Итоговые данные, собранные из разных источников, сведены в таблицу 1.
Таблица 1
Дата
|
Вертолет
|
Принадлежность
|
Всего на борту = погибшие (п)+ травмирован
ные (т)
|
Примечание
|
03.02.14
|
Ми-8 RA-25655
|
Комиавиатранс
|
23=1т
|
ЯНАО Бованенково
|
05.02.14
|
Кречет (Ми-2)
RA-1434G
|
Частный
|
0п
|
Омская область
|
23.02.14
|
Ми-2 RF-00503
|
Частный
|
1п (на земле)
|
Приморский край
|
05.03.14
|
Ка-26М
RA-1927G
|
Частный
|
1=0п
|
Ростовская
область
|
22.04.14
|
Ми-8АМТ
RA-22426
|
АК «ЮТэйр»
|
13=0п+1т
|
Либерия
|
30.04.14
катастрофа
|
R44 II
RA-06217
|
АОН «Транслизинг»
|
1п
|
Республика Коми
|
13.05.14
катастрофа
|
ЕС120
RA-07232
|
АОН частный
|
2п
|
Ленинградская область (алкоголь)
|
31.05.14
кастрофа
|
Ми-8АМТ
RA-22423
|
ОАО «Апатит» («Спарк»)
|
18=16п+2т
|
Мурманская область
|
21.06.14
|
Ми-2
|
|
2=2т
|
Краснодарский край (ЛЭП)
|
28.06.14
катастрофа
|
R66 RA1588G
|
АОН
«Технодром»
|
4=4п
|
Краснодарский Край
|
30.06.14
|
Ми-8Т
RA-24541
|
«ДВК «Аэровир»
|
15=0
|
Хабаровский край
|
05.07.14
|
R-44 RA-04288
|
«Ак Барс Аэро»
|
1т
|
Республика Татарстан
|
10.07.14
катастрофа
|
Ми-2 RA-23721
|
АК «КонверсАвиа»
|
1п
|
ХМАО
|
23.07.14
катастрофа
|
КАВ-44
RA-1975G
|
АОН частный
|
2=2п
|
Камчатка
|
13.08.14
|
R-44
RA-04368
|
АК «Баркол»
|
3=3т
|
Пензенская область (алкоголь)
|
25.08.14
|
R-44 RA-04286
|
АОН частный
|
1=0
|
Нарьян Мар
|
26.08.14
|
Ми-8АМТ 22430
|
АК «ЮТэйр»
|
4=3п+1т
|
Южный Судан
|
04.09.14
катастрофа
|
Ми-8
RA-24255
|
ОАО НПК «Панх»
|
3=3п
|
Геленджик
|
19.09.14
катастрофа
|
SA-341G Gazelle
RA-1233G
|
АОН частный
|
2=1п+1т
|
Финский залив (алкоголь)
|
10.10.14
катастрофа
|
Ми-8T
RA-24614
|
АК «ТуваАвиа»
|
16=16п
|
Республика Тыва
|
14.10.14
|
Ми-8Т
RA-24506
|
АК «Алроса»
|
13=1т
|
Якутия
|
2.11.14
катастрофа
|
Ми-2
|
Частный
|
2=2п
|
ЯНАО
|
11.11.14
катастрофа
|
Ка-32А
RF-32839
|
МЧС РФ
|
5=5т
|
Ставропольский край
|
13.11.14
|
Ми-2 RA-14279
|
АОН частный
|
3=3т
|
Тверская обл.
|
20.11.14
катастрофа
|
AS350 В3
RA-04032
|
АОН НаноСтройИнвест
|
5=5п
|
Нижегородская
область
|
07.12.14
катастрофа
|
Ми-8
RA-06138
|
«2-й Архангельский ОАО»
|
7=2п+5т
|
Архангельская обл.
