МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
(РОСАВИАЦИЯ)
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПРОТОКОЛ
ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА
29 сентября 2016 г. № 4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
(РОСАВИАЦИЯ)
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПРОТОКОЛ
ЗАСЕДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА
29 сентября 2016 г. № 4
Председательствовали:
Председатель Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта (далее - Общественный совет) П.С. Дейнекин
Заместитель руководителя Росавиации О.О. Клим
Присутствовали:
Члены Общественного совета при Росавиации, заместители руководителя Росавиации, начальники управлений центрального аппарата Росавиации, начальники межрегиональных территориальных управлений Росавиации, ректоры вузов гражданской авиации, представители Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Министерства образования и науки Российской Федерации, представители авиапредприятий и общественных организаций гражданской авиации.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
Рассмотрение проекта Концепции развития образования в сфере
гражданской авиации до 2030 года
Рассмотрение проекта Концепции развития образования в сфере
гражданской авиации до 2030 года
1. С докладом по повестке дня выступил начальник Управления государственной службы и кадров Росавиации В.М. Ашихмин.
2. С информацией по проекту Концепции выступили ректоры ВУЗов ГА: Б.П. Елисеев (МГТУ ГА), М.Ю. Смуров (СПбГУ ГА), С.И. Краснов (УИ ГА имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева А.А.), М.М. Терещенко (председатель Экспертного совета в области гражданской авиации России); О.В. Семина (заместитель директора аэропорта Домодедово по персоналу); доктор юридических наук, профессор МГТУ ГА, эксперт комитета Г осударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по транспорту В.Д. Бордунов; члены общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта: О.М. Смирнов, В.И. Масенков, В.В. Горлов, Е.И. Шапошников, Ю.П. Дарымов, Р.Р. Сулейманов, А.М. Горяшко, В.Н. Тасун, В.Н. Очиров.
В обсуждении проекта Концепции приняли участие и выступили: председатель общественного совета при Министерстве транспорта Российской Федерации М.Я. Блинкин, начальник Управления государственных услуг Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации С.А. Банников.
В целях исполнения раздела 3 протокола заседания Координационного совета по транспортному образованию при Министерстве транспорта Российской Федерации от 12.04.2016 № 25 и протокола совещания у Статс-секретаря - заместителя Министра транспорта Российской Федерации С.А. Аристова от 21.07.2016 № СА-23 рабочей группой, созданной приказом Росавиации от 28.07.2016 № 35/т, разработан проект Концепции развития образования в сфере гражданской авиации до 2030 года (далее - проект Концепции). Проект Концепции подготовлен в соответствии с предложенной Минтрансом России структурой разделов, единой для всех видов транспорта.
В соответствии с принятой терминологией Концепция определяет понимание и алгоритмы решения поставленных задач, стратегию действий для достижения целей. Для ВУЗов гражданской авиации - это решение задач по дальнейшему развитию образования в сфере гражданской авиации, повышению качества подготовки авиационных специалистов, соответствующих мировому уровню.
Учеными Советами ВУЗов ГА разработаны и утверждены Стратегии развития каждого из них до 2030 года, которые стали основой разработки проекта Концепции.
В основу проекта положены такие программные документы, как: «Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года», утвержденные Президентом Российской Федерации 1 апреля 2012 года, Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также рекомендации Международной организации ИКАО.
При подготовке проекта Концепции учитывались: возрастающее значение авиации для решения социально-экономических, военно-политических и оборонных задач, развития науки, техники и технологий. Учитывался также рост потребности в воздушных перевозках пассажиров и грузов, особенно в отдаленных районах Севера, Дальнего Востока и Сибири с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой (где отсутствуют другие виды транспорта, кроме воздушного), обострение конкуренции авиатранспортных компаний на мировом рынке. Основой отечественной системы подготовки авиационных специалистов является тесный контакт учебных заведений с производственными предприятиями и территориальными органами ГА. Учебные заведения ГА готовят специалистов эксплуатационной направленности в интересах производственных предприятий ГА. Этот принцип положен в основу проекта Концепции.
Росавиация выступает в роли учредителя в отношении трех подведомственных учебных заведений высшего образования (Московский государственный технический университет гражданской авиации (ФГБОУ ВО МГТУ ГА), Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (ФГБОУ ВО СПбГУ ГА), Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного Маршала авиации Б.П. Бугаева (ФГБОУ ВО УИ ГА). В состав ВУЗов ГА в качестве филиалов входят средние специальные учебные заведения ГА, которые осуществляют подготовку авиационных специалистов по широкому спектру специальностей для авиапредприятий, расположенных на всей территории России.
