Товарищ подполковник, расскажите, пожалуйста, как долго Вы летаете на самолетах российского производства? Какой у Вас налет часов?
Общий налет часов – более 2000, из них 1400 в кабине истребителей МиГ-29 и более 500 часов – на Су-30МКМ. Состою на военной службе уже около 30 лет, летная практика в составе Королевских Военно-воздушных Сил Малайзии продолжается 24 года. Первый типом летательного аппарата российской конструкции и изготовления, который мною освоен за годы службы – МиГ-29, включая «спарку» МиГ-29N-УБ и одноместный истребитель МиГ-29N. Как летчик-истребитель я сформировался в кабине МиГа, а потом пересел на «Су».
Сравнивая МиГ-29N и Су-30МКМ, что бы Вы отметили?
По общему техническому уровню Су-30МКМ опережает МиГ-29N на поколение. Разница между двумя данными типами летательных аппаратов огромна. Во-первых, МиГ-29N оснащен обычной механической проводкой от ручки управления самолетов до аэродинамических поверхностей – элеронов, рулей направления и цельно-поворотного горизонтального хвостового оперения. Этим определяется его характеристики устойчивости и управляемости, а также то впечатление, которое получает летчик от процесса пилотирования. Во-вторых, кабина экипажа оборудована, в основном, стрелочными приборами. Словом, МиГ-29N – это «механический самолет».
В отличие от МиГа, Су-30МКМ обладает так называемой «стеклянной кабиной», информационно-управляющее поле которой построено на многофункциональных индикаторах с цветными жидкокристаллическими матрицами. Помимо того, «Су» отличается современной электро-дистанционной системой управления полетом (fly-by-wire, «полет по проводам») которая работает в связке с управляемым вектором тяги. Как Вы видите, на самолете, рядом с которым проходит наша беседа, установлены отклоняемые сопла двигателей. Словом, Су-30МКМ – полностью «цифровой» самолет, и данный факт позволяет отнести его к следующему за МиГ-29 поколению авиационной техники. Все это находит подтверждение в высоких маневренных качествах истребителя: Су-30МКМ обладает значительно лучшей маневренностью.
Давайте обсудим маневренные качества Су-30МКМ в сравнении с истребителями западного происхождения, которые представлены на LIMA’2017.
А что тут обсуждать?! Очевидно, что по маневренности Су-30МКМ заметно превосходит самолеты всех других марок, представленных на нашей выставке и те только. По моему мнению, в мире нет ни одного другого самолета, который бы пере-маневрировал наш истребитель. Да что там «переманеврировать» - мало какой иной истребитель способен повторить те фигуры высшего пилотажа, которые демонстрируют здесь на выставке российские и малайские экипажи!
Кроме МиГ-29N и Су-30МКМ, на вооружении Королевских Военно-Воздушных Сил Малайзии стоят американские истребители F-18D Hornet. Вам довелось опробовать их в воздухе?
Действительно, у нас на вооружении стоят несколько машин типа F-18D. Сам я на них не летал, однако по долгу службы подробно с ними ознакомился и прекрасно представляю их технический уровень. Более того, в ходе боевой подготовки и совершенствования летного и тактического мастерства, мы часто взаимодействуем с эскадрильей «хорнетов», вместе выполняем полеты на отработку воздушного боя и ударов по наземным целям. Поэтому могу утверждать со знанием дела, что летчики Су-30МКМ уверены в превосходстве ее над F-18D, мы знаем, как одержать победу в учебном бою с ним и в случае развертывания реальных военных действий с противником, на вооружении которого стоят «хорнеты». По моему мнению, «Су» обладает значительным превосходством, особенно в ближнем бою.
Принимаете ли Вы участие в полетах в ходе выставки LIMA'2017? Удается ли Вам посмотреть за выступлениями ваших сослуживцев и иностранных коллег?
Ответы на оба Ваших вопроса – утвердительные. Правда, сегодня, в день открытия выставки, я не летал, но буду пилотировать Су-30МКМ завтра – 22 марта.
Сегодня во время показательного выступления экипаж Су-30МКМ Королевских Военно-воздушных Сил Малайзии продемонстрировал высокое мастерство. В частности, летчики намеренно ввели самолет в штопор, но вывели его в горизонтальный полет не сразу, а после пяти-шести витков. Обычно русские и индийские летчики делают два-три витка…
Мои сослуживцы хотели показать отличные свойства самолета и свое мастерство управлениям им. Что касается фигуры, о которой Вы говорите – мы называем ее “tumble and yaw”. Летчики набирают высоту 7000 футов () и умышленно вводят самолет в штопор (“tumble”). Затем какое-то время они дают самолету двигаться без вмешательства экипажа, что находит выражение в том, что машина совершает два-три витка - 360 градусов по курсу. Затем летчики берут управление и выводят машину из штопора в горизонтальный полет. Замечательная аэродинамика и управляемость Су-30МКМ и наличие управляемого вектора тяги позволяют экипажу демонстрировать подобного рода маневры, которые недоступны западным истребителям.
Поделитесь, пожалуйста, цифрами по высоте и скорости, другим параметрам полета которые экипажи самолетов марки «Су» достигают во время выполнения демонстрационной программы на LIMA’2017.
Во время показательных полетов на LIMA, мы разгоняем самолет до максимальной скорости 400 узлов (740 км/ч), и набираем максимальную высоту 7000 футов (3200м). Извините, то не могу сходу пересчитать эти цифры в метрическую систему – мы привыкли к системе измерений, принятой в Королевских Военно-воздушных силах Соединенного Королевства.