|
26.12.14
|
Ми-2 RA-15643
|
«Казанское АП»
|
|
Республика Татарстан
|
Итого
|
27АП=14К+13А
|
|
64п+20т
|
|
Итак, в 2014 году произошло 27 авиационных происшествий (АП), из них 13(!) катастроф, в которых погибло 64 человека. Недопустимо высокая аварийность. Традиционный вопрос: Кто виноват? К сожалению, у нас из года в год во всем продолжают винить АОН. Однако если Вы обратите внимание, две трети погибших приходится на коммерческие вертолеты (в развитых вертолетных странах все наоборот). Несмотря на существенный вклад АОН в аварийность, число погибших частников значительно ниже (из-за небольшой вместимости легких машин). Сравните, только две катастрофы 31 мая ОАО «Апатит» и 10 октября АК «ТуваАвиа» унесли половину жизней всех погибших за 2014 год. На мой взгляд, прежде чем «спускать всех собак на малышей», нам нужно обратить особое внимание на организацию пассажирских перевозок. Недопустимо перевозить граждан РФ, в том числе детей, как «скот». Кроме того, все тяжелые катастрофы, так или иначе, связаны с полетами «выходного дня» (охота/рыбалка). В прошедшем году во всей красе раскрылась неприятная тенденция – «пьяные» полеты (13 мая, 13 августа, 19 сентября), которая затронула и АОН, и коммерческие вертолеты. Пьяным за руль автомобиля – нельзя, а за «штурвал» вертолета – можно. Вспомните оглушительную катастрофу в январе 2009 года на Алтае, где на фотографиях, рядом с «трофеями» из «Красной» книги красовались бутылки из-под алкоголя…
Что касается аварийности зарубежных вертолетов, вклад иномарок: 8 АП (29,6% от общего количества), 5 катастроф (35,7%), 13 погибших (20,3%). Здесь впереди Robinson: 5 АП (18,5%), 2 катастрофы (14,3%), 5 погибших (7,8%). Не отстает Airbus Helicopters: 3 АП (11,1%), 3 катастрофы (21,4%), 8 погибших (12,5%). Три авиационных происшествия – три катастрофы (100% результат?!)…
Не хотелось заканчивать на такой неприятной ноте. Неожиданно родилась идея вместо заключения продолжить сравнение аварийности вертолетов РФ и США за последние 5 лет (2010-2014 г.г.) с предыдущим пятилетием (2005-2009 г.г.), начатое в материале: «Нам есть, что терять» (см. АЕХ от 23 августа 2012 года). Для сравнения используем те же подходы: берем статистические данные МАК (Межгосударственный авиационный комитет) и HAI (Международная вертолетная ассоциация), уточняем «область определения». Во-1х, в докладе МАК приводится оценка аварийности в ГА (гражданской авиации) государств-участников Соглашения, включая РФ. Если учесть, что основную лепту аварийности вносит РФ, большой ошибки не будет при использовании этих цифр. Во-2х, в докладе МАК приводятся данные аварийности вертолетов (без АОН). Поэтому для корректности сравнения из материалов HAI возьмем данные только по многодвигательным вертолетам, так как наши (без АОН) – это и есть исключительно средние/тяжелые двух двигательные машины (других нет).
Сравнительные данные по безопасности полетов вертолетов ГА США и государств-участников Соглашения (Кап - количество авиационных происшествий на 100 тыс. часов; Кк - количество катастроф на 100 тыс. часов; П - число погибших в вертолетах на 100 тыс. часов налета) за период 2010 – 2014 г.г см. в таблице 2.
Таблица 2
Вертолеты ГА США/государств-участников Соглашения
|
||||||
Годы
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
среднее
|
Кап
|
1,79/1,60
|
0,65/1,67
|
2,11/1,77
|
0,55/1,53
|
0,71*/1,99
|
1,16/1,71
|
Кк
|
0,45/0,89
|
0/0,67
|
0,63/0,80
|
0,18/0,34
|
0,00*/0,91
|
0,25/0,72
|
П
|
1,56/3,75
|
0,00/1,02
|
1,06/3,71
|
0,55/4,79
|
0,00*/67
|
0,74/3,99
|
* - данные за первое полугодие 2014 года
Для наглядности представим данные по погибшим в виде диаграммы.
Получились огромные «ножницы», явно не в нашу пользу. Средние значения основных показателей аварийности двух последних пятилеток можно посмотреть в таблице 3.
Таблица 3
Годы
|
2005-2009
|
2010-2014
|
||
США
|
МАК
|
США
|
МАК
|
|
Кап
|
2,19
|
2,28
|
1,16
|
1,17
|
Кк
|
0,56
|
1,24
|
0,25
|
0,72
|
П
|
1,76
|
н/д
|
0,74
|
3,99
|
н/д – нет данных
На общем фоне улучшения показателей аварийности (появилась надежда на реальное повышение безопасности полетов), мы продолжаем серьезно уступать США по тяжести авиационных происшествий (выживаемости): доля катастроф (Кк/Кап) почти втрое, а число погибших в вертолетах более чем в 5 раз хуже! С упорством, достойным иного применения, мы продолжаем терять вертолеты и людей, находящихся на борту. Берегите тех, кто летает на вертолетах!