Создание и поддержание кадрового потенциала на мировом уровне, обеспечивающем эффективную авиационную деятельность является объективной необходимостью для государства и одним из важнейших условий обеспечения его безопасности.
Составной частью авиационного потенциала Российской Федерации, как указано Президентом Российской Федерации являются: «гражданская авиация; единая система организации воздушного движения; образовательные учреждения и организации, осуществляющие подготовку специалистов в области авиации; профессионально подготовленные кадры» («Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года»).
Одной из главных целей Росавиации при организации и обеспечении подготовки авиационных специалистов в учебных заведениях ГА, отраженной в проекте Концепции, является повышение авиационной безопасности и уровня безопасности полетов воздушных судов с учетом требований международных стандартов и рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Основные квалификационные требования, включающие содержание программ подготовки, уровень владения английским языком, требования к элементам специализированной авиационной терминологии, требования к элементам медицинского освидетельствования авиационного персонала изложены в международном стандарте - Приложении 1 к Чикагской Конвенции ИКАО «Выдача свидетельств авиационному персоналу». Инструктивный материал ИКАО содержится в «Руководстве по управлению безопасностью полетов». Документами ИКАО в квалификационной системе подготовки авиационных специалистов для гражданской авиации договаривающихся стран, предусмотрена прямая подотчетность за качество и соответствие этой подготовки полномочному органу по выдаче свидетельств авиационному персоналу. Полномочным органом по выдаче свидетельств авиационному персоналу в Российской Федерации является Росавиация, которая законодательно определена учредителем учебных заведений ГА. Учебные заведения ГА включены в перечень ИКАО, как учебные заведения по подготовке кадров для гражданской авиации, представляющие Российскую Федерацию. При проведении проверок ИКАО, смена учредителя отечественных учебных заведений ГА может быть отнесена к числу существенных недостатков в вопросах подготовки и выдачи свидетельств авиационному персоналу. Это может быть расценено, как отклонение от положений статьи 33 Чикагской Конвенции, в части обеспечения принципа взаимного международного признания свидетельств и удостоверений авиационного персонала.
Отечественные учебные заведения ГА являются участниками программы международной организации гражданской авиации ИКАО ТRAINAIR PLUS (ТРР). В рамках этой программы осуществляется оценка авиационных учебных организаций и программ подготовки на предмет их соответствия требованиям ИКАО. Участие в этой программе способствует распространению передового опыта в области подготовки авиационного персонала, имеет положительный коммерческий эффект в результате чего повышается доверие к качеству образовательного процесса со стороны потенциальных клиентов. В настоящее время указанная программа объединяет более 60 учебных заведений по всему миру, имеющих высокий международный рейтинг государств - членов ИКАО. Среди участников программы ТRAINAIR РLUS, а также ни в одном государстве из членов ИКАО нет ни одной учебной организации, совмещающей подготовку специалистов для авиации и различных видов транспорта.
Подготовка специалистов в области гражданской авиации сопряжена с серьезной профессиональной спецификой, когда образовательное учреждение является механизмом, обеспечивающим функционирование всей авиационной инфраструктуры, задействованной в образовательном процессе и тесно связана с производственными предприятиями. Все учебные заведения располагают аэродромами и объектами аэродромной инфраструктуры, средствами управления воздушным движением, объектами по техническому обслуживанию воздушных судов, средствами их заправки, радиотехническим и светотехническим оборудованием, парком аэродромных специальных машин. Неотъемлемой частью их материально-технической базы являются самолеты, вертолеты различных модификаций, в том числе и зарубежные образцы. Учебное заведение обеспечивает комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Помимо учебных корпусов с учебными классами, лабораториями, компьютерными классами, электрифицированными стендами, имеются тренажерные центры, оборудованными современными дорогостоящими (стоимостью десятки миллионов рублей) тренажерами для подготовки пилотов, диспетчеров УВД и инженерно-технических специалистов.
В процессе подготовки кадров для ГА участвуют категории специалистов, отсутствующие в других образовательных организациях Минобрнауки России. Это командно-летный, летно-инструкторский, инструкторско-диспетчерский состав, инженерно-технический персонал. Летный и инструкторский состав, диспетчерский персонал, занятый в процессе обучения, имеет международные действующие свидетельства, проходит повышение квалификации и подтверждение профессиональных навыков в соответствии с требованиями, действующими в гражданской авиации, а также периодическое медицинское освидетельствование во ВЛЭК. Программы по летным и основным эксплуатационным техническим направлениям, специальностям, а также методики обучения реализуются с учетом стандартов и рекомендаций ИКАО, поэтому дипломы выпускников российских учебных заведений гражданской авиации высоко котируются в зарубежных странах.
