Если расценивать образование как основной фактор, формирующий облик нации, то авиационное образование в гражданской авиации (ГА) формирует облик ГА. Гражданская авиация - это сотни тысяч авиационных специалистов и от того, чему и как они будут обучены, будет зависеть этот облик. Предлагаю посмотреть на проблему с двух сторон: с позиции профессионалов, и с формальной, юридической стороны.
Что говорят профессионалы. Прежде всего, они до конца не верили, что слияние вузов возможно, но Министр транспорта России (далее - Министр) в своем интервью (КоммерсантЪ 25.08.2016 г.) подтвердил это. Хотя в интервью Министр и попытался успокоить общественность заявляя, что реорганизация никак не отразится на подготовке специалистов, все поняли: для него вопрос решен. В интервью 11.07.2016 г. ректор МИИТ Лёвин Б.А. заявил, что «Подготовка специалистов-железнодорожников будет одним из главных приоритетов национального университета транспорта (НУТ) - МИИТ, а взаимодействие с ОАО «РЖД» станет еще более тесным». Еще до объединения вузов ректор подтверждает опасения авиаторов, что приоритеты в создаваемом НУТ-МИИТ будут отдаваться железнодорожникам.
Министр транспорта в своем интервью говорит, что в период индустриализации страны потребовалась специализация транспортного образования, появились железнодорожный, автодорожный, морской и авиационный вузы. Правильность этого решения подтвердила сама жизнь, в результате в кратчайшие сроки страна превратилась в развитую индустриальную державу, которая оказалась способной создать в нужном количестве машины, самолеты, танки, корабли, превосходящие по своим характеристикам лучшие мировые образцы. Но для того, чтобы все это сделать и потребовалась специализация подготовки, потребовались не просто инженеры, а высоко квалифицированные авиационные и другие специалисты.
Были созданы уникальные школы подготовки специалистов с высшим и средним образованием по эксплуатации авиационной техники. Годами накапливался опыт обучения и воспитания, осуществлялась подготовка преподавателей, совершенствовалась материально-техническая и учебная база. И вот, когда были достигнуты определенные успехи в этой области, нам заявляют, что такая специализация не нужна, призывают отказаться от достигнутого и вернуться к подготовке в одном вузе инженеров для: авиации, железной дороги, морского транспорта. Возникает вопрос, что нам уже не нужна авиация? Нам не нужна развитая, индустриальная страна? Или в стране изменились цели, задачи и мы возвращаемся к аграрному государству?
В девяностые годы практически уничтожили авиационную промышленность, перестали выпускать гражданские самолеты, в результате наши авиакомпании вынуждены были «пересесть» на импортные Boeing и Airbus и «кормить» западную экономику. Это было необходимо для сохранения воздушного транспорта. Достаточно быстро и безболезненно освоить иностранную технику стало возможным только благодаря накопленному потенциалу высоко-квалифицированных АВИАЦИОННЫХ (а не универсальных) специалистов. Теперь очередные «реформаторы» добрались до авиационного образования и пытаются уничтожить его. Эволюция и развитие предполагают углубление и расширение, в т.ч. подготовки, появление новых специальностей, новых направлений, знаний, деятельности. Развитие не идет по пути сворачивания уже достигнутого.
Кто же предлагает эти реформы, а точнее слияние вузов и можно ли это назвать реформой. Может быть это отраслевая наука, или это выдающиеся деятели и специалисты в области авиации? Все как в той басне о сапожнике и пирожнике. Люди, которые никогда не занимались подготовкой авиационных специалистов, не знают специфики подготовки пилота, инженера, диспетчера, пытаются подсказать как лучше это сделать и научить тех, кто этим занимался всегда!
Именно производство и работодатели определяют потребность в специалистах и профессиональные требования к ним. Проведенный опрос руководителей территориальных управлений ГА и авиационных предприятий на этих территориях показал, что все они считают нецелесообразным, и даже вредным, слияние вузов. Все сходятся во мнении, что это снизит качество подготовки из-за отсутствия у Минтранса соответствующего опыта и территориальных подразделений для контроля, будут утеряны те особенности, которые необходимы специалисту на производстве. До настоящего времени Минтранс не смог даже подготовить требования к тренажерным устройствам и порядок их применения, требования к программам и типовые программы подготовки авиационных специалистов. Кто будет «рулить» образованием, если сейчас с Федеральными правилами (ФАП) разобраться некому?
