Но что же такое первый полет? Это ведь не только первый в истории отрыв летательного аппарата от земной поверхности и перемещение в воздушном пространстве. Это целая история, причем история не только в контексте рассказов из серии «как я провел лето». Такое событие запомнится на многие - многие годы. Будут пересматриваться фотографии, видео.
Ведь целых девять лет прошло с предыдущего первого испытательного полета самолета, разработанного в нашей стране, и безусловно события дней сегодняшних стали самыми значимыми для всей нашей страны. А что уж говорить про работников завода, инженеров, конструкторов?! Это событие всей жизни для многих людей, принимавших участие в создании этого воздушного судна.
Ну, что ж, аплодисменты прозвучали. Шампанское выпито. Пресс-релизы разосланы. Но как это было мало кто расскажет…
Прекрасный город Иркутск не мог не порадовать своей погодой. Впрочем, весна в этом году мало где задалась. Я приехала туда немного заранее, чтобы успеть все задокументировать - зафотографировать. На аэродроме было холодно и ветрено, не говоря уже о дожде и даже в какой-то момент пошел град. Кстати, благодаря такой погоде фотографии получились более контрастными, чему я была несказанно рада, а из-за прошедшего града можно наблюдать прекрасные кадры в самом начале пробежки самолета, но об этом немного позже.
В первый день удалось поснимать машину возле ангара во всех ракурсах.
Потом самолет начали закатывать в ангар, куда мне тоже удалось забежать на пару секунд.
И уже после этого была назначена «репетиция» первого полета для фото и видео операторов. В роли самолета МС-21 выступил Ан-12. Ждем. Холодно, ветер… дождь пошел. Натягиваю на себя дождевик не без помощи сопровождающего, за что ему огромное спасибо, от холода уже потихоньку начинает трясти, а мы все ждем. И вот репетиция началась: взлет, пролет раз, пролет два, посадка. Вся промокла, все получилось. Довольные расходимся. Ура!
На следующий день было еще интереснее. Пробежка уже самого МС-21. Погода не радовала совсем. В +13 натягиваешь на себя уже чуть ли не зимнюю куртку, но не очень спасает. Немного удалось поснимать самолет на стоянке, потом меня увезли на точку. Долгое ожидание, напряжение растет, погода портится. Сначала пошел дождь, потом град, стою вся промокшая. Хорошо, что дождевик спас технику, однако особого тепла он не дает. Трясет от холода. В голове только мысль: «Ну, когда уже? Когда? Как поведет себя самолет при такой погоде?». И вот дождь кончился, тучи слегка рассеялись. МС-21 выходит на исполнительный. Все внутри замерло. Нарастающий гул двигателей, побежал… Красота!
Ну, а теперь пара слов о самом главном. Первый полет. Приехали на завод. Погода прекрасная. Небо голубое, красивые облака, как в сказке. Немного расстроило, что не успела поснимать, как самолет вывозят из ангара, МС был уже на стоянке, освещенный лучами солнца. Одним словом, красота! Хоть в воздухе все равно витало напряжение, техники и инженеры спокойно проводили подготовительные работы. Первый полет как-никак…
Ну, ничего. С мыслями собралась и пошла работать. Отсняла самолет на стоянке, поехали ждать взлет. Казалось, ожидание никогда не закончится, но вот уже МС-21 вышел на исполнительный. Сердце замерло. В воздухе повисло молчание. Покатился… волнение нарастало… и ВЗЛЕТ! Захотелось запрыгать от радости и гордости за всех тех, кто сделал это возможным. Издалека слышны аплодисменты.
Побежала к ангару. И ВОТ ОН МС-21 в воздухе! Летит птичка! Аплодисменты, радостные крики! Люди прыгают, хлопают, даже крестятся… Посадка! Все по плану! Аплодисменты! Ура, товарищи!
Самолет зарулил на стоянку, подогнали трап. И выходят они - Олег Кононенко и Роман Таскаев. Герои! Отрапортовали: полетное задание было выполнено полностью, в штатном режиме, характеристики подтверждены, все системы работали без сбоев.
Понимаешь, вот сейчас пишется история и ты ее очевидец. Это большое счастье для всех: летчиков, инженеров, конструкторов, принимавших участие в подготовке к полету и людей, создававших эту прекрасную машину - Магистральный самолет 21 века. В добрый путь!