В проекте Концепции нашли отражение направления дальнейшего развития образования в сфере гражданской авиации: укрепление и развитие учебноматериальной и технической баз в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования для гражданской авиации; развитие тренажерной базы для подготовки и повышения квалификации авиационного персонала по эксплуатации авиационной техники российского производства; развитие системы высшего и среднего профессионального образования; сохранение приоритета подготовки инженеров с квалификацией «специалист»; подготовка авиационного персонала в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО; расширение системы подготовки специалистов на основе прямых договоров, заключаемых авиационными организациями с учебными заведениями.
Проектом Концепции предполагается планирование необходимых финансовых средств для строительства, реконструкции, ремонта общежитий, с целью создания современных благоприятных условий для проживания и отдыха студентов и курсантов, обеспечения их эффективной самостоятельной работы.
Важнейшей составной частью авиационного образования и подготовки кадров, отраженной в проекте Концепции, является воспитание многонациональной молодежи.
Это: патриотическое воспитание, привитие чувства преданности и гордости за Отечество, изучение истории Российского государства, популяризация культурного и исторического его наследия, истории развития отечественной авиации, народных национальных традиций, традиций многих поколений отечественных авиаторов, привитие молодежи чувства гордости за принадлежность к гражданам России, бережного отношения к русскому и национальным языкам народов России; привитие чувства товарищества и взаимовыручки, развитие физкультуры и спорта. Важным направлением развития образования в сфере гражданской авиации является дальнейшее укрепление системы подготовки авиационных специалистов со средним специальным образованием, которые непосредственно участвуют в обеспечении безопасности полетов ВС и являются основной категорией для обеспечения производственной деятельности авиапредприятий, что особенно важно для развития региональной авиации, авиации местных воздушных линий, малой авиации, авиакомпаний и аэропортов, расположенных в труднодоступных регионах и районах России, где кроме авиации нет других видов транспорта.
Это в первую очередь относится к авиапредприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, Якутии, Чукотки, Камчатки. Дислокация учебных заведений гражданской авиации в полной мере учитывает потребности в специалистах гражданской авиации в масштабах всей страны, включая отдаленные районы.
Учебные заведения ГА включены в перечень образовательных организаций Международной организации ИКАО. Ежегодно стабильно повышается привлекательность отечественных учебных заведений Г А для получения авиационного образования представителями зарубежных стран. В них подготовлены и продолжается подготовка авиационных специалистов для более 40 стран мира (для Кубы, Вьетнама, Монголии, Венесуэлы, Мозамбика, Индии, Перу, Мадагаскара и др.).
Продолжает развиваться подготовка специалистов для стран СНГ (Беларуси, Туркмении, Таджикистана, Армении, Казахстана и др.). Проектом Концепции предусмотрена дальнейшая деятельность учебных заведений ГА в этом направлении. Учебные заведения ГА способны самостоятельно, под непосредственным руководством учредителя в лице Росавиации, в тесном контакте с авиапредприятиями решать поставленные перед ними задачами по качественной подготовке авиационных кадров для гражданской авиации, с учетом требований и рекомендаций международной организации ИКАО, без какого-либо объединения с
другими ВУЗами транспортной отрасли.
Целесообразно, по аналогии с подготовкой специалистов в области военной авиации Минобороны России, сохранить и совершенствовать существующую систему подготовки специалистов для гражданской авиации в системе Федерального агентства воздушного транспорта, а также восстановить систему военной подготовки в учебных заведениях ГА.
Заслушав информацию по проекту Концепции развития образования в сфере гражданской авиации до 2030 года, обсудив и проанализировав предложения по данному вопросу, Общественный совет постановляет:
1. Одобрить проект Концепции развития образования в сфере гражданской авиации до 2030 года, разработанный рабочей группой уполномоченных представителей профессорско-преподавательского состава ВУЗов ГА с привлечением работодателей, в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
2. Подтвердить целесообразность и необходимость:
2. С информацией по проекту Концепции выступили ректоры ВУЗов ГА: Б.П. Елисеев (МГТУ ГА), М.Ю. Смуров (СПбГУ ГА), С.И. Краснов (УИ ГА имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева А.А.), М.М. Терещенко (председатель Экспертного совета в области гражданской авиации России); О.В. Семина (заместитель директора аэропорта Домодедово по персоналу); доктор юридических наук, профессор МГТУ ГА, эксперт комитета Г осударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по транспорту В.Д. Бордунов; члены общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта: О.М. Смирнов, В.И. Масенков, В.В. Горлов, Е.И. Шапошников, Ю.П. Дарымов, Р.Р. Сулейманов, А.М. Горяшко, В.Н. Тасун, В.Н. Очиров.
