенко подписали концессионное соглашение в отношении аэродрома Шереметьево сроком на 49 лет.

Концессионное соглашение в отношении объектов нового строительства и реконструкции авиационной инфраструктуры аэродрома Шереметьево с объемом инвестиций порядка 61 млрд рублей является первым в рамках мероприятий по перераспределению финансовой нагрузки по развитию крупнейших аэропортов страны с федерального бюджета на аэропорты.

Одним из ключевых моментов концессионного соглашения является не только строительство и реконструкция объектов аэродрома, позволяющих обслуживать стабильно растущий пассажиро- и грузопоток, но и обеспечение будущей модернизации и капитального ремонта аэродрома Шереметьево за счет внебюджетных инвестиций.

Источником финансирования строительства и реконструкции аэродромной инфраструктуры является инвестиционная составляющая в составе тарифа за взлет-посадку, предусмотренная распоряжением Правительства Российской Федерации. По условиям концессионного соглашения все собранные средства за счет инвестиционной составляющей могут быть направлены исключительно на финансирование затрат, связанных со строительством и реконструкцией аэродромной инфраструктуры (ВПП, перроны, рулежные дорожки, очистные сооружения). По расчетам специалистов, рост тарифной нагрузки на авиакомпании составит порядка 100 рублей на одного пассажира. Подобная практика применяется в аэропортах мира.

Концессионное соглашение в отношении аэродрома Шереметьево является первым шагом к развитию Московского авиационного узла и реализации потенциала Москвы как международного авиационного узла, связывающего Европу и Азию.

В 2019 году планируется подписание концессионных соглашений с аэропортами Внуково и Домодедово.

3.2. Повышение доступности транспортных услуг для населения.

Решение данной задачи осуществлялось посредством выполнения мероприятий, на финансирование которых в 2018 году Росавиации были предусмотрены средства в объеме 18,1 млрд рублей в рамках текущих расходов, а именно:

В рамках мероприятия по содействию доступности воздушных перевозок для населения Росавиацией реализовывался комплекс мер по государственной поддержке перевозок на воздушном транспорте. Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных Росавиации на текущие расходы в 2018 году, составил 20,5 млрд рублей, из них 11,9 млрд рублей - расходы, связанные с реализацией программ субсидирования. Кассовое исполнение по мероприятиям программ субсидирования за 2018 год составило 11,2 млрд рублей или 94,2% от объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на расходы по программам субсидирования Росавиации.

Росавиацией в 2018 году реализовывались следующие программы субсидирования, направленные на развитие региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом (срок действия программ – круглогодичный):

1. Программа субсидирования региональных воздушных перевозок на территории Российской Федерации и формирования региональной маршрутной сети Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1242). Бюджетные ассигнования, выделенные на реализацию данной программы в 2018 году, составили 3,3 млрд рублей, в том числе в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2018 № 2106-р дополнительно выделено из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований в размере 0,3 млрд рублей в целях предоставления субсидий организациям воздушного транспорта на обеспечение доступности авиаперевозок в/из ДФО.

В перечень субсидируемых маршрутов включены 195 маршрутов, из них 123 - софинансируемых. Полеты выполнялись 22 авиакомпаниями… По оперативным данным перевозчиков в 2018 году выполнено 11 160,5 парных рейсов, перевезено 773 963 пассажиров на сумму 2,9 млрд рублей.

2. Программа субсидирования воздушных перевозок в целях обеспечения доступности авиаперевозок в Республику Крым, г. Калининград и с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении (далее – программа субсидирования), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2018 № 215 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению».

На реализацию программы субсидирования выделено 4,23 млрд рублей, в том числе в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2018 № 2106-р дополнительно выделено из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований в размере 0,1 млрд рублей в целях предоставления субсидий организациям воздушного транспорта на обеспечение доступности авиаперевозок в/из ДФО. Полеты выполнялись 13 авиакомпаниями… По оперативным данным авиаперевозчиков в 2018 году:

- с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении перевезено 487 780 пассажиров;

- в г. Симферополь и в обратном направлении перевезено 91 413 пассажиров; - из г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении перевезено 58 915 пассажиров.

Всего по оперативным данным перевезено 638 108 пассажиров на сумму 3,6 млрд рублей (освоение – 86,65% от общей суммы, распределенной на программу субсидирования).

Помимо перечисленных выше программ субсидирования на достижение поставленной перед Росавиацией указанной задачи косвенно оказывает влияние государственная финансовая поддержка обновления парка воздушных судов российских авиакомпаний, которая в 2018 году реализовывалась по двум программам субсидирования:

- государственная финансовая поддержка приобретения российскими авиакомпаниями на основе лизинга воздушных судов российского производства;

- государственная финансовая поддержка, направленная на финансовое обеспечение части затрат для уплаты лизинговых или арендных платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок.

Данные виды государственной поддержки способствовали задаче обновления парка воздушных судов, а также оптимизации затрат авиакомпаний.

<…>

Решение задачи по развитию региональных авиаперевозок и обеспечению потребности в авиаперевозках пассажиров на социально значимых маршрутах также в 2018 году обеспечивалось посредством оказания государственной поддержки авиапредприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и федеральным казенным предприятиям, созданным на базе аэропортов регионального и местного значения.

Программа субсидирования аэропортов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Росавиацией осуществлялась в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2018 № 135 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета аэропортам, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Данная мера государственной поддержки направлена на сдерживание роста тарифов на аэропортовые услуги в аэропортах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

<…>

В 2018 году Росавиацией представлены субсидии федеральным казенным предприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в объеме 3,305 млрд рублей… Указанные предприятия расположены в таких районах, где авиация является безальтернативным видом транспорта, являются важными социально значимыми объектами авиатранспортной инфраструктуры, обеспечивающими связность территории страны. В настоящее время в составе 7 ФКП («Аэропорты Севера», «Аэропорты Камчатки», «Аэропорты Чукотки», «Аэропорты Красноярья», «Аэропорт Амдерма», «Аэропорты Дальнего Востока», «Аэропорт Кызыл») государство обеспечивает текущее содержание и развитие 82 местных аэропортов и посадочных площадок, расположенных в районах Арктики, Дальнего Востока, Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

<…>

В 2018 году поставленные перед Росавиацией цели и задачи в области гражданской авиации решались по ряду других мероприятий, финансовое обеспечение которых предусматривалось в рамках текущих расходов, а именно:

- мероприятие «Возмещение расходов за аэронавигационное обслуживание и услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от оплаты за них»;

- мероприятие «Создание условий для реализации Программы в сфере гражданской авиации и аэронавигационного обеспечения».

