Главной причиной таких радикальных действий со стороны регулятора послужило письмо Следственного комитета, направленное в адрес Росавиации. Письмо содержало просьбу провести проверку пилотов, список которых прилагался, на предмет наличия у них соответствующих знаний и навыков. По результатам такой проверки предлагалось принять меры по обеспечению требуемого уровня безопасности полетов.
Невзирая на эту просьбу, Росавиацией проверка так и не была проведена. Однако свидетельства пилотов были аннулированы по причине предоставления ими недостоверной информации и подложных документов, которые якобы были представлены заявителями при получении свидетельств. В то же время, никаких доказательств подложности и недостоверности этих документов со стороны Росавиации представлено не было.
В связи с необходимостью получения юридической помощи, с целью защиты своих прав и интересов, в Межрегиональную общественную организацию пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (АОПА России) обратилось более 30 пилотов – лишенцев.
Представителями АОПА России, которыми выступают партнер Профессионального Юридического Центра Ирина Любосердова и адвокат Диана Ильина, в Москве и Московской области были инициированы судебные процессы по оспариванию законности изданного Росавиацией Приказа.
Ключевым доводом судебной защиты является, по мнению представителей АОПА, прежде всего, отсутствие у Росавиации полномочий по аннулированию свидетельств пилотов посредством приказа. Круг полномочий Росавиации урегулирован Положением о Росавиации, утвержденным Постановлением Правительства. Данный документ не содержит прямого указания на то, что Росавиация наделена функцией аннулирования свидетельств пилотов.
Доводы же Росавиации о том, что данный Приказ издан в рамках функции самоконтроля по мнению юристов не может приниматься во внимание, так как такой функцией наделяются государственные органы в рамках предоставленных им полномочий.
В обоснование своих действий по аннулированию свидетельств пилотов Росавиация также ссылается на требование о наличии высшего профильного образования для коммерческих и линейных пилотов. Однако юристы АОПА России с таким утверждением не согласны, указывая, что ни одним действующим нормативным актом такие требования не установлены.
На сегодняшний день слушания в первой инстанции районных судов Москвы и области завершены. По их итогам действия Росавиации были признаны незаконными в части аннулирования свидетельств пилотов-любителей, а также нескольких пилотов коммерческой авиации.
Однако в большинстве случаев суд первой инстанции согласился с доводами Росавиации о необходимости высшего профильного образования для пилотов. Эти решения сейчас находятся в стадии обжалования в вышестоящий суд.
Следует отметить, что аналогичные заявления о незаконности Приказа № 809 также были предметом рассмотрения районными судами г. Санкт-Петербурга. Судами северной столицы требования пилотов были удовлетворены. Установлено, что действия Росавиации грубо нарушают Закон – требования о наличии у коммерческих и линейных пилотов высшего профессионального образования в законодательстве не предусмотрено.
Увы, противоречивая судебная практика свидетельствует о том, что по вопросу об образовании пилотов у судов нет единого мнения. Юристы АОПА, по опыту питерских коллег, надеяться, что их доводы будут услышаны судами вышестоящих инстанций.
Мы будем следить за развитием ситуации.