Для меня очень большая честь находиться сегодня среди вас на конференции, посвященной гражданской авиации на современном этапе развития науки, техники и общества. Мы все выпускники МГТУ ГА и конечно же гордимся, когда находимся в этих стенах. Гордимся, прежде всего тем, что мы вместе с профессорско-преподавательским составом, с которыми прошли наши годы учебы, а затем годы совместной работы. Переходя к практической работе разрешите проинформировать вас о взгляде Росавиации на современный этап развития гражданской авиации.
Как известно, производственная деятельность воздушного транспорта осуществлялась и осуществляется под влиянием известных внешнеполитических и внутриэкономических факторов. Главной задачей гражданской авиации является перевозка пассажиров. И вот, в сложившихся условиях количество перевезены пассажиров на воздушном транспорте в прошлом году снизилось всего лишь на 1%. Воздушный транспорт - одна из немногих отраслей отечественной экономики, которая в прошедшем году отработала устойчиво, несмотря на утраты трех существенных для себя рынков авиаперевозок: Украина, Египет, Турция. Некоторые на рынке предсказывали, что события, связанные с выходом из этих рынков, приведут к катастрофе в российской гражданской авиации, но этого не случилось, хотя и число выбывших пассажиров составило около 8 млн человек.
Если бы не эти потери, то в этих сложных экономических условиях гражданская авиация продемонстрировала бы рост пассажирских перевозок примерно в 10%. Конечно, основные потери пришлись на на международные перевозки, которые сократились почти на 14%. Но почти на столько же выросли внутренние перевозки. Многие наши авиакомпании смогли переориентироваться на внутренний рынок, здесь рост и состоялся. В итоге, общее количество перевезенных пассажиров в прошлом году составило примерно столько же, сколько и в предыдущем, так что резервы будущего роста отнюдь не исчерпаны. Очень большое внимание уделяется сейчас развитию внутренних перевозок, и в прошлом году впервые объемы перевозок на внутреннем рынке превысили международные перевозки. Это очень хороший показатель.
О «Трансаэро»:
Конечно, вместе с вышесказанным следует отметить прекращение операционной деятельности второй по величине компании России «Трансаэро», несмотря на предпринятые всевозможные меры государственной поддержки авиакомпании. Благодаря же комплексу чрезвычайных мер органов государственной власти и отраслевых организаций, удалось избежать серьезных социальных последствий для более чем 2 млн пассажиров авиакомпании «Трансаэро», в том числе на тех маршрутах, где авиакомпания являлась единственным перевозчиком. Конечно, в этой ситуации самые неприятные последствия испытали сотрудники авиаперевозчика. Безработными оказались почти 11 тысяч специалистов коллектива авиакомпании. Очевидно, что мгновенно их невозможно было трудоустроить в другие организации отрасли. Аэрофлот открыл около 6 тысяч вакансий, другие организации отрасли открыли также вакансии. В настоящее время уже почти 4,5 тысяч сотрудников авиакомпании трудоустроены. Эта работа продолжается. И с учетом незначительно изменившегося спроса на авиаперевозки в стране есть уверенность, что высококвалифицированные специалисты летного и технического персонала перевозчика будут трудоустроены в другие коллективы, и эта задача остается в поле нашего внимания. Так же, как и задача по трудоустройству высвобождающихся специалистов авиакомпаний «Оренбургские авиалинии», «Донавиа», которые сейчас укрупнились в авиакомпанию «Россия».