<…>

В 2018 году Росавиацией в рамках указанного мероприятия организациям гражданской авиации выплачены субсидии на общую сумму 489 млн рублей <…> Объем возмещения расходов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в 2017 году составил 43,6 млн рублей <…> В 2018 году Росавиацией были возмещены средства федерального бюджета 55 организациям, оказавшим услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов государственной авиации, на общую сумму 445,4 млн рублей.

<…>

В рамках бюджетного процесса 2018 года по формированию проекта федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов Росавиация выходила с предложениями об увеличении потребности в средствах федерального бюджета до уровня ежегодно заявляемой аэропортами потребности в компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за них, в размере порядка 740 млн рублей. Необходимо отметить, что такая работа проводится Росавиацией ежегодно с 2015 года.

В рамках ежегодных бюджетных проектировок предложения Росавиации по увеличению лимита финансирования данной программы субсидирования поддержаны не были. Однако в 2018 году Росавиации за счет внутреннего перераспределения экономии с других программ субсидирования удалось единовременно увеличить лимит финансирования 2018 года на 192,3 млн рублей.

Федеральное агентство воздушного транспорта уведомляло Минтранс России о сложившейся критической ситуации… В 2019 году в целях исполнения решения Конституционного суда Российской Федерации от 16.07.2018 № 32-П издано постановление Правительства Российской Федерации от 16.01.2019 № 7, согласно которому с 2019 года у Росавиации отсутствуют полномочия по вынесению решения об отказе в предоставлении субсидии организации в связи с отсутствием в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств. Минфину России поручено предусмотреть финансирование программы субсидирования в полном объеме на очередной финансовый год и плановый период, т.е. на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.

В ведомственной структуре расходов Росавиации за счет средств федерального бюджета на реализацию программы субсидирования в 2019 году предусмотрено 252 714,8 тыс. рублей. Дефицит финансирования в 2019 году составляет порядка 460 036,4 тыс. рублей.

В целях безусловного исполнения вышеуказанных решений Росавиация заявила потребность в выделении дополнительных средств федерального бюджета на предоставление субсидий организациям в объеме, соответствующем потребности в средствах на 2019 год.

3.3. Повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Для достижения цели повышения комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы Росавиацией в 2018 году реализовывались задачи по:

- обеспечению безопасности полетов и эффективности использования воздушного пространства Российской Федерации;

- обеспечению деятельности специализированных аварийно-спасательных служб на воздушном транспорте на уровне, соответствующем международным и национальным требованиям;

- повышению эффективности противодействия террористическим угрозам гражданской авиации.

<…>

За 2018 год в воздушном пространстве Российской Федерации было обслужено более одного миллиона шестьсот тысяч (1682318) полетов воздушных судов. Из них выполнено 870119 международных полетов и 812199 внутренних полетов. Рост числа международных и внутренних полетов в 2018 году по сравнению с 2017 годом составил 10,17% и 9,56% соответственно. Транзитных полетов через воздушное пространство Российской Федерации выполнено 301209, увеличение на 7,02%. Максимальная интенсивность воздушного движения в российском небе была зафиксирована 17 августа 2018 г. и составила 5874 обслуженных за сутки воздушных судов.

Для обеспечения безопасности использования воздушного пространства в условиях устойчивого роста интенсивности воздушного движения проведены мероприятия по совершенствованию структуры воздушного пространства, процедур организации воздушного движения, а также предоставления аэронавигационной и метеорологической информации.

Общее количество используемых маршрутов ОВД в 2018 году достигло 1056, общей протяженностью более 865 тыс. км; из них международных – 622, протяженностью более 487 тыс. км; внутренних – 273, протяженностью более 141 тыс. км.

Реализованы мероприятия по внедрению в верхнем воздушном пространстве маршрутов зональной навигации. В рамках реализации требований приказа Минтранса России от 05.04.2017 № 136 «Об утверждении типов требуемых навигационных характеристик для маршрутов зональной навигации» с 29 марта 2018 г. внедрено 142 маршрута зональной навигации (из них 94 маршрута по навигационной спецификации RNAV 5 и 48 по RNAV 10). Общее количество маршрутов зональной навигации в верхнем воздушном пространстве достигло 161, протяженностью более 236 тыс. км. В период с марта по сентябрь 2018 года по маршрутам RNAV выполнено 262788 международных и 186128 внутренних полетов.

В 2018 году была продолжена работа по обеспечению безопасности в воздушном пространстве Российской Федерации. При непосредственном участии Росавиации Минтрансом России установлено 268 запретных зон и 1043 зоны ограничения полетов, из них для 309 зон ограничения полетов установлен круглосуточный режим работы, в том числе над заповедниками – 235. Информация о режиме работы 734 зон ограничения полетов доводится посредством извещения НОТАМ.

<…>

В 2018 году продолжались работы по модернизации объектов ЕС ОрВД. Завершены работы по созданию Тюменского и Екатеринбургского укрупненных центров ЕС ОрВД, включающие строительство технологических зданий и оснащение АС ОрВД. Центры введены в эксплуатацию. Продолжается выполнение работ по созданию Санкт-Петербургского, Новосибирского, Якутского укрупненных центров ЕС ОрВД. Завершение работ и ввод в эксплуатацию Новосибирского укрупненного центра ЕС ОрВД планируется в 2019 году.

