Параллельно за этот период авиакомпании кардинально перевооружили свой магистральный самолетный парк, реализовывались различные федеральные и региональные программы в области развития аэропортов и региональной авиации. Развивалась отраслевая система государственного регулирования, корректируя правила деятельности субъектов авиатранспортного рынка.
А как это все отразилось на ценах и себестоимости авиаперевозок? Посмотрим на это через призму отраслевой статистики (табл. 1 и рис. 1 – 2):
1. Рост цен на авиаперевозки (+89% за 10-летний период) существенно отстал от накопленной за этот же период инфляции (+143%), что полностью противоречит как информации, распространяемой в СМИ, так и решениям многих региональных антимонопольных органов, занятых активной «борьбой» с «завышением» цен на авиаперевозки. В реальности авиакомпании, ограниченные недостаточной платежеспособностью населения и высокой конкуренцией на популярных направлениях полетов, «отчаянно» конкурируют друг с другом, тормозя темпы роста цен на уровне (в среднем) около 62% (!) от темпов инфляции. В то же время рост себестоимости авиаперевозок составил 99%;
Рост себестоимости воздушных перевозок (%) ВВЛ+МВЛ ГА РФ: 2014 / 2004 (по основным статьям)
(инфляция + 143%; с/с перевозок + 99%)
2. Рост аэропортовых расходов на 1 т-км, как единицу транспортной продукции, в точности совпал с накопленной за этот же период инфляцией, что, конечно же, связано с официальной позицией (политикой) в сфере тарифного регулирования ныне ликвидированной Федеральной службы по тарифам в сфере естественных монополий и влиянием на аэропортовые цены роста цен региональных и федеральных монополистов (поставщиков электроэнергии, тепла, структур охраны), ужесточения требований безопасности;
Аэропортовые расходы обгоняют цены авиаперевозок: 2014/2004
3. Вклад авиаГСМ в рост себестоимости авиаперевозок за этот же период существенно снизился, вследствие кардинального технического перевооружения авиапарка;
Динамика структуры себестоимости воздушных перевозок МВЛ + ВВЛ ГА РФ: 2014 / 2004
2004 г. - 17,08 руб/ткм 2014 г. - 34,02 руб/ткм
4. Наибольший (существенно опережающий инфляцию) вклад в рост себестоимости авиаперевозок внесли следующие статьи:
- расходы на оплату труда