О субсидировании авиаперевозок:
Росту пассажиропотока на внутренних авиалиниях содействует реализация 5 программ по субсидированию авиаперевозок. Это меры государственной поддержки. В рамках этих мер полеты выполнялись 34 авиакомпаниями по 253 маршрутам. Это программа перевозок из Центральной части России на Дальний Восток, в Приволжском Федеральном округе, в Симферополь, в Калининград и развитие региональной маршрутной сети. По программам субсидирования было перевезено более полутора миллионов пассажиров. На эти цели было выделено более 8 млрд рублей из Федерального бюджета. Существенной мерой для развития внутренних перевозок стало снижение НДС с 18 до 10%. Правительством России внесены предложения по обнулению ставки НДС, что позволит обеспечить ещё большую финансовую устойчивость авиакомпаний. Помимо этого, дополнительно развивается субсидирование внутреннего туризма с использованием воздушного транспорта, основанного на принципах софинансирования с субъектами Федерации.
Об авиации Крыма:
Отдельно хотел сказать о Симферополе. До воссоединения Крыма с Россией аэропорт города Симферополь застыл на уровне 1991 года. С той поры вплоть до 2013 года количество пассажиров, которое ежегодно обслуживались в аэропорту, не превышало 1 млн 200 тыс человек. Сам аэропорт нуждался в серьезно модернизации. Положение коренным образом изменило после 2014 года. Модернизация аэропорта началась с реконструкции рулежной дорожки, что позволило в 3 раза увеличить пропускную способность аэродрома. Затем были выполнены работы по строительству навесонакопителей, терминалов и дополнительных выходов на посадку. К летнему периоду 2015 года аэропорт ввел в эксплуатацию новые площади для обслуживания пассажиров.
В рамках модернизации и совершенствования инфраструктуры, для управление воздушным движением в аэропорту установлена одна из наиболее современных автоматизированных систем управления воздушным движением «Галактика». В текущем году начинается следующий этап реконструкции аэропорта. Начинается строительство нового аэровокзального комплекса с пропускной способностью до 7 млн человек в год . Это уже будут не те навесы, которые существовали, и не те терминалы, которые сейчас существуют, а это будет современный аэровокзальный комплекс. Новый командно-диспетчерский пункт, новая вышка. В этом же году начинается реконструкция ВПП, на которую переведут полеты, а затем будет реконструирована нынешняя рабочая ВПП. Таким образом, мы через 2 года получим современнейший комплекс, который будет обслуживать до 8 млн человек в год с потенциалом роста до 20 млн человек в год. Одновременно приступаем к реконструкции инфраструктуры аэропорта «Бельбек», но, поскольку это аэродром совместного базирования с вооруженными силами, он будет использоваться для деловой авиации.
Вот эти все меры позволят связать столицу Крымского Федерального округа уже в настоящее время с 52 городами России. Более 20 авиакомпаний выполняло полеты в прошлом году, в этом году будет не меньше, а больше. В прошлом году мы достигли 5 млн рубежа обслуживания пассажиров в аэропорту Симферополя.
О совершенствовании системы ОрВД:
Развитие внутренних перевозок связано не только с аэропортовой инфраструктурой, но и с совершенствованием единой системы ОрВД. В настоящее время реализуется программа, важнейшим этапом которой является создание 14 укрупненных центров управления воздушным движением. Еще в 2005 году в России существовало 120 центров управления воздушным движением. В настоящее время мы уже более половины программы выполнили, и в ближайшем будущем будет работать только 14 укрупненных центров обслуживания воздушного движения. Уже введены центры в Хабаровске, Самаре, Магадане, Иркутске, Калининграде, Ростове-на-Дону. Идет монтаж оборудования центра в Красноярске. Продолжается строительство центра в Тюмени, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Комплекс этих работ позволит существенно нарастить объем покрытия радиолокационным наблюдением и радиосвязью территорию России, что позволит более гибко использовать огромный транзитный потенциал воздушного пространства России.
О транспортной безопасности и террористических угрозах:
Прошлый год был омрачен двумя чрезвычайными происшествиями: террористическими актами, совершенными с самолетом A321 над Синайский полуостровом и в отношении членов экипажа авиакомпании «Волга-Днепр» в Мали. До этих случаев службы авиационной и транспортной безопасности никогда не занимались вопросами профилактики террористических угроз за рубежом, так как в соответствие с международными договорами защита воздушных судов и пассажиров относится к обязанностям страны пребывания. Но трагедии в Египте и в Мали заставляют пересмотреть концепцию обеспечения транспортной безопасности и заняться этими вопросами в зарубежных аэропортах.