За отчетный период построены и введены в эксплуатацию <…>

В 2018 году при перевозке пассажиров, грузов, а также при выполнении авиационных работ эксплуатантами воздушных судов коммерческой гражданской авиации Российской Федерации произошло 19 авиационных происшествий, в том числе 9 катастроф с гибелью 104 человек. Для сравнения, в 2017 году в коммерческой гражданской авиации произошло 15 авиационных происшествий, в том числе 7 катастроф, в которых погибли 25 человек. Основные факторы опасности, приведшие к авиационным происшествиям в 2018 году: 1. Потеря управления в полете <…> 2. Выкатывание за пределы ВПП при посадке <…> 3. Столкновение с землей или препятствиями в управляемом полете <…>

В течение 2018 года с воздушными судами авиации общего назначения произошло 23 авиационных происшествия (в 2017 году – 24), в том числе 13 катастроф с гибелью 24 человек (в 2017 году – 13 катастроф с гибелью 26 человек). Для авиационных происшествий с воздушными судами АОН характерными являются такие типы событий, как потеря управления в полете, столкновение с землей или препятствиями в управляемом полете, отказы авиационной техники из-за нарушения правил ее эксплуатации. По-прежнему актуальной остается проблема сознательных нарушений правил полетов частными владельцами воздушных судов АОН: сознательное выполнение полета с превышением допустимых ограничений, полеты в состоянии алкогольного опьянения, полеты при отсутствии сертификата летной годности воздушного судна.

С целью предотвращения авиационных происшествий Росавиацией были разработаны и предложены свыше 250 рекомендаций по безопасности полетов, опубликованных в 20 приказах Росавиации о реализации мероприятий по безопасности полетов по результатам расследований 32 авиационных происшествий и в 22 информациях по безопасности полетов с учетом оперативной информации о факторах опасности при эксплуатации и обеспечении полетов воздушных судов:

<…>

4. Проведение проверок воздушных судов на перроне с целью контроля соблюдения российскими эксплуатантами сертификационных требований, правил выполнения и обеспечения полетов. В течение 2018 года инспекторами Росавиации было проведено 4465 проверок на перроне. В зарубежных аэропортах российские авиакомпании в течение 2018 года были проверены 447 раз (в 2017 г. – 552 раза).

Коэффициент риска RATIO (консолидированный рейтинг) всех российских авиакомпаний, выполняющих полеты в государства-участники программы оценки безопасности иностранных воздушных судов (SAFA), имеет тенденцию к устойчивому улучшению: за период с 2010 года улучшился в 4 раза.

В целях оперативного решения возникающих вопросов продолжены технические консультации с Европейской комиссией по вопросам обеспечения безопасности полётов российских авиакомпаний - в апреле и октябре 2018 года принято участие в 2-х технических консультациях. В ходе консультаций представителями Европейской комиссии отмечена устойчивая положительная динамика в деятельности Росавиации в сфере безопасности полётов и предложено продолжить эффективный диалог в интересах безопасности, в том числе в формате технических консультаций.

На данный момент ни одна российская авиакомпания не рассматривается для включения в «черный список» ненадежных перевозчиков.

В рамках оказания государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов в 2018 году в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации зарегистрировано 64 новых воздушных судна отечественного производства – 23 самолета и 41 вертолет, в том числе:

- 20 самолетов типа RRJ-95B (на уровне 2017 года – было 23 ВС);

- 12 вертолетов типа «Ансат» (в 2 раза больше по сравнению с 2017 годом).

Всего в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации по состоянию на 01.01.2019 зарегистрировано 8 810 пилотируемых воздушных судов.

В целях повышения качества оказания государственных услуг по государственной регистрации гражданских воздушных судов, прав и сделок с ними разработаны соответствующие административные регламенты, предусматривающие возможность получения государственной услуги в любом территориальном органе Росавиации по выбору заявителя, а также в электронном виде при обращении заявителя посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).

В настоящее время эти административные регламенты проходят согласование в Минтрансе России, а их утверждение станет также одним из факторов стимулирования регистрации воздушных судов иностранного производства, используемых российскими эксплуатантами, в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

<…>

Реализация мероприятия по обеспечению охвата территории Российской Федерации деятельностью специализированных поисково- и аварийно-спасательных служб на воздушном транспорте. В сфере авиационно-космического поиска и спасания в 2018 году Росавиация продолжала работу по совершенствованию функционирования Единой системы авиационно-космического поиска и спасания.

Поисково-спасательное обеспечение в части дежурства поисково-спасательных воздушных судов и экипажей в 2018 году осуществлялось с привлечением 79 экипажей поисково-спасательных воздушных судов, в том числе на самолетах - 22 экипажа, на вертолётах - 57 экипажей.

Совместно с экипажами поисково-спасательных воздушных судов дежурство осуществляли 65 спасательных парашютно-десантных групп из состава федеральных казенных учреждений (61 региональной поисково-спасательной базы), подведомственных Росавиации. Указанный состав сил и средств позволил прикрывать в поисково-спасательном отношении 78% территории Российской Федерации.

В 2018 году в Российской Федерации проведена 51 поисково-спасательная операция (работа) (далее – ПСО(Р)). Из них 35 - выполнено по воздушным судам гражданской авиации, 11 - по спасанию людей на море и 4 - по воздушным судам государственной авиации. В ходе ПСО(Р) спасено 46 членов экипажа, 58 пассажиров воздушных судов и 6 человек при спасании на море. Общее число спасенных - 110 человек. Обнаружено погибшими - 121 человек.

<…>

В 2018 году Росавиацией было успешно организовано поисково-спасательное обеспечение четырех запусков транспортных пилотируемых кораблей (далее – ТПК) «Союз МС», один из которых 11 октября 2018 года, в связи с аварией ракетоносителя, завершился аварийной посадкой спускаемого аппарата ТПК «Союз МС-10» с международным экипажем на борту. В данной ситуации оперативность и профессионализм действий сил и средств поиска и спасания позволили своевременно оказать помощь космонавтам, что было отмечено Государственной комиссией по проведению летных испытаний пилотируемых космических комплексов.

Также были обеспечены в поисково-спасательном отношении четыре посадки спускаемых аппаратов ТПК «Союз МС», три запуска транспортных грузовых кораблей «Прогресс МС» на Международную космическую станцию и два запуска с космодрома Байконур ракетоносителей «Протон-М» с космическими аппаратами различного назначения.