В обсуждении проекта Концепции приняли участие и выступили: председатель общественного совета при Министерстве транспорта Российской Федерации М.Я. Блинкин, начальник Управления государственных услуг Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации С.А. Банников.
В целях исполнения раздела 3 протокола заседания Координационного совета по транспортному образованию при Министерстве транспорта Российской Федерации от 12.04.2016 № 25 и протокола совещания у Статс-секретаря - заместителя Министра транспорта Российской Федерации С.А. Аристова от 21.07.2016 № СА-23 рабочей группой, созданной приказом Росавиации от 28.07.2016 № 35/т, разработан проект Концепции развития образования в сфере гражданской авиации до 2030 года (далее - проект Концепции). Проект Концепции подготовлен в соответствии с предложенной Минтрансом России структурой разделов, единой для всех видов транспорта.
В соответствии с принятой терминологией Концепция определяет понимание и алгоритмы решения поставленных задач, стратегию действий для достижения целей. Для ВУЗов гражданской авиации - это решение задач по дальнейшему развитию образования в сфере гражданской авиации, повышению качества подготовки авиационных специалистов, соответствующих мировому уровню.
Учеными Советами ВУЗов ГА разработаны и утверждены Стратегии развития каждого из них до 2030 года, которые стали основой разработки проекта Концепции.
В основу проекта положены такие программные документы, как: «Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года», утвержденные Президентом Российской Федерации 1 апреля 2012 года, Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также рекомендации Международной организации ИКАО.
При подготовке проекта Концепции учитывались: возрастающее значение авиации для решения социально-экономических, военно-политических и оборонных задач, развития науки, техники и технологий. Учитывался также рост потребности в воздушных перевозках пассажиров и грузов, особенно в отдаленных районах Севера, Дальнего Востока и Сибири с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой (где отсутствуют другие виды транспорта, кроме воздушного), обострение конкуренции авиатранспортных компаний на мировом рынке. Основой отечественной системы подготовки авиационных специалистов является тесный контакт учебных заведений с производственными предприятиями и территориальными органами ГА. Учебные заведения ГА готовят специалистов эксплуатационной направленности в интересах производственных предприятий ГА. Этот принцип положен в основу проекта Концепции.
Росавиация выступает в роли учредителя в отношении трех подведомственных учебных заведений высшего образования (Московский государственный технический университет гражданской авиации (ФГБОУ ВО МГТУ ГА), Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (ФГБОУ ВО СПбГУ ГА), Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного Маршала авиации Б.П. Бугаева (ФГБОУ ВО УИ ГА). В состав ВУЗов ГА в качестве филиалов входят средние специальные учебные заведения ГА, которые осуществляют подготовку авиационных специалистов по широкому спектру специальностей для авиапредприятий, расположенных на всей территории России.
Создание и поддержание кадрового потенциала на мировом уровне, обеспечивающем эффективную авиационную деятельность является объективной необходимостью для государства и одним из важнейших условий обеспечения его безопасности.
Составной частью авиационного потенциала Российской Федерации, как указано Президентом Российской Федерации являются: «гражданская авиация; единая система организации воздушного движения; образовательные учреждения и организации, осуществляющие подготовку специалистов в области авиации; профессионально подготовленные кадры» («Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года»).