Минтранс, по мнению территориальных управлений ГА, не владеет потребностью регионов в специалистах, что приведет к разбалансировке набора и выпуска нужных специалистов по регионам. Огромный АВИАЦИОННЫЙ имущественный комплекс (аэродромы, самолеты, базы технического обслуживания и ремонта, тренажерные комплексы, органы организации воздушного движения) не сможет функционировать вне Росавиации. Поддержание летной годности, ремонт и обслуживание ВС, сертификации ВС, сертификация персонала и организаций, выполнения учебных полетов осуществляется при непосредственном участии Росавиации. Готовить авиационный персонал без участия авиационного персонала невозможно, а контроль за деятельностью авиационного персонала осуществляется уполномоченным органом в области ГА (Ст. 53, п. 2, ВК РФ).
Проведенный опрос образовательных учреждений, авиационных учебных центров, ведущих авиакомпаний, аэропортов, служб организации воздушного движения показал, что «в ГА нет ни одного предприятия, ни одной организации, поддерживающей смену учредителя и слияние учебных заведений». «Категорически против» планов Минтранса выступают ПАО «Аэрофлот», ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр»», АО «Авиакомпания «Россия»» и еще 67 ведущих авиакомпаний и аэропортов России (из письма руководителя Росавиации Министру транспорта, КоммерсантЪ 27.07.2016 г.). Как можно не учитывать позицию отраслевых предприятий и организаций, почему «не слышим», не хотим слышать их мнение? Создается впечатление, что вся эта информация просто «не доходит» до Минтранса? Может быть, Министр ничего не знает о мнении отрасли, заявляя в интервью: «… в целом в отрасли нас поддерживают: решение обсуждалось на наших форумах …». Кто поддерживает? На каких форумах обсуждалось?
Теперь несколько слов о формальной, юридической составляющей проблемы. Согласно Указу Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Федеральное министерство НЕ ВПРАВЕ осуществлять функции по контролю и надзору, по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом образовательного учреждения. Оказание услуг и управление имуществом находятся в ведении Росавиации. Отказ от заложенного в Указе Президента принципа разделения функций государственного управления ставит под сомнение сами основы этой реформы. В соответствии с Распоряжением правительства от 30.12.2004 г. №1730-Р «Об утверждении перечня …» Федеральные государственные образовательные учреждения находятся в ведении Росавиации, а не Минтранса. Наконец, заказчик и исполнитель услуг не могут быть одним лицом (Минтранс), а решение о смене учредителя образовательной организации должно приниматься учредителем, но Росавиация таких решений не принимала. Передача образовательных организаций из ведения Росавиации в ведение Минтранса России станет возможной после получения Минтрансом соответствующих полномочий, наделяющих его правом иметь подведомственные образовательные организации (Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 395 «Положение о Минтрансе РФ»). Таким образом, пока не будет изменена нормативно-правовая база, слияние вузов НЕВОЗМОЖНО.
Точно так же, как мы сейчас, в 90-е годы Минтранс уже доказывал общественности нецелесообразность объединения транспортных вузов (образовательных организаций) «на платформе» Министерства образования. Почему же сейчас изменилась его позиция? Проведенные проверки Министерством образования и науки ПРИЗНАЛИ ЭФФЕКТИВНОСТЬ образовательных организаций ГА (в отличие от многих других образовательных учреждений).
Возникает вопрос: зачем, ради чего предлагают провести это слияние, каковы хотя бы декларируемые цели этих реорганизаций. Повысится качество подготовки специалистов? Вряд ли. Сократятся затраты на подготовку? Не уверен, их необходимо еще считать и анализировать. Ответ на этот вопрос дает сам Министр в интервью, заявляя: «Мы получим основания еще плотнее говорить с Министерством образования на тему распределения финансирования между образовательными учреждениями». Вот основная и, пожалуй, единственная цель затеваемого слияния и смены учредителя образовательных учреждений ГА – доступ к распределению бюджетных средств!
Этим объясняется спешка, стремление любой ценой, вопреки мнению отрасли получить доступ к ресурсам. Для этого не нужна концепция отраслевой системы образования. Ради этого можно слить в один вуз и моряков и железнодорожников и авиаторов (возможно, не надолго).