<…>

Решение задачи по повышению эффективности противодействия террористическим угрозам гражданской авиации в целях защиты жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, в 2018 году осуществлялось в рамках реализации Федерального закона «О транспортной безопасности».

За 2018 год в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средствах воздушного транспорта поступило 158 сообщений об угрозах совершения актов незаконного вмешательства, в том числе 103 сообщения содержали угрозы террористического характера. В этот же период службами авиационной безопасности аэропортов было выявлено и пресечено 8 попыток несанкционированного проникновения на объекты гражданской авиации, а также 65436 попыток проноса пассажирами предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте.

<…>

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.01.2018 № 7 и положениями Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет о сотрудничестве в сфере обеспечения безопасности гражданской авиации от 15 декабря 2017 года Росавиацией была организована работа по возобновлению воздушного сообщения между Россией и Египтом.

В результате с 11 апреля 2018 года восстановлено регулярное воздушное сообщение между Москвой и Каиром, прерванное в ноябре 2015 года после произошедших трагических событий в небе над Синайским полуостровом.

<…>

Сертификация гражданской авиационной техники и подтверждение соответствия юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление воздушных судов

В 2018 году в целях реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. № 1283 и от 07 октября 2016 г. № 1011 Росавиацией проводилась работа с выдачей одобрительных документов:

- по обязательной сертификации гражданской авиационной техники;

- подтверждению соответствия юридических лиц, осуществляющих разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, требованиям авиационных правил.

Осуществлялись: государственный контроль за обеспечением соответствия требованиям к летной годности и к охране окружающей среды типовой конструкции авиационной техники; аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров); международное взаимодействие в данной сфере.

В 2018 году в Росавиацию поступило 363 заявки, выполнены работы по 177 заявкам на сертификацию авиационной техники. Совместно с Авиарегистром России, ПАО «Корпорация «Иркут» и другими заинтересованными организациями продолжались работы по сертификации самолета МС-21.

15 октября 2018 года по итогам проведенных сертификационных работ Росавиация выдала Сертификат типа на авиационный маршевый двигатель ПД-14 для самолета МС-21, что является значимым этапом развития отечественного двигателестроения.

В целях подтверждения соответствия юридических лиц, осуществляющих разработку воздушных судов и другой авиационной техники, требованиям авиационных правил в Росавиацию в 2018 году поступило 36 заявок. <…> Также в 2018 году поступило 33 заявки от организаций-изготовителей авиационной техники. Выполнены работы по подтверждению соответствия и оформлены Сертификаты одобрения производственной организации 14-ти организациям. <…> В 2018 году поступило 11 заявок на аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в части сертификации авиационной техники. Выполнены работы по 10-ти испытательным лабораториям <…>

Работы по всем поступающим в Росавиацию заявкам выполняются в сроки в соответствии с планами заявителей.

Установлено взаимодействие с зарубежными авиационными ведомствами ЕС, КНР, Индии, Турции, Канады, Италии, государств Латинской Америки, Азии, реализованы конкретные мероприятия, позволяющие осуществлять и развивать экспорт авиатехники и признание ее типовой конструкции за рубежом, заключаются соответствующие рабочие соглашения с целью минимизации административного и экономического бремени от повторной сертификации за рубежом при экспортных поставках.

<…>

29 января 2018 г. между Росавиацией и Европейским агентством по безопасности полетов EASA подписано Рабочее соглашение в области летной годности. Данный документ обеспечивает работу с европейским авиационным ведомством по всему спектру валидационных проектов. В соответствии с согласованной Росавиацией и EASA Дорожной картой развития сотрудничества к подписанному Рабочему соглашению в течение 2018 г. состоялось три встречи (в мае и октябре 2018 г. и в январе 2019 г.) для взаимной оценки соответствия систем сертификации авиационной техники.

По результатам ознакомления с российской системой замечаний со стороны EASA не отмечено. Уже в 1 квартале 2019 г. планируется согласовать с EASA Процедуры реализации Рабочего соглашения, охватывающие вопросы признания одобрительных документов, выдаваемых на авиационную технику и ее разработчикам. Установленное с EASA взаимодействие крайне важно для проведения в Европе работ по валидации российского самолета МС-21 и двигателя ПД-14 к нему в плановые сроки.

Важным событием в данном сотрудничестве также явилось то, что 12 декабря 2018 г. ПАО «НПП «Аэросила» – разработчик и изготовитель вспомогательной силовой установки ТА18-100, предназначенной для использования на самолётах и вертолётах, получило одобрительный документ EASA ETSO (аналог российского Свидетельства о годности комплектующего изделия).

Получение европейского документа – значимое событие для российской авиационной промышленности с точки зрения перспектив продвижения российской авиационной техники на международные рынки, расширяет конкурентные возможности дальнейшего применения ТА18-100, обладающего, как и другие двигатели семейства, удельными и эксплуатационными параметрами на лучшем мировом уровне. EASA впервые выдало ETSO на комплектующие изделия авиационного применения, подобные ТА18-100, разработанные в Российской Федерации.

В целях получения одобрительного документа на российский агрегат в течение 2017-2018 годов проведена значительная совместная работа специалистов ПАО «Аэросила», Росавиации и EASA по организации взаимодействия, проработке европейских сертификационных требований, подготовке необходимой доказательной документации. По результатам проведенной работы все предъявляемые требования европейских сертификационных спецификаций были подтверждены.

Работы, успешно завершившиеся вручением российскому вспомогательному двигателю ТА18-100 документа ETSO, подтверждают, что Росавиация и EASA эффективно и тесно взаимодействуют по вопросам летной годности, имеются реальные результаты совместной работы, и сотрудничество планируется и далее развивать на основе взаимности и симметричности применяемых подходов при валидации как российской техники в Европе, так и европейской авиационной техники в России.