Одной из главных целей Росавиации при организации и обеспечении подготовки авиационных специалистов в учебных заведениях ГА, отраженной в проекте Концепции, является повышение авиационной безопасности и уровня безопасности полетов воздушных судов с учетом требований международных стандартов и рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Основные квалификационные требования, включающие содержание программ подготовки, уровень владения английским языком, требования к элементам специализированной авиационной терминологии, требования к элементам медицинского освидетельствования авиационного персонала изложены в международном стандарте - Приложении 1 к Чикагской Конвенции ИКАО «Выдача свидетельств авиационному персоналу». Инструктивный материал ИКАО содержится в «Руководстве по управлению безопасностью полетов». Документами ИКАО в квалификационной системе подготовки авиационных специалистов для гражданской авиации договаривающихся стран, предусмотрена прямая подотчетность за качество и соответствие этой подготовки полномочному органу по выдаче свидетельств авиационному персоналу. Полномочным органом по выдаче свидетельств авиационному персоналу в Российской Федерации является Росавиация, которая законодательно определена учредителем учебных заведений ГА. Учебные заведения ГА включены в перечень ИКАО, как учебные заведения по подготовке кадров для гражданской авиации, представляющие Российскую Федерацию. При проведении проверок ИКАО, смена учредителя отечественных учебных заведений ГА может быть отнесена к числу существенных недостатков в вопросах подготовки и выдачи свидетельств авиационному персоналу. Это может быть расценено, как отклонение от положений статьи 33 Чикагской Конвенции, в части обеспечения принципа взаимного международного признания свидетельств и удостоверений авиационного персонала.
Отечественные учебные заведения ГА являются участниками программы международной организации гражданской авиации ИКАО ТRAINAIR PLUS (ТРР). В рамках этой программы осуществляется оценка авиационных учебных организаций и программ подготовки на предмет их соответствия требованиям ИКАО. Участие в этой программе способствует распространению передового опыта в области подготовки авиационного персонала, имеет положительный коммерческий эффект в результате чего повышается доверие к качеству образовательного процесса со стороны потенциальных клиентов. В настоящее время указанная программа объединяет более 60 учебных заведений по всему миру, имеющих высокий международный рейтинг государств - членов ИКАО. Среди участников программы ТRAINAIR РLUS, а также ни в одном государстве из членов ИКАО нет ни одной учебной организации, совмещающей подготовку специалистов для авиации и различных видов транспорта.
Подготовка специалистов в области гражданской авиации сопряжена с серьезной профессиональной спецификой, когда образовательное учреждение является механизмом, обеспечивающим функционирование всей авиационной инфраструктуры, задействованной в образовательном процессе и тесно связана с производственными предприятиями. Все учебные заведения располагают аэродромами и объектами аэродромной инфраструктуры, средствами управления воздушным движением, объектами по техническому обслуживанию воздушных судов, средствами их заправки, радиотехническим и светотехническим оборудованием, парком аэродромных специальных машин. Неотъемлемой частью их материально-технической базы являются самолеты, вертолеты различных модификаций, в том числе и зарубежные образцы. Учебное заведение обеспечивает комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Помимо учебных корпусов с учебными классами, лабораториями, компьютерными классами, электрифицированными стендами, имеются тренажерные центры, оборудованными современными дорогостоящими (стоимостью десятки миллионов рублей) тренажерами для подготовки пилотов, диспетчеров УВД и инженерно-технических специалистов.
В процессе подготовки кадров для ГА участвуют категории специалистов, отсутствующие в других образовательных организациях Минобрнауки России. Это командно-летный, летно-инструкторский, инструкторско-диспетчерский состав, инженерно-технический персонал. Летный и инструкторский состав, диспетчерский персонал, занятый в процессе обучения, имеет международные действующие свидетельства, проходит повышение квалификации и подтверждение профессиональных навыков в соответствии с требованиями, действующими в гражданской авиации, а также периодическое медицинское освидетельствование во ВЛЭК. Программы по летным и основным эксплуатационным техническим направлениям, специальностям, а также методики обучения реализуются с учетом стандартов и рекомендаций ИКАО, поэтому дипломы выпускников российских учебных заведений гражданской авиации высоко котируются в зарубежных странах.
В проекте Концепции нашли отражение направления дальнейшего развития образования в сфере гражданской авиации: укрепление и развитие учебноматериальной и технической баз в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования для гражданской авиации; развитие тренажерной базы для подготовки и повышения квалификации авиационного персонала по эксплуатации авиационной техники российского производства; развитие системы высшего и среднего профессионального образования; сохранение приоритета подготовки инженеров с квалификацией «специалист»; подготовка авиационного персонала в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО; расширение системы подготовки специалистов на основе прямых договоров, заключаемых авиационными организациями с учебными заведениями.
Проектом Концепции предполагается планирование необходимых финансовых средств для строительства, реконструкции, ремонта общежитий, с целью создания современных благоприятных условий для проживания и отдыха студентов и курсантов, обеспечения их эффективной самостоятельной работы.
Важнейшей составной частью авиационного образования и подготовки кадров, отраженной в проекте Концепции, является воспитание многонациональной молодежи.
