- Евгений Юрьевич, чем занимается ваша ассоциация на данном этапе развития деловой авиации России?
- Мы проводим ряд мероприятий, направленных на популяризацию Деловой Авиации в России. Это вид транспорта перестает быть элитарным, и все больше используется нашими клиентами для ведения и развития собственного бизнеса, управления предприятиями, и так далее. Кроме того, мы проводим определенную лоббистскую политику в органах власти для того, чтобы сделать законодательство и отраслевое регулирование более разумным, понятным и применимым на практике.
- То, что Вы сказали – долговременные цели. А что делается «на злобу дня»?
- Сегодня ситуация в отечественной деловой авиации далеко не блестящая. За последние три года есть заметное падение объемов перевозок. Не будем употреблять слово «кризис», лучше говорить о падении темпов экономического развития с введением разного рода санкций против Российской Федерации. Естественно, мы фиксируем падение объемов работ, падение интенсивности трафика через аэропорты, снижение количества самолетов которыми реально пользуются владельцы российских предприятий для ведения своего бизнеса, для корпоративных и частных перевозок. Исходя из сказанного, основные задачи предприятий деловой авиации следующие: прежде всего - действовать так, чтобы сохраниться и уцелеть в тяжелой экономической, высоко конъюнктурной обстановке и, конечно же, начинать создавать условия для будущего роста, потому что рано или поздно все кризисы кончаются, и снова экономика пойдет в рост.
- В сентябре сего года прошла конференция деловой авиации (Business Aviation Forum, организатор - ATOevents) и выставка во "Внуково-3" (JetExpo'2016). Мне показалось, что эти события от прошлогодних отличались тем, что ранее участники были "более возбуждены" происходящими в стране событиями - тем, что идет некий новый виток развития. В выступлениях руководителей компаний деловой авиации чувствовалась энергия, люди были готовы сражаться за лучшую жизнь. В этом же году настрой участников конференции и выставки, как мне показалось, был гораздо более пессимистичным. Согласны ли Вы с этими наблюдениями?
- Да, Вы правы. Некий пессимизм начинает превалировать в общем настроении. Тем не менее, мы пока не наблюдаем глубокого падения в данном сегменте отечественной гражданской авиации. В данный момент - стагнация. Потеря определенного оптимизма в этой сфере, наверное, объясняется, прежде всего, тем, что нет ясности на ближайшую перспективу. Стратегически, в дальней перспективе – всем понятно, что страна будет развиваться, а вместе с ней и авиация, включая деловую. Но сегодня участники рынка обеспокоены тем, как им действовать в ближайшие годы в условиях снижающегося спроса? Как не растерять персонал, в том числе, высококвалифицированный, который у некоторых компаний остается «не у дел»? Вот что сейчас является предметом главной заботы руководства предприятий деловой авиации. И что, собственно, и определяет их общее настроение. Как сохраниться, как лучше пройти этот трудный период? Вот основная забота.
- Сообщения, сделанные руководством ОНАДА и ее членами на конференции и выставке свидетельствуют о том, что численность компаний, входящих в Ассоциацию, растет. При этом выступающие сделали акцент на том, что половина членов – иностранные компании, нерезиденты. В прошлые годы ситуация была иной. Почему такие изменения?
- Действительно, наша Ассоциация пополняется новыми членами. К сожалению, количество российских операторов, которые имеют действующие коммерческое свидетельство эксплуатанта, сильно сократилось. С другой стороны, количество компаний со свидетельством авиапредприятий авиации общего назначения, растет, что внушает определенный оптимизм.
- По Вашим словам, число операторов деловой авиации сокращается, а АОН – растет?
- Да. Дело тут вот в чем. Говоря образно, деловая авиация стоит на двух ногах. Первая – АОН, вторая – «аэро-такси», или Коммерческая часть. Учитывая снижение общих объемов авиаперевозок, операторы коммерческой авиации пребывают не в лучшей форме. В Ассоциации увеличилось число иностранных участников исключительно потому, что, принимая участие в работе Ассоциации, они получают больший объем информации, имеют большие возможности по участию в этом рынке. Между тем, российский рынок, несмотря на санкции и спады, продолжает вызывать большой интерес со стороны иностранных игроков. Таким образом, они наблюдают за рыночной ситуацией, отслеживают вектор ее развития. А процессы-то идут интересные. Падение курса рубля вызывает "удешевление" проектов. В частности, уменьшается стоимость рабочей силы. Потратив или вложив какое-то количество твердой валюты в российские проекты, можно ожидать больший «выход». Долларовые инвестиции в инфраструктуру авиации становятся более выгодными. Вот некоторые причины, по которым иностранные фирмы принимают более активное участие в деятельности нашей Ассоциации.