<…>

Государственная услуга по подтверждению соответствия юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил

<…>

По состоянию на 31.12.2018 в федеральной государственной информационной системе «Реестр эксплуатантов воздушного транспорта» зарегистрировано: эксплуатантов, имеющих сертификат эксплуатанта для осуществления коммерческих воздушных перевозок – 109, в том числе 105 действующих; эксплуатантов, имеющих сертификат эксплуатанта для выполнения авиационных работ – 243, в том числе 209 действующих; эксплуатантов, имеющих свидетельство эксплуатанта АОН – 70, в том числе 65 действующих.

Авиакомпании, имеющие действующий сертификат эксплуатанта для осуществления коммерческих воздушных перевозок (105 эксплуатантов), распределены по федеральным округам следующим образом:

<…>

Росавиацией и её территориальными органами в 2018 году в отношении эксплуатантов, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, проведено 230 плановых проверок базовых объектов, 888 плановых проверок на маршруте и на перроне и 26 внеплановых проверок. При проведении проверок базовых объектов эксплуатантов выявлено: - 2604 замечания; - 1946 несоответствий требованиям ФАП. При проведении проверок на маршруте выявлено: - 181 замечание; - 80 несоответствий требованиям ФАП. При проведении проверок на перроне выявлено: - 291 замечание; - 108 несоответствий требованиям ФАП.

По результатам проведенных в 2018 году проверок и выполненных процедур подтверждения соответствия заявителей (эксплуатантов) требованиям федеральных авиационных правил Росавиацией: - выданы 4 сертификата эксплуатанта для осуществления коммерческих воздушных перевозок; - внесены изменения в сертификаты эксплуатанта в связи с освоением нового типа воздушного судна 16 эксплуатантам; - допущено к выполнению международных полетов 2 эксплуатанта; - отказано в выдаче сертификата эксплуатанта 8 заявителям; - аннулированы 6 сертификатов эксплуатантов; - приостанавливалось действие 2 сертификатов эксплуатантов; - вводились ограничения в действие сертификатов 10 эксплуатантов.

Основной причиной введения ограничений в действие сертификатов эксплуатантов, приостановления и аннулирования сертификатов эксплуатантов в 2018 году явилось неудовлетворительное финансово-экономическое состояние некоторых авиакомпаний, а также нарушение ими требований федеральных авиационных правил в части подготовки и выполнения полетов.

Территориальными органами Росавиации в соответствии с ФАП-249 в 2018 году выдано 40, приостанавливалось действие 25 и аннулировано 43 сертификата эксплуатанта для выполнения авиационных работ. В 2018 году территориальными органами Росавиации в соответствии с ФАП-147 (АОН) выдано 9, приостанавливалось действие 4 и аннулировано 9 свидетельств эксплуатанта авиации общего назначения.

<…>

Государственная услуга по подтверждению соответствия образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня, требованиям федеральных авиационных правил

По состоянию на 31.12.2018 в Реестре АУЦ зарегистрировано 68 российских авиационных учебных центров, имеющих дополнительно филиалы. Всего же реализация программ подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации фактически осуществлялась в 30 субъектах Российской Федерации 85 российскими АУЦ, из них 68 юридических лиц, имеющих сертификат АУЦ, и 17 филиалов. В 59 АУЦ (в том числе, филиалах) осуществлялась подготовка на воздушные суда отечественного производства; в 17 АУЦ (в том числе, филиалах) – подготовка пилотов АОН.

Российские авиационные учебные центры и их филиалы распределены по федеральным округам следующим образом: Центральный федеральный округ – 41; Приволжский федеральный округ – 10; Северо-Западный федеральный округ – 9; Дальневосточный федеральный округ – 4; Южный федеральный округ – 5; Уральский федеральный округ – 3; Сибирский федеральный округ – 12; Северо-Кавказский федеральный округ – 1.

В истекшем году Росавиация осуществляла рассмотрение заявлений и комплектов документов с целью выдачи сертификата авиационного учебного центра, внесения изменений в сертификат АУЦ, внесения изменений в приложение к сертификату АУЦ. За 2018 год Росавиацией: в рамках оказания государственной услуги проведена 161 проверка российских АУЦ; выдано 18 и переоформлено 3 сертификата АУЦ; внесены изменения в приложения к сертификатам 49 АУЦ в части изменения перечня программ подготовки; в рамках оказания государственной услуги проведено 37 проверок зарубежных АУЦ; выданы сертификаты 8 зарубежным АУЦ; внесены изменения в приложения к сертификатам 10 зарубежных АУЦ в части изменения перечня программ подготовки.

В рамках реализации положений федеральных авиационных правил, в соответствии с планом проверок на 2018 год, утвержденным руководителем Росавиации, в 2018 году Росавиацией проведено 59 плановых проверок АУЦ на их соответствие требованиям ФАП-289. В связи с нарушениями требований федеральных авиационных правил, в том числе грубых, выявленных в ходе проведения плановых проверок, а также в ходе проверок соответствия АУЦ требованиям ФАП-289 в рамках оказания государственных услуг, в текущем году аннулировано 12 сертификатов российских АУЦ и 1 сертификат зарубежного АУЦ.

Одной из основных причин аннулирования сертификатов АУЦ явилось, прежде всего, нарушение авиационными учебными центрами требований федеральных авиационных правил, выразившееся в: реализации программ не в полном объеме; реализации программ, не внесенных в сертификат АУЦ; отсутствии необходимой для реализации программ материально-технической базы и соответствующего требованиям федеральных авиационных правил преподавательского и инструкторского состава, что, в свою очередь, ведет к снижению качества подготовки авиационного персонала гражданской авиации и увеличению рисков, создающих угрозу безопасности полетов гражданских воздушных судов.

В 2018 году продолжена работа, направленная на подготовку курсантов (студентов) выпускных курсов образовательных организаций гражданской авиации, подведомственных Росавиации, на воздушные суда, эксплуатируемые авиакомпаниями. По соответствующей заявке от авиакомпании и с учетом дополнительного финансирования со стороны будущего работодателя, так как эта подготовка осуществляется по программам дополнительного профессионального образования, финансирование которых не входит в ФГОС, за 2018 год подготовлено 103 человека. Всего, в период с 2014 по 2018 год, образовательными организациями гражданской авиации для ПАО «Аэрофлот» подготовлен 171 выпускник на типы ВС, эксплуатируемые авиакомпанией. ФГБОУ ВО УИ ГА подготовлено 147 выпускников на ВС В-737, А-320, SSJ-100, ФГБОУ ВО СПбГУ ГА подготовлено 24 выпускника на А-320 .