Как вы знаете, группы наших специалистов уже провели двукратное обследование аэропортов Арабской республики Египет, выявили просчеты в осуществлении мер авиационной безопасности, о чем мы проинформировали соответствующие органы, авиационные власти Египта и ведем взаимодействие с ними работу по улучшению уровня защищенности аэропортов Египта. Не буду останавливаться на специальных мерах, которые мы реализуем, но меры по усилению авиационной безопасности принимаются не только в Египте и в Турции, но и в ряде других государств, с участием наших специалистов. Практически каждый день к нам поступают сообщения с угрозами, информация об актах незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, и по каждой угрозе всегда в полном объеме разрабатывается целый комплекс антитеррористических мер, даже несмотря на то, что это часто бывают ложные угрозы или учебные мероприятия.
Впервые в отечественной истории из-за повышенной террористической угрозы, находившиеся в Египте российские туристы возвращались в Россию пассажирскими самолетами наших авиакомпаний, а их багаж доставлялся его владельцам отдельно на грузовых самолетах Ил-76 и Ан-124 МЧС России, военно-транспортной авиации, авиации ВКС, и самолетами авиакомпании «Волга-Днепр». Сначала в московские аэропорты «Внуково», «Домодедово», «Шереметьево», а потом уже рейсами в другие аэропорты России. В короткий период с 6 по 30 ноября все российские туристы организованно были доставлены из Египта в Россию, причем, это была не эвакуация, это был планомерный вывоз туристов по окончанию срока их туристического пребывания в Египте. Авиакомпаниями России было выполнено 420 чартерных рейсов, перевезено более 89 тысяч туристов, и 37 грузовыми рейсами было доставлено более 49 тысяч мест багажа, общей массой 782 тонны.
О подготовке специалистов ГА и планах по «оптимизации»:
Подготовку специалистов гражданской авиации осуществляют образовательные организации, подведомственные Росавиации, которые объединены в вертикально-интегрированные комплексы. Минобрнауки по результатам целевого мониторинга признало эффективность образовательных организаций гражданской авиации среди прочих образовательных организаций России. В 2015 году общая численность обучающихся в учебных заведениях гражданской авиации составила 25,5 тысяч чел, из них 68% обучалось за счет средств федерального бюджета, 32% - на платной основе. Контрольные цифры приема выполнены полностью. Отмечается возросший интерес молодежи к получению технического образования в образовательных организациях гражданской авиации, по профильным авиационным специальностям.
В этой связи хочется обратить внимание на некоторые намерения по объединению образовательных организаций гражданской авиации, учредителем которых является Росавиация, с другими неавиационными транспортными ВУЗами, а также предложение по замене учредителя учебных заведений гражданской авиации. Росавиация считает эти предложения преждевременными и нецелесообразными. Попытка так называемой «оптимизации» среди ВУЗов транспортной направленности, в частности ВУЗов гражданской авиации, без учета их специфики, ради только оптимизации, на наш взгляд, неприемлема в настоящее время. Мы отмечаем, что оптимальная модель, применительная к воздушному транспорту, уже обеспечивается такими факторами, как:
- наличие и сохранение трех монопрофильных ВУЗов гражданской авиации;
- наличие филиальной сети;
- эксплуатационная направленность готовящихся к выпуску из заведения гражданской авиации специалистов;
- тесные контакты и связь учебных заведений гражданской авиации с производственными предприятиями, для которых готовятся наши специалисты;
- развитие деловых контактов учебных заведений с предприятиями отрасли.
Не вызывает сомнений и то, что для дальнейшего развития авиационного образования, для подготовки авиационных специалистов необходим высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, имеющий соответствующее базовое авиационное образование или подготовку с учетом эксплуатационной направленности, а также привлечение к преподаванию успешных практиков из производственных предприятий отрасли.
Хотелось также обратить внимание на то, что в последние годы мы затратили немало средств на совершенствование материально-технической базы учебных заведений гражданской авиации, в частности, МГТУ ГА. Это, безусловно, способствовало заметному росту авторитета университета, повышению интереса абитуриентов к поступлению на основные технические специальности. По нашим сведениям, конкурс в МГТУ ГА достиг 9 человек на место, увеличивается число российских студентов учащихся на платной основе, растет количество иностранных студентов. Сегодня их число в МГТУ ГА достигло уже несколько сотен человек. Расширяется число стран, откуда прибывают на учебу иностранные граждане. Мы проводим работу по популяризации наших учебных заведений в отрасли, среди наших иностранных партнеров, как Ближнего, так и Дальнего зарубежья. Примечательно, что в конце 2015 года ученый совет университета утвердил стратегию своего развития на период до 2030 года, главными целями которой являются:
- усиление эксплуатационной направленности выпускников;
- повышение качества обучения;
- расширение связей с производственными предприятиями отрасли;
- дальнейшее обновление материально-технической базы;
- внедрение в учебный процесс новых компьютерных технологий;
- расширение спектра образовательных услуг за счет реализации непрерывного, многоуровневого образования;
- дальнейшее развитие научных исследований в интересах отрасли.
Закономерный вопрос в нынешних непростых условиях развития нашей экономики, нашего общества: «Будут ли востребованы наши выпускники в нашей стране в будущем?» В связи с этим хотелось бы обратить внимание на очень примечательное событие, которое нас ожидает. 8 июня текущего года в Иркутске состоится выкатка первого самолета МС-21. Это очень примечательное событие, потому что это самолет нового поколения, с новыми композитными материалами, с новым навигационно-пилотажным комплексом. Мы рассчитываем, что этот самолет станет в самое ближайшее время одним из основных самолетов ГА.
О целях и задачах:
Как вы знаете, недавно состоялось совещание под руководством президента России Владимира Владимировича Путина, на котором рассматривались программы производства региональных самолетов, были рассмотрены очень важные вопросы и по ним последовали решения, которые будут способствовать строительству новых воздушных судов, особенно для эксплуатации в районах Дальнего Востока и севера.
Таким образом, у нас есть неплохие перспективы развития, даже в складывающейся экономической ситуации мы ставим перед собой новые задачи, и спектр их достаточно обширен. Прежде всего:
- повышение доступности и качества перевозок для населения;
- оказание необходимой поддержки для перевозок на социально-значимых маршрутах;
- обеспечение стабильного и безопасного функционирования системы воздушного транспорта, безопасности полетов, авиационной безопасности, защита жизни и здоровья населения на воздушном транспорте, от актов, незаконного вмешательства;
- содействие и сохранение роста объемов пассажирских и грузовых авиаперевозок;
- активное участие в глобальных мерах по сокращению выбросов углеводородов в атмосферу;
- урегулирование ситуации в районе полетной информации Симферополя, содействие и развитие транспортной инфрастуктуры в целях освоения Арктики и Дальнего Востока;
- осуществление тщательного контроля за недопустимостью необоснованного роста сборов и тарифов;
- поддержка авиаперевозчиков и содействие в принятии решения об обнулении НДС на внутренние перевозки;
- реализация необходимый мер мероприятий по формированию национальной системы сертификации и функционированию Авиационного регистра, о создании которого в конце 2015 года принято соответствующее решение Правительством РФ.
Мы считаем, что комплекс этих мер во взаимодействии с авиационной общественностью, с отраслевой наукой позволит нам заложить серьезный фундамент для дальнейшего роста объема перевозок и существенного улучшения качества работы гражданской авиации.