- Как Вы думаете, кто из игроков российского рыка деловой авиации в итоге выживет и без больших потерь сможет пройти через нынешний трудный период?
- Выживут те, кто, говоря образно, сумеет «сжаться», сократить расходы и, при этом, сохранить базу для последующего развития, прежде всего высококвалифицированный персонал. Думаю, что ведущие российские операторы деловой авиации выживут, и в дальнейшем будут играть большую роль.
- На конференциях и выставках выступающие высказывали тезис о том, что те компании, которые постоянно, а не время от времени, готовятся к кризису, постоянно работают над оптимизацией расходной части, повышая отдачу труда каждого работника, и так далее – вот именно они и переживут кризис. С другой стороны, те компании, которые применяли стратегию роста на волне общего экономического подъема – у них в кризис возникают проблемы более высокого порядка. Согласны ли вы с данным тезисом? Работает ли он в деловой авиации?
- Да, абсолютно и полностью согласен. Любая компания, которая всерьез присутствует на рынке, должна иметь продуманную стратегию и несколько вариантов своего дальнейшего развития с учетом изменения внешней среды. В простом случае: вариант роста, вариант стагнации и вариант падения рынка. Те, кто предусмотрительнее, разрабатывают определенные продуманные планы для того, чтобы в любой изменяющейся обстановке сохраниться и реализовать свой потенциал. Вот именно они и имеют высокие шансы на выживание.
- Ходят слухи, что место проведения аэрокосмического салона МАКС в некой перспективе может быть изменено. Если события будут развиваться по такому сценарию, то, возможно, «кобыле станет легче», и тогда, наверное, аэродром «Раменское», более не обремененный сложностями, связанными с крупными выставками, начнет ритмично работать и динамично развиваться как гражданский аэропорт?
- Появление нового аэропорта в столичной зоне – хорошее, положительное событие: увеличивается конкуренция, сокращаются возможности по сговору насчет высоких тарифов. Думаю, в ближайшие годы влияние аэропорта у города Жуковского будет ощущаться на столичном рынке. Аэропорт построен в короткие сроки и сегодня нормально функционирует. К сожалению, еще много административных барьеров, которые мешают его запустить на полную мощность. Надо учитывать и общий спад пассажирских перевозок воздушным транспортом в России. Это тоже находит отражение на ходе реализации проекта.
С уходом МАКСа из Жуковского, конечно, освобождаются большие площади, уже готовые для авиационной деятельности. Вот почему мне кажется, что это – перспективно с точки зрения развития аэропорта. Думаю, его ожидает большое будущее. Деловая авиация в «Раменском» уже присутствует. Ей, конечно, будет лучше! Прежде сего потому, что растет конъюнктура. С появлением еще одних «воздушных ворот» в Москву, доступных, в том числе и деловой авиации, растет конъюнктура, операторы могут выбирать среди нескольких аэропортов Московского Аэроузла. Чем больше будет возможностей для выбора у операторов деловой авиации, тем лучше, они будут себя чувствовать свободнее.
- Решился ли вопрос с международными полетами деловой авиации с аэропорта "Раменское"?
- Да, он решен как для чартерных авиакомпаний, так и для регулярных. Сегодня ситуация такова, что любой оператор деловой авиации, включая иностранных, может выполнить полет как в Жуковский, так и из него. Авиакомпания «АВКОМ» стала выполнять международные полеты деловой авиации из "Раменского", как только аэропорт был допущен авиационными властями к ведению такого рода деятельности. Воздушные суда не только российской, но и иностранной регистрации уже совершили довольно большое число чартерных рейсов в иностранные пункты. А недавно началось и регулярное воздушное сообщение с использованием иностранных воздушных судов с пассажирами на борту. Аэропорт и его службы, включая «таможню» и «границу», функционирует нормально, в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями.
Основным и главным преимуществом аэропорта «Раменское» является большое воздушное пространство с относительно небольшой интенсивностью движения. Воздушные суда, которые пребывают туда – у них нет необходимости длительно циркулировать в воздухе, ожидая слот на посадку. Вот основное преимущество «Раменского» перед другими московскими аэропортами.