<…>

В истекшем году по-прежнему одним из важнейших направлений работы Росавиации являлась реализация требований постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2013 № 670 «Об утверждении правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации».

В целях реализации данного постановления высшая квалификационная комиссия Росавиации и территориальные квалификационные комиссии территориальных органов Росавиации в 2018 году провели 8 470 проверок соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, из них в центральном аппарате Росавиации – 2 738.

Центральной врачебно-летной экспертной комиссией гражданской авиации и врачебно-летными экспертными комиссиями гражданской авиации в истекшем году проведено 43 341 медицинское освидетельствование лиц авиационного персонала гражданской авиации, признано негодными по состоянию здоровья – 2 632, в том числе: членов летных экипажей - 19 960, из них признаны негодными к работе – 324; членов кабинных экипажей – 8 899, из них признаны негодными к работе – 1 500; диспетчеров УВД – 3 790, из них признаны негодными к работе – 231; кандидатов, поступающих в образовательные организации гражданской авиации на обучение по программам подготовки пилотов и диспетчеров УВД – 3 356, из них признаны негодными к обучению – 510 (15%) человек.

В 2018 году увеличилось количество освидетельствованных лиц в возрасте 50-59 лет и 60 лет и старше. Несмотря на увеличение возраста членов летных экипажей, число признанных негодными в 2018 году уменьшилось и составило 1,6%, что сопоставимо с результатами освидетельствования пилотов в европейских странах.

Следует обратить особое внимание на то, что ЦВЛЭК ГА продолжает расширять использование в практической работе принципа «гибкости» ИКАО, в результате чего увеличилось число принятых официальных медицинских заключений (право ЦВЛЭК ГА на применение индивидуальной оценки для допуска к летной работе), что позволило сохранить в строю большое количество опытных пилотов: в 2016 году было выдано 428 официальных медицинских заключений; в 2017 году – 556 официальных медицинских заключений; в 2018 году – 830 официальных медицинских заключений.

Кроме того, уменьшилось количество лиц летного состава, отстраненных от профессиональной деятельности по нейросенсорной тугоухости, с 85% от числа всех негодных к летной работе в 2015 году до 61% в 2018 году, а первичная заболеваемость нейросенсорной тугоухостью снизилась с 1346 человек в 2011 году, до 191 ч. в 2017 году и продолжила снижаться в 2018 году.

Продолжают улучшаться и показатели охвата лечением авиационного персонала в ЦКБ ГА. Так в 2018 году ЦВЛЭК ГА в процессе освидетельствования было направлено на лечебно-оздоровительные мероприятия 380 человек – 14,4%, которые преимущественно были проведены в профильных отделениях ЦКБ ГА, что позволило восстановить годность к летной работе значительной части пилотов. За последние пять лет данный показатель вырос на 9,6% .

Хотелось бы отметить, что в 2018 году зарегистрирована положительная динамика и в качестве врачебно-летной экспертизы - уменьшилось количество расхождений между решениями ВЛЭК ГА и ЦВЛЭК ГА, что свидетельствует о повышении качества работы врачебно-летных экспертных комиссий гражданской авиации.

Государственная услуга по выдаче свидетельств специалистам авиационного персонала гражданской авиации

В 2018 году в ходе оказания государственной услуги по выдаче свидетельств специалистов из числа авиационного персонала гражданской авиации Росавиацией выдано 20 661 свидетельство. Из них 17 667 свидетельств членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации и полетных диспетчеров, и 2 994 свидетельства специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов.

<…>

Оказание государственных услуг по выдаче сертификатов летной годности

Общее количество воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и в реестрах зарубежных стран, находящихся в эксплуатации российских авиакомпаний, составляет 9960 ед. В настоящее время в эксплуатации находятся 2789 воздушных судов нижеперечисленных категорий, в том числе: магистральных самолетов 852; региональных самолетов 807; грузовых самолетов 105; вертолетов 898; Аэростатических и единичных экземпляров 127.

При этом в эксплуатации находится 1147 воздушных судов иностранного производства.

За 2018 год с российских заводов – изготовителей было поставлено 70 воздушных судов, в том числе 25 - RRJ-95В, 1 - Ту-204-100 и 44 вертолета, в том числе 8 - Ансат, 36 - Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ.

В поддержании летной годности поставляемых авиационной промышленностью в гражданскую авиацию воздушных судов имеются проблемы с надежностью комплектующих изделий, не отлаженной системой восстановления отказавших деталей и агрегатов, несбалансированным ценообразованием на запасные части, материалы и комплектующие изделия.

Основная работа в 2018 году была направлена на своевременное и качественное предоставление услуг в части выдачи организациям по техническому обслуживанию (далее – ТО) сертификатов соответствия на право выполнения ТО авиационной техники, выдачи сертификатов летной годности гражданским воздушным судам, разрешений на бортовые радиостанции и свидетельств авиационному персоналу гражданской авиации. В 2018 году Росавиацией выдан 51 сертификат соответствия организаций по ТО.

Росавиацией и территориальными органами было организовано и проведено более 230 инспекционных проверок организаций по техническому обслуживанию авиационной техники. По результатам проведенных инспекции организаций по ТО приостановлена деятельность – 4 организаций (ООО «Симавиа», НСК Авиа, ООО «АвиаТехСервис», ООО «АСК Чулым»). По заявлению организаций по ТО аннулировано 7 сертификатов по ТО (АО «Росаэро», ООО «Скай Сервис Техник», ООО «Аэрокомплекс», АО «МАВ» аэропорт Владикавказ, АО «Международный аэропорт Иркутск», АО «Рэд Вингс», АО «Аэропорт Астрахань»).