Это: патриотическое воспитание, привитие чувства преданности и гордости за Отечество, изучение истории Российского государства, популяризация культурного и исторического его наследия, истории развития отечественной авиации, народных национальных традиций, традиций многих поколений отечественных авиаторов, привитие молодежи чувства гордости за принадлежность к гражданам России, бережного отношения к русскому и национальным языкам народов России; привитие чувства товарищества и взаимовыручки, развитие физкультуры и спорта. Важным направлением развития образования в сфере гражданской авиации является дальнейшее укрепление системы подготовки авиационных специалистов со средним специальным образованием, которые непосредственно участвуют в обеспечении безопасности полетов ВС и являются основной категорией для обеспечения производственной деятельности авиапредприятий, что особенно важно для развития региональной авиации, авиации местных воздушных линий, малой авиации, авиакомпаний и аэропортов, расположенных в труднодоступных регионах и районах России, где кроме авиации нет других видов транспорта.
Это в первую очередь относится к авиапредприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, Якутии, Чукотки, Камчатки. Дислокация учебных заведений гражданской авиации в полной мере учитывает потребности в специалистах гражданской авиации в масштабах всей страны, включая отдаленные районы.
Учебные заведения ГА включены в перечень образовательных организаций Международной организации ИКАО. Ежегодно стабильно повышается привлекательность отечественных учебных заведений Г А для получения авиационного образования представителями зарубежных стран. В них подготовлены и продолжается подготовка авиационных специалистов для более 40 стран мира (для Кубы, Вьетнама, Монголии, Венесуэлы, Мозамбика, Индии, Перу, Мадагаскара и др.).
Продолжает развиваться подготовка специалистов для стран СНГ (Беларуси, Туркмении, Таджикистана, Армении, Казахстана и др.). Проектом Концепции предусмотрена дальнейшая деятельность учебных заведений ГА в этом направлении. Учебные заведения ГА способны самостоятельно, под непосредственным руководством учредителя в лице Росавиации, в тесном контакте с авиапредприятиями решать поставленные перед ними задачами по качественной подготовке авиационных кадров для гражданской авиации, с учетом требований и рекомендаций международной организации ИКАО, без какого-либо объединения с
другими ВУЗами транспортной отрасли.
Целесообразно, по аналогии с подготовкой специалистов в области военной авиации Минобороны России, сохранить и совершенствовать существующую систему подготовки специалистов для гражданской авиации в системе Федерального агентства воздушного транспорта, а также восстановить систему военной подготовки в учебных заведениях ГА.
Заслушав информацию по проекту Концепции развития образования в сфере гражданской авиации до 2030 года, обсудив и проанализировав предложения по данному вопросу, Общественный совет постановляет:
1. Одобрить проект Концепции развития образования в сфере гражданской авиации до 2030 года, разработанный рабочей группой уполномоченных представителей профессорско-преподавательского состава ВУЗов ГА с привлечением работодателей, в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
2. Подтвердить целесообразность и необходимость:
- сохранения существующей системы подготовки кадров для гражданской авиации, как самостоятельного направления системы образования в транспортном комплексе;
- ведомственной принадлежности образовательных учреждений гражданской авиации к Росавиации и сохранения ее статуса - учредителя образовательных учреждений ГА;
- сохранения трех профильных ВУЗов ГА, представляющих собой университетские комплексы непрерывного обучения и повышения квалификации специалистов для гражданской авиации эксплуатационной направленности.
- ведомственной принадлежности образовательных учреждений гражданской авиации к Росавиации и сохранения ее статуса - учредителя образовательных учреждений ГА;
- сохранения трех профильных ВУЗов ГА, представляющих собой университетские комплексы непрерывного обучения и повышения квалификации специалистов для гражданской авиации эксплуатационной направленности.
3. Отметить, что образовательные учреждения и организации, осуществляющие подготовку специалистов для гражданской авиации, являются составной частью авиационного потенциала Российской Федерации, сохранение которого является важнейшим условием ее безопасности, на что обращено внимание Президентом Российской Федерации в «Основах государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года», утвержденных 1 апреля 2012 года.
4. Дополнить проект Концепции необходимостью восстановления военной подготовки авиационных специалистов в учебных заведениях гражданской авиации, в качестве профессионального мобилизационного резерва Минобороны России.
5. Протокол заседания Общественного совета направить:
- Министру транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколову, председателю Координационного совета по транспортному образованию;
- Министру образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой;
- Руководителю Экспертного совета при Правительстве РФ М.А. Абызову;
- Председателю общественного совета при Минтранса России М.Я. Блинкину;
- Секретарю Общественной палаты Российской Федерации А.В. Бречалову;
- В Министерство обороны Российской Федерации.
Председатель Общественного совета при Федеральном агентстве воздушного транспорта, Заслуженный военный летчик СССР, Герой России П.С. Дейнекин
Приложение 1
Положения документов ИКАО в отношении
профессионально-технического образования авиационных
специалистов гражданской авиации
Международный, трансграничный и экстерриториальный характер деятельности гражданской авиации предопределяет принцип взаимного признания удостоверений о годности к полётам и удостоверений /свидетельств о квалификации авиационного персонала/ Этот принцип закреплён в статье 33 "Признание удостоверений и свидетельств” Главы IV «Меры содействия аэронавигации" Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 года):
«Удостоверения о годности к полётам и удостоверения о квалификации, а также свидетельства, которые выданы или которым придана сипа Договаривающимся государством, где зарегистрировано воздушное судно, признаются действительными другими Договаривающимися государствами при условии, что туебования, в соответствии с которыми такие удостоверения или свидетельства выданы или которым придана сила, соответствуют минимальным стандартам, которые время от времени могут устанавливаться в соответствии с настоящей Конвенцией, или превышают их».
Одним из основополагающих элементов при заключении межгосударственных двусторонних или многосторонних соглашений о воздушном сообщении является принцип взаимного признания. Таким образом, выполнение Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО (SARPs) в отношении условий выдачи удостоверений/свидетельств о квалификации авиационных специалистов фактически носит обязывающий характер для государств, участвующих в выполнении и/или обеспечении международных полётов гражданских воздушных судов.
Основные квалификационные требования, включая содержания программ подготовки, уровня владения английским языком с учётом знания специализированной авиационной терминологии, требования к элементам медицинского освидетельствования авиационного персонала изложены в Приложении 1 Выдача свидетельств авиационному персоналу к Конвенции о международной гражданской авиации. Этим же Приложением вводится следующее понятие "утверждённой учебной организации":
«Организация, утверждённая Договаривающимся государством и функционирующая под его контролем в соответствии с требованиями Приложения 1 для проведения подготовки по утверждённой программе».
В Приложении 19 к Чикагской конвенции «Управление безопасностью полётов» содержатся положения в отношении условий утверждения учебной организации, которая в ходе предоставления своих услуг сталкивается с рисками для безопасности полётов при производстве полётов воздушных судов. Дополнительный инструктивный материал содержится в Руководстве по управлению безопасностью полётов (РУБП) (Dос 9859).
Инструктивный материал, касающийся порядка утверждения организаций, осуществляющих подготовку авиационных специалистов, содержится в Руководстве по утверждению организаций по подготовке персонала (Dос 9841), целью которого является предоставление полномочному органу по выдаче свидетельств информацию и рекомендации относительно выполнения Стандартов Приложения 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу”, касающихся утверждения учебных организаций.
Развёрнутые требования к квалификационной системе подготовки и оценки авиационных специалистов, включая специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, по организации воздушного движения (ОрВД), по электронным средствам для обеспечения безопасности воздушного движения (АТSЕР), диспетчеров УВД, персонала аэродрома и других авиационных специалистов изложены в Правилах аэронавигационного обслуживания (РАNS-Training) «Подготовка персонала» (Бос 9868).
Примечательно, что концептуально в квалификационной системе подготовки специалистов предусмотрена прямая подотчётность за качество и соответствие проводимой подготовки установленным требованиям полномочному органу государства по выдачи свидетельств. Так, например, в США в проведении выпускного экзамена в утверждённой учебной организации принимают участие, как минимум, два штатных инспектора Федеральной авиационной администрации США, имеющих соответствующую профессиональную квалификацию. Результаты такого независимого освидетельствования, проводимые в соответствии с утверждённой государством методикой, являются определяющими при выдаче удостоверения/свидетельства авиационного специалиста.
В пункте 1.1.1. ранее упомянутого Doc 9841 сказано следующее: «УУО (Утверждённая Учебная Организация) - это организаиия, утверждённая полномочным органом по выдаче свидетельств для проведения обучения авиаиионного персонала по конкретным утверждённым учебным программам в целях выдачи свидетельств. В качестве необходимого, условия для прохождения прогресса утверждения эта организация должна продемонстрировать, что имеющиеся в её распоряжении кадровые и финансовые ресурсы и оборудование, а также порядок работы способствуют достижению соответствия требуемым стандартам...».
При проведении проверок ИКАО в рамках механизма непрерывного мониторинга Универсальной программы проверок организации контроля за обеспечением безопасности полётов (МНМ-УППКБП) отклонение от процедуры утверждения учебных организаций относится к числу существенных недостатков, имеющих отношение к порядку выдачи свидетельств 'авиационному персоналу (РЕL), что в свою очередь, расценивается как отклонение от положений статьи 33 Чикагской конвенции в части обеспечения принципа взаимного признания.
В частности, комиссией ИКАО, осуществлявшей проверку Российской Федерации в 2015 - 2016 гг. в рамках МНМ-УППКБП, в числе «наивысших приоритетов» по разделу РЕL проверки была записана рекомендация: «8) Установить и внедрить эффективную программу надзора для контроля за работой экзаменаторов и преподавателей утверждённых учебных организаций».
К числу «прочих приоритетов» комиссия ИКАО отнесла:
«6) Разработать подробный порядок утверждения национальных и иностранных учебных организаций.
7) Разработать детальные процедуры и инструктивные указания в отношении содержания учебных и процедурных руководств национальных и иностранных учебных организаций.
8) Ввести детальные процедуры и инструктивные указания в отношении системы управления качеством для национальных и иностранных учебных организаций».
В этой связи уместно упомянуть статью 37 «Принятие международных стандартов и процедур» Чикагской конвенции, где сказано:
«Каждое Договаривающееся государство обязуется сотрудничать в обеспечении максимально достижимой степени единообразия правил, стандартов, процедур и организации, касаюгцихся воздушных судов, персонала, воздушных трасс и вспомогательных служб, по всем вопросам, в которых такое единообразие будет содействовать аэронавигации и совершенствовать её».
В резолюции Ассамблеи ИКАО А37-1 подчернуто, что «...взаимное доверие между государствами, а также уверенность общественности в безопасности воздушных перевозок зависят от доступа к адекватной информации, касающейся внедрения международных SARPS. ..»
1 января 2014 года с целью реализации положений добавления D резолюции Ассамблеи ИКАО АЗ8-12 в ИКАО был создан Международный информсщионный-координационный центр подготовки авиационного персонала (GАТ), который отвечает за планирование, организацию и координацию всех мероприятий ИКАО по подготовке авиационного персонала для обеспечения действенной, эффективной и унифицированной реализации политики в области обучения авиационных специалистов.
GАТ состоит из трёх подразделений, ответственных за:
- реализацию программы TRAINAIR PLUS (ТРР);
- разработку и структуру программ подготовки (ТDD);
- оценки и консалтинговые услуги в области подготовки (ТАС).
Среди прочего, в рамках программы TRAINAIR PLUS осуществляется оценка авиационных учебных организаций и программ подготовки на предмет их соответствия требованиям SARPS ИКАО. Организации, соответствующие таким требованиям, получают признание в качестве участников программы TRAINAIR PLUS.
Несмотря на отсутствие обязательных требований в отношении такой оценки, сам факт участия в программе TRAINAIR PLUS способствует не только распространению передового опыта в области подготовки авиационного персонала, но и имеет положительный коммерческий эффект в силу фактора повышения доверия к качеству образовательного процесса со стороны потенциальных клиентов. В настоящее время ТРР включает около 70 высоко зарекомендовавших себя учебных заведений по всему миру, и её осуществление полностью отвечает потребностям участвующих в ней сторон. ТРР быстро и стабильно развивается, что демонстрирует интерес авиационного образовательного сообщества к этому подходу.
Как среди участников программы TRAINAIR PLUS, так и в государствах-членах ИКАО не существует ни одной учебной организации, совмещаемой подготовку специалистов для различных видов транспорта.
Безусловно, любое государство-член ИКАО суверенно в своих решениях относительно выбора подходов к подготовке авиационных специалистов. Однако отход от международных Стандартов и Рекомендуемой практики ИКАО очевидно ограничит возможности государства по взаимовыгодному обмену передовой практикой, что в свою очередь снизит коммерческую привлекательность его учебных заведений, ставя под угрозу существующие и будущие соглашения о воздушном сообщении с другими странами в силу неисполнения условий для соблюдения принципа взаимного признания. Все эти факторы будут способствовать снижению уровня безопасности полётов и коммерческих показателей отрасли в целом.