- Мы проводим ряд мероприятий, направленных на популяризацию Деловой Авиации в России. Это вид транспорта перестает быть элитарным, и все больше используется нашими клиентами для ведения и развития собственного бизнеса, управления предприятиями, и так далее. Кроме того, мы проводим определенную лоббистскую политику в органах власти для того, чтобы сделать законодательство и отраслевое регулирование более разумным, понятным и применимым на практике.
- То, что Вы сказали – долговременные цели. А что делается «на злобу дня»?
- Сегодня ситуация в отечественной деловой авиации далеко не блестящая. За последние три года есть заметное падение объемов перевозок. Не будем употреблять слово «кризис», лучше говорить о падении темпов экономического развития с введением разного рода санкций против Российской Федерации. Естественно, мы фиксируем падение объемов работ, падение интенсивности трафика через аэропорты, снижение количества самолетов которыми реально пользуются владельцы российских предприятий для ведения своего бизнеса, для корпоративных и частных перевозок. Исходя из сказанного, основные задачи предприятий деловой авиации следующие: прежде всего - действовать так, чтобы сохраниться и уцелеть в тяжелой экономической, высоко конъюнктурной обстановке и, конечно же, начинать создавать условия для будущего роста, потому что рано или поздно все кризисы кончаются, и снова экономика пойдет в рост.
- В сентябре сего года прошла конференция деловой авиации (Business Aviation Forum, организатор - ATOevents) и выставка во "Внуково-3" (JetExpo'2016). Мне показалось, что эти события от прошлогодних отличались тем, что ранее участники были "более возбуждены" происходящими в стране событиями - тем, что идет некий новый виток развития. В выступлениях руководителей компаний деловой авиации чувствовалась энергия, люди были готовы сражаться за лучшую жизнь. В этом же году настрой участников конференции и выставки, как мне показалось, был гораздо более пессимистичным. Согласны ли Вы с этими наблюдениями?
- Да, Вы правы. Некий пессимизм начинает превалировать в общем настроении. Тем не менее, мы пока не наблюдаем глубокого падения в данном сегменте отечественной гражданской авиации. В данный момент - стагнация. Потеря определенного оптимизма в этой сфере, наверное, объясняется, прежде всего, тем, что нет ясности на ближайшую перспективу. Стратегически, в дальней перспективе – всем понятно, что страна будет развиваться, а вместе с ней и авиация, включая деловую. Но сегодня участники рынка обеспокоены тем, как им действовать в ближайшие годы в условиях снижающегося спроса? Как не растерять персонал, в том числе, высококвалифицированный, который у некоторых компаний остается «не у дел»? Вот что сейчас является предметом главной заботы руководства предприятий деловой авиации. И что, собственно, и определяет их общее настроение. Как сохраниться, как лучше пройти этот трудный период? Вот основная забота.
- Сообщения, сделанные руководством ОНАДА и ее членами на конференции и выставке свидетельствуют о том, что численность компаний, входящих в Ассоциацию, растет. При этом выступающие сделали акцент на том, что половина членов – иностранные компании, нерезиденты. В прошлые годы ситуация была иной. Почему такие изменения?
- Действительно, наша Ассоциация пополняется новыми членами. К сожалению, количество российских операторов, которые имеют действующие коммерческое свидетельство эксплуатанта, сильно сократилось. С другой стороны, количество компаний со свидетельством авиапредприятий авиации общего назначения, растет, что внушает определенный оптимизм.
- По Вашим словам, число операторов деловой авиации сокращается, а АОН – растет?
- Да. Дело тут вот в чем. Говоря образно, деловая авиация стоит на двух ногах. Первая – АОН, вторая – «аэро-такси», или Коммерческая часть. Учитывая снижение общих объемов авиаперевозок, операторы коммерческой авиации пребывают не в лучшей форме. В Ассоциации увеличилось число иностранных участников исключительно потому, что, принимая участие в работе Ассоциации, они получают больший объем информации, имеют большие возможности по участию в этом рынке. Между тем, российский рынок, несмотря на санкции и спады, продолжает вызывать большой интерес со стороны иностранных игроков. Таким образом, они наблюдают за рыночной ситуацией, отслеживают вектор ее развития. А процессы-то идут интересные. Падение курса рубля вызывает "удешевление" проектов. В частности, уменьшается стоимость рабочей силы. Потратив или вложив какое-то количество твердой валюты в российские проекты, можно ожидать больший «выход». Долларовые инвестиции в инфраструктуру авиации становятся более выгодными. Вот некоторые причины, по которым иностранные фирмы принимают более активное участие в деятельности нашей Ассоциации.
- Как Вы думаете, кто из игроков российского рыка деловой авиации в итоге выживет и без больших потерь сможет пройти через нынешний трудный период?
- Выживут те, кто, говоря образно, сумеет «сжаться», сократить расходы и, при этом, сохранить базу для последующего развития, прежде всего высококвалифицированный персонал. Думаю, что ведущие российские операторы деловой авиации выживут, и в дальнейшем будут играть большую роль.
- На конференциях и выставках выступающие высказывали тезис о том, что те компании, которые постоянно, а не время от времени, готовятся к кризису, постоянно работают над оптимизацией расходной части, повышая отдачу труда каждого работника, и так далее – вот именно они и переживут кризис. С другой стороны, те компании, которые применяли стратегию роста на волне общего экономического подъема – у них в кризис возникают проблемы более высокого порядка. Согласны ли вы с данным тезисом? Работает ли он в деловой авиации?
- Да, абсолютно и полностью согласен. Любая компания, которая всерьез присутствует на рынке, должна иметь продуманную стратегию и несколько вариантов своего дальнейшего развития с учетом изменения внешней среды. В простом случае: вариант роста, вариант стагнации и вариант падения рынка. Те, кто предусмотрительнее, разрабатывают определенные продуманные планы для того, чтобы в любой изменяющейся обстановке сохраниться и реализовать свой потенциал. Вот именно они и имеют высокие шансы на выживание.
- Ходят слухи, что место проведения аэрокосмического салона МАКС в некой перспективе может быть изменено. Если события будут развиваться по такому сценарию, то, возможно, «кобыле станет легче», и тогда, наверное, аэродром «Раменское», более не обремененный сложностями, связанными с крупными выставками, начнет ритмично работать и динамично развиваться как гражданский аэропорт?
- Появление нового аэропорта в столичной зоне – хорошее, положительное событие: увеличивается конкуренция, сокращаются возможности по сговору насчет высоких тарифов. Думаю, в ближайшие годы влияние аэропорта у города Жуковского будет ощущаться на столичном рынке. Аэропорт построен в короткие сроки и сегодня нормально функционирует. К сожалению, еще много административных барьеров, которые мешают его запустить на полную мощность. Надо учитывать и общий спад пассажирских перевозок воздушным транспортом в России. Это тоже находит отражение на ходе реализации проекта.
С уходом МАКСа из Жуковского, конечно, освобождаются большие площади, уже готовые для авиационной деятельности. Вот почему мне кажется, что это – перспективно с точки зрения развития аэропорта. Думаю, его ожидает большое будущее. Деловая авиация в «Раменском» уже присутствует. Ей, конечно, будет лучше! Прежде сего потому, что растет конъюнктура. С появлением еще одних «воздушных ворот» в Москву, доступных, в том числе и деловой авиации, растет конъюнктура, операторы могут выбирать среди нескольких аэропортов Московского Аэроузла. Чем больше будет возможностей для выбора у операторов деловой авиации, тем лучше, они будут себя чувствовать свободнее.
- Решился ли вопрос с международными полетами деловой авиации с аэропорта "Раменское"?
- Да, он решен как для чартерных авиакомпаний, так и для регулярных. Сегодня ситуация такова, что любой оператор деловой авиации, включая иностранных, может выполнить полет как в Жуковский, так и из него. Авиакомпания «АВКОМ» стала выполнять международные полеты деловой авиации из "Раменского", как только аэропорт был допущен авиационными властями к ведению такого рода деятельности. Воздушные суда не только российской, но и иностранной регистрации уже совершили довольно большое число чартерных рейсов в иностранные пункты. А недавно началось и регулярное воздушное сообщение с использованием иностранных воздушных судов с пассажирами на борту. Аэропорт и его службы, включая «таможню» и «границу», функционирует нормально, в соответствии со всеми предъявляемыми требованиями.
Основным и главным преимуществом аэропорта «Раменское» является большое воздушное пространство с относительно небольшой интенсивностью движения. Воздушные суда, которые пребывают туда – у них нет необходимости длительно циркулировать в воздухе, ожидая слот на посадку. Вот основное преимущество «Раменского» перед другими московскими аэропортами.