Росавиацией и ее территориальными органами организованы и проведены инспекции гражданских воздушных судов с целью оценки их летной годности и выдано 1827 сертификатов летной годности воздушного судна (143 – Росавиация, 1684 – МТУ Росавиации), в том числе 671 сертификат летной годности по единичным экземплярам воздушного судна авиации общего назначения.

Отказано в предоставлении услуги по сертификации воздушных судов 59 заявителям из-за несоответствия представленных документов требованиям ФАП, это на 26% больше, чем в 2017 году (44 ВС). В 2018 году было приостановлено 52 сертификата летной годности из-за несоответствий воздушных судов требованиям ФАП, выявленных при проведении инспекционного контроля ВС, нарушений правил технической эксплуатации и авиационных событий с ВС, что на 50% больше по сравнению с 2017 годом (26ВС). Было аннулировано 2 сертификата летной годности ВС по причине неустранения замечаний при инспекции воздушных судов и авиационных событий.

<…>

В период 2018 года Росавиацией было выдано 563 разрешения на бортовые радиостанции (что на 7% больше чем за 2017 г.), устанавливаемые на ВС, 706 свидетельств авиационно-технического персонала (что на 9% больше чем в 2017 г.).

Росавиация в 2018 году провела рабочую встречу с Бермудской авиационной администрацией по вопросу заключенного соглашения в соответствии со статьей 83 bis Чикагской Конвенции и находилась в постоянном контакте с представителями разработчиков авиационной техники «Boeing», «Airbus», «Bombardier» и др. по вопросам поддержания летной годности ВС иностранного производства. Около 90% коммерческих перевозок пассажиров выполняется на ВС иностранного производства, зарегистрированных в офшорных реестрах.

Контроль за соответствием иностранного воздушного судна типовой конструкции, поддержанием его летной годности, выдачи сертификата летной годности, контроль за состоянием воздушного судна и обеспечением его безопасной эксплуатации фактически находится в компетенции иностранных государств. Необходимо на законодательном уровне принять решение о регистрации этих ВС в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

<…>

Участие в реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».

В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы», подпрограммы «Реализация образовательных программ профессионального образования» Росавиацией профинансированы основные мероприятия «Реализация образовательных программ высшего образования» и «Реализация образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения» в 2018 году в объеме 5 110,45 млн рублей.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», во исполнение цели 9 Плана деятельности Минтранса России на 2013-2018 годы, в 2018 году обеспечено повышение заработной платы профессорскопреподавательского состава, педагогических работников, врачей, среднего и младшего медперсонала в образовательных организациях, подведомственных Росавиации, до установленного данным указом уровня и, соответственно, достигнуты целевые показатели заработной платы указанных категорий работников.

Соотношение средней заработной платы к средней заработной плате в соответствующем регионе составило: педагогических работников среднего профессионального образования учреждений высшего образования - 100,0%; преподавателей и научных сотрудников образовательных учреждений высшего образования - 200%; врачей -200%; среднего и младшего медперсонала – 100%.

Следует отметить, что объем предусмотренных бюджетных ассигнований недостаточен для обеспечения уровня оплаты труда летно-инструкторского и инженерно-технического состава до сопоставимого с оплатой труда этих категорий работников в авиакомпаниях и на предприятиях гражданской авиации. Актуальность данного вопроса растет, вместе с тем, систематические обращения Росавиации в Минфин России, в Минобрнауки России в рамках формирования проектов бюджетов на очередной год и плановый период и в течение текущего финансового года положительных результатов не имели.

В свою очередь, Росавиацией направлялись предложения в Минтранс России в целях разрешения данной проблемы путем утверждения постановления Правительства Российской Федерации, повышающего действующую в настоящее время ставку летного часа в размере 500 руб./час до 3000 тыс. руб./час.

В 2018 году общая численность обучающихся в подведомственных Росавиации учебных заведениях гражданской авиации составила 26276 человек, из них 17662 человека или 67,2% обучалось за счет средств федерального бюджета, 8614 человек или 32,8% – с полным возмещением затрат. В 2018 году прием абитуриентов в образовательные организации гражданской авиации осуществлялся в соответствии с установленными для Росавиации приказами Минобрнауки России контрольными цифрами приема, которые выполнены полностью.

Контрольные цифры приема на подготовку граждан с высшим образованием по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки были утверждены в объеме 2397 чел. (в 2017 году – 2384 чел.), в том числе на очную форму обучения – 1661 чел. (в 2017 году – 1518 чел.). Общее увеличение по сравнению с 2017 годом составило 13 чел., по очной форме обучения на 141 чел.

Число бюджетных мест по программам специалитета по сравнению с предыдущим 2017 годом увеличено на 40 ед., прием в 2017 году составил 879 чел., в том числе по очной форме обучения – 634 чел. По программам аспирантуры прием уменьшен на 1 ед. и по сравнению с 2017 годом и составил в 2018 году – 38 чел. Увеличилось количество бюджетных мест по программам магистратуры: со 177 бюджетных мест в 2017 году до 207 бюджетных мест в 2018 году.

Прием на обучение по программам бакалавриата за счет средств федерального бюджета уменьшился и составил 1277 чел. (в 2017 году – 1334 чел.) при увеличении количества бюджетных мест по очной форме обучения до 877 чел. (в 2017 году – 77 814 чел.). На уровень среднего профессионального образования контрольные цифры приема в 2017 году за счет средств федерального бюджета утверждены в объеме 2400 чел. (в 2017 году – 2460 чел.), в том числе на очную форму обучения – 2380 чел. Сокращение по сравнению с 2017 годом составило 60 человек.

Прием на ведущие транспортные укрупненные группы специальности высшего образования (аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетнокосмической техники, транспортные средства) за счет средств федерального бюджета в 2018 году увеличился по сравнению с 2017 годом на 3,9% и составил 2158 человек (89,9% от численности принятых). Прием на ведущие транспортные укрупненные группы профессий и специальностей среднего профессионального образования за счет средств федерального бюджета в 2018 году увеличился по сравнению с 2017 годом на 1% и составил 2115 человек (88,1% от численности принятых).