К сожалению, наша история знает огромное количество примеров, когда принимались волюнтаристские скоропалительные решения без должной проработки, которые потом признавались ошибками. Не лучше ли сначала семь раз отмерить, а уж потом резать?
Что говорят профессионалы. Прежде всего, они до конца не верили, что слияние вузов возможно, но Министр транспорта России (далее - Министр) в своем интервью (КоммерсантЪ 25.08.2016 г.) подтвердил это. Хотя в интервью Министр и попытался успокоить общественность заявляя, что реорганизация никак не отразится на подготовке специалистов, все поняли: для него вопрос решен. В интервью 11.07.2016 г. ректор МИИТ Лёвин Б.А. заявил, что «Подготовка специалистов-железнодорожников будет одним из главных приоритетов национального университета транспорта (НУТ) - МИИТ, а взаимодействие с ОАО «РЖД» станет еще более тесным». Еще до объединения вузов ректор подтверждает опасения авиаторов, что приоритеты в создаваемом НУТ-МИИТ будут отдаваться железнодорожникам.
Министр транспорта в своем интервью говорит, что в период индустриализации страны потребовалась специализация транспортного образования, появились железнодорожный, автодорожный, морской и авиационный вузы. Правильность этого решения подтвердила сама жизнь, в результате в кратчайшие сроки страна превратилась в развитую индустриальную державу, которая оказалась способной создать в нужном количестве машины, самолеты, танки, корабли, превосходящие по своим характеристикам лучшие мировые образцы. Но для того, чтобы все это сделать и потребовалась специализация подготовки, потребовались не просто инженеры, а высоко квалифицированные авиационные и другие специалисты.
Были созданы уникальные школы подготовки специалистов с высшим и средним образованием по эксплуатации авиационной техники. Годами накапливался опыт обучения и воспитания, осуществлялась подготовка преподавателей, совершенствовалась материально-техническая и учебная база. И вот, когда были достигнуты определенные успехи в этой области, нам заявляют, что такая специализация не нужна, призывают отказаться от достигнутого и вернуться к подготовке в одном вузе инженеров для: авиации, железной дороги, морского транспорта. Возникает вопрос, что нам уже не нужна авиация? Нам не нужна развитая, индустриальная страна? Или в стране изменились цели, задачи и мы возвращаемся к аграрному государству?
В девяностые годы практически уничтожили авиационную промышленность, перестали выпускать гражданские самолеты, в результате наши авиакомпании вынуждены были «пересесть» на импортные Boeing и Airbus и «кормить» западную экономику. Это было необходимо для сохранения воздушного транспорта. Достаточно быстро и безболезненно освоить иностранную технику стало возможным только благодаря накопленному потенциалу высоко-квалифицированных АВИАЦИОННЫХ (а не универсальных) специалистов. Теперь очередные «реформаторы» добрались до авиационного образования и пытаются уничтожить его. Эволюция и развитие предполагают углубление и расширение, в т.ч. подготовки, появление новых специальностей, новых направлений, знаний, деятельности. Развитие не идет по пути сворачивания уже достигнутого.
Кто же предлагает эти реформы, а точнее слияние вузов и можно ли это назвать реформой. Может быть это отраслевая наука, или это выдающиеся деятели и специалисты в области авиации? Все как в той басне о сапожнике и пирожнике. Люди, которые никогда не занимались подготовкой авиационных специалистов, не знают специфики подготовки пилота, инженера, диспетчера, пытаются подсказать как лучше это сделать и научить тех, кто этим занимался всегда!
Именно производство и работодатели определяют потребность в специалистах и профессиональные требования к ним. Проведенный опрос руководителей территориальных управлений ГА и авиационных предприятий на этих территориях показал, что все они считают нецелесообразным, и даже вредным, слияние вузов. Все сходятся во мнении, что это снизит качество подготовки из-за отсутствия у Минтранса соответствующего опыта и территориальных подразделений для контроля, будут утеряны те особенности, которые необходимы специалисту на производстве. До настоящего времени Минтранс не смог даже подготовить требования к тренажерным устройствам и порядок их применения, требования к программам и типовые программы подготовки авиационных специалистов. Кто будет «рулить» образованием, если сейчас с Федеральными правилами (ФАП) разобраться некому?
Минтранс, по мнению территориальных управлений ГА, не владеет потребностью регионов в специалистах, что приведет к разбалансировке набора и выпуска нужных специалистов по регионам. Огромный АВИАЦИОННЫЙ имущественный комплекс (аэродромы, самолеты, базы технического обслуживания и ремонта, тренажерные комплексы, органы организации воздушного движения) не сможет функционировать вне Росавиации. Поддержание летной годности, ремонт и обслуживание ВС, сертификации ВС, сертификация персонала и организаций, выполнения учебных полетов осуществляется при непосредственном участии Росавиации. Готовить авиационный персонал без участия авиационного персонала невозможно, а контроль за деятельностью авиационного персонала осуществляется уполномоченным органом в области ГА (Ст. 53, п. 2, ВК РФ).
Проведенный опрос образовательных учреждений, авиационных учебных центров, ведущих авиакомпаний, аэропортов, служб организации воздушного движения показал, что «в ГА нет ни одного предприятия, ни одной организации, поддерживающей смену учредителя и слияние учебных заведений». «Категорически против» планов Минтранса выступают ПАО «Аэрофлот», ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр»», АО «Авиакомпания «Россия»» и еще 67 ведущих авиакомпаний и аэропортов России (из письма руководителя Росавиации Министру транспорта, КоммерсантЪ 27.07.2016 г.). Как можно не учитывать позицию отраслевых предприятий и организаций, почему «не слышим», не хотим слышать их мнение? Создается впечатление, что вся эта информация просто «не доходит» до Минтранса? Может быть, Министр ничего не знает о мнении отрасли, заявляя в интервью: «… в целом в отрасли нас поддерживают: решение обсуждалось на наших форумах …». Кто поддерживает? На каких форумах обсуждалось?
Теперь несколько слов о формальной, юридической составляющей проблемы. Согласно Указу Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Федеральное министерство НЕ ВПРАВЕ осуществлять функции по контролю и надзору, по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом образовательного учреждения. Оказание услуг и управление имуществом находятся в ведении Росавиации. Отказ от заложенного в Указе Президента принципа разделения функций государственного управления ставит под сомнение сами основы этой реформы. В соответствии с Распоряжением правительства от 30.12.2004 г. №1730-Р «Об утверждении перечня …» Федеральные государственные образовательные учреждения находятся в ведении Росавиации, а не Минтранса. Наконец, заказчик и исполнитель услуг не могут быть одним лицом (Минтранс), а решение о смене учредителя образовательной организации должно приниматься учредителем, но Росавиация таких решений не принимала. Передача образовательных организаций из ведения Росавиации в ведение Минтранса России станет возможной после получения Минтрансом соответствующих полномочий, наделяющих его правом иметь подведомственные образовательные организации (Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 395 «Положение о Минтрансе РФ»). Таким образом, пока не будет изменена нормативно-правовая база, слияние вузов НЕВОЗМОЖНО.
Точно так же, как мы сейчас, в 90-е годы Минтранс уже доказывал общественности нецелесообразность объединения транспортных вузов (образовательных организаций) «на платформе» Министерства образования. Почему же сейчас изменилась его позиция? Проведенные проверки Министерством образования и науки ПРИЗНАЛИ ЭФФЕКТИВНОСТЬ образовательных организаций ГА (в отличие от многих других образовательных учреждений).
Возникает вопрос: зачем, ради чего предлагают провести это слияние, каковы хотя бы декларируемые цели этих реорганизаций. Повысится качество подготовки специалистов? Вряд ли. Сократятся затраты на подготовку? Не уверен, их необходимо еще считать и анализировать. Ответ на этот вопрос дает сам Министр в интервью, заявляя: «Мы получим основания еще плотнее говорить с Министерством образования на тему распределения финансирования между образовательными учреждениями». Вот основная и, пожалуй, единственная цель затеваемого слияния и смены учредителя образовательных учреждений ГА – доступ к распределению бюджетных средств!
Этим объясняется спешка, стремление любой ценой, вопреки мнению отрасли получить доступ к ресурсам. Для этого не нужна концепция отраслевой системы образования. Ради этого можно слить в один вуз и моряков и железнодорожников и авиаторов (возможно, не надолго).
К сожалению, наша история знает огромное количество примеров, когда принимались волюнтаристские скоропалительные решения без должной проработки, которые потом признавались ошибками. Не лучше ли сначала семь раз отмерить, а уж потом резать?