Мы уже говорили о том, что на выставке на острове Лангкави представлены несколько типов истребителей, включая американские F-15 и F-18, а также европейские JAS-39, Rafale и Eurofighter Typhoon. На какие характерные особенности этих самолетов Вы бы обратили внимание в сравнении с Су-30СМ и Су-30МКМ? Что отличает их в контексте показательных полетов?
Главное отличие между ними кроется в том, какие фигуры высшего пилотажа показывают экипажи. По характеру маневрирования даже простые зрители без авиационного образования могут легко отличить русские истребители от машин подобного класса от западных производителей авиатехники. Су-30СМ/МКМ лучше всех маневрирует на низких скоростях и бесподобно – на режиме сверхнизких (около нулевых) скоростей. Наш самолет легко одержит победу над любым западным истребителем в ходе маневренного боя на ближней дистанции. Это объясняется тем, что Су-30СМ/МКМ отличает превосходная система управления, отличная аэродинамика и наличие управляемого вектора тяги. Все другие типы истребителей, представленных здесь на выставке, включая шведский Gripen и французский Rafale, не столь хороши, как «Су». Перед тем, как выполнить тот или иной маневр, их летчики вынуждены сначала разогнаться до достаточно высокой скорости поскольку их машины не могут маневрировать на низких скоростях. А вот
Су-30МКМ одинаково хорошо управляется как на высоких, так и на низких скоростях. В этом – его существенное отличие и превосходство над западными истребителями, возможности которых раскрываются только на больших скоростях полета.
Товарищ подполковник, расскажите нашим читателям о ситуации, которая имеет место быть с кадровым составом Королевских Военно-воздушных Сил Малайзии. Порой СМИ пишут об оттоке высокопрофессиональных кадров в коммерческие авиакомпании, где им обещают заплатить больше. На прошлых выставках мы беседовали с малайзийскими летчиками и тогда они подтверждали наличие подобной проблемы. Испытывает ли Министерство Обороны Королевства Малайзия сложности с привлечением молодых людей на военную службу, обучением новых летных кадров?
У нас нет никаких проблем с выпуском летчиков поскольку наблюдается высокий интерес со стороны молодежи к службе в армии и особенно в авиации. Королевские Военно-Воздушные Силы создали и поддерживают устойчивую систему подготовки летного состава. Кроме того, те летчики, что окончили военные училища и освоили конкретный тип летательного аппарата в Академии ВВС, в основной своей массе стараются продолжить службу, а не побыстрее уйти «в коммерцию». Словом, сейчас ситуация выглядит по-иному, чем Вы ее описали, ссылаясь на публикации в СМИ и интервью с летчиками на выставках прошлых лет. Те немногие пилоты, что решили покинуть службу в армии ради карьеры в коммерческой авиации порой объясняют свое желание побольше заработать. Но чаще всего ими движет желание что-то поменять в своей судьбе, или, как они говорят, «начать новую жизнь на гражданке». Не буду их осуждать, ведь у каждого человека есть возможность самому выбирать свой путь. Желание перемен – естественное стремление каждого человека. Наверное, прежде всего этим и объясняется их решения покинуть военную службу, а соображения больших заработков – вторичное. Мое мнение состоит в том, что для хорошего летчика карьера в коммерческой авиации – это совсем не то, что в боевой. Мне порой выпадают встречи за пределами военной базы с авиаторами, кто ранее летал на истребителях, а затем ушел в авиакомпанию или попробовал реализовать свои способности по коммерческой линии. Многие в последствии сожалеют о своем решении уволиться со службы, и откровенно говорят мне, что самое лучшее для летчика – служба в Военно-воздушных силах. Дело в том, что служба в армии дает авиационным специалистам гораздо больше возможности по изучению авиатехники, и, кроме того, дает им уроки жизни. На военной службе способные люди «растут» быстрее, поскольку армия учит их очень многим полезным вещам, которые недоступны для тех, кто предпочел карьеру в гражданской авиации.
Поясните, пожалуйста, свою мысль. Разве переход из армии на работу в авиакомпанию не находит выражение в лучших заработках? А на какую карьеру в плане продвижения по служебной лестнице может рассчитывать летчик, кто решил полностью посвятить себя военной службе?
Дело в том, что служба в ВВС учит очень многому, дает офицерам большой объем знаний, опыта, учит практическим навыкам работы на авиатехнике. Выполнение полетов на боевой машине дает летчику больше, чем на пассажирском авиалайнере. Повторюсь, что те летчики, кто покинул воинскую службу ради работы в пассажирской авиации в большинстве своем были движимы желанием изменить свою судьбу, начать новую жизнь, в том числе и с точки зрения заработка. Их желание перемен вовсе не означает, что нужно что-то поменять в армии. На самом деле, их выбор никак не связан с состоянием дел в Военно-воздушных силах.
Что касается конкретных примеров карьеры офицера в Королевских Военно-Воздушных Силах Малайзии, могу привести Вам случай господина Affendi (chief of air staff, Royal Malaysian Air Force). Он начинал свою карьеру как летчик-истребитель, летал на МиГ-29N. Одно время он был моим командиром и наставником, когда я только начинал карьеру военного летчика. А сегодня господин Affendi – начальник штаба (главком) RMAF, возглавляет один из родов Вооруженных Сил Королевства Малайзия.