Всего в образовательные организации гражданской авиации за счет средств федерального бюджета по программам высшего образования и среднего профессионального образования принят 4801 человек (в 2017 – 4849 чел.), в том числе на очную форму обучения 4045 человек (в 2017 – 3964 чел.), на заочную –756 человек (в 2017 – 885 чел.).

На внебюджетное обучение в учебные заведения гражданской авиации по программам высшего и среднего профессионального образования в 2018 году принято 3167 чел. (в 2017 году – 2687 чел.), в том числе по программам высшего образования – 1446 чел., а по программам среднего профессионального образования – 1721 чел.

В 2018 году средний проходной балл по ЕГЭ на разные специальности и направления подготовки на бюджетные места по программам высшего образования в образовательные организации гражданской авиации составил от 156 до 226 баллов (ФГБОУ ВО УИ ГА от 166 до 231балла, ФГБОУ ВО СПбГУ ГА от 158 до 242 баллов и МГТУ ГА от 145 до 206 баллов). На специальности «пилот» проходной балл ЕГЭ в высшие образовательные организации гражданской авиации составил: в ФГБОУ ВО УИ ГА – 230 баллов, в ФГБОУ ВО СПбГУ ГА – 235 баллов.

Проходной балл в подведомственные профессиональные образовательные организации по программам среднего профессионального образования на разные профильные технические специальности в среднем составил от 3,2 до 4,8 баллов, на летные специальности проходной балл составил от 4.0 до 4,5 баллов.

В 2018 году набор на летные специальности в образовательные организации гражданской авиации составил 889 человек, в том числе за счет средств федерального бюджета – 775 человек (325 человек в образовательные организации высшего образования и 450 – в филиалы). При этом на специальность «пилот» по целевому приему принят в образовательные организации высшего образования гражданской авиации 161 человек. Целевой набор на летную специальность в образовательные организации гражданской авиации позволяет: - решить вопрос трудоустройства выпускников; - осуществить проведение дополнительной подготовки студентов во время их обучения на конкретный тип воздушного судна за средства авиакомпании; - планировать авиакомпаниям привлечение пилотов на перспективу 4-5 лет.

Целевой прием в вузы гражданской авиации по программам высшего образования в 2018 году составил 433 чел. (в 2017 году – 420 чел.), по программам специалитета 272 чел. (в 2017 году – 276 чел.), по программам бакалавриата 161 чел. (в 2017 году – 144 чел.). Целевой прием использовался в первую очередь для обеспечения «профильных» направлений подготовки: Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники – 351 чел., Техника и технологии наземного транспорта – 14 чел., Технология транспортных процессов – 16 чел.

В 2018 году из подведомственных образовательных организаций было выпущено по уровню высшего образования всего 2817 чел., в том числе по очной форме обучения –1419 чел., по программам аспирантуры – 21 чел., в том числе по очной форме обучения – 21 чел., по программам специалитета – 960 чел., в том числе по очной форме обучения – 550 чел., по программам магистратуры – 92 чел., в том числе по очной форме обучения – 43 чел., бакалавров –1744 чел., в том числе по очной форме обучения – 805 чел., прикладной бакалавриат – 1388 чел., в том числе по очной форме обучения – 608 чел.

По уровню среднего профессионального образования было выпущено всего 2509 чел., в том числе по очной форме обучения – 2236 чел., по специальностям среднего профессионального образования – 2509 чел., в том числе по очной форме обучения – 2236 чел.

Выпуск пилотов в 2018 году из образовательных организациях гражданской авиации по плану должен был составить 827 человек, в связи с задержкой выпуска пилотов из ФГБОУ ВО УИ ГА и его филиалов выпуск пилотов составил 549 человек. Установленный объем выпуска пилотов из образовательных организаций гражданской авиации позволит удовлетворить прогнозируемую потребность авиакомпаний в будущем.

В образовательных организациях активно развивается международное сотрудничество. В 2018 году в подведомственных Росавиации образовательных организациях проходило обучение 1633 иностранных студента из 62 стран, в том числе за счет бюджетных средств – 571 чел.

Образовательными организациями продолжалась профориентационная работа по привлечению абитуриентов, наиболее подготовленных с точки зрения знаний и мотивации, к обучению с последующим трудоустройством в отрасли. ВУЗы гражданской авиации значительно расширили деятельность по профориентации, повышению престижности работы в отрасли.

Проводимый Министерством образования и науки Российской Федерации мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования Российской Федерации за все периоды показал, что все образовательные организации высшего образования гражданской авиации и их филиалы признаны эффективными образовательными организациями среди образовательных организаций России.

По данным мониторинга, проведенного Минобрнауки России, у всех трех образовательных организаций гражданской авиации показатель трудоустройства превышает установленное пороговое значение. В связи с принятием Федерального закона от 03.08.2018 № 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения» внесен ряд изменений по заключению договора о целевом приеме абитуриентов и заключению договора о целевом обучении в образовательных организациях высшего образования.

Росавиацией при участии Минтруда России и Федеральной службы по труду и занятости и органов по труду и занятости субъектов Российской Федерации (г. Москвы, Московской и Саратовской областей) в течение 2018 года принимались меры по оказанию содействия в трудоустройстве высвобождаемым работникам АО «Саратовские авиалинии» и ООО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА», а также меры, направленные на недопущение необоснованного высвобождения работников авиапредприятий и организаций гражданской авиации, в том числе работников предприятий и организаций гражданской авиации, расположенных в удаленных и труднодоступных регионах и местностях Российской Федерации.

<…>

4. О НАЛИЧИИ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ, ПРИНИМАЕМЫХ МЕРАХ ПО ИХ РЕШЕНИЮ, А ТАКЖЕ ФАКТОРАХ, ОТРИЦАТЕЛЬНО ПОВЛИЯВШИХ НА ВЫПОЛНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ В 2018 ГОДУ

<…>

5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2019 ГОД И СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ С ХАРАКТЕРИСТИКОЙ КОНКРЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

<…>

Дополнительная информация:

С полным текcтом доклада можно ознакомиться на сайте Росавиации: https://www.favt.ru/o-rosaviacii-kollegija-materially/?id=5204


Aviation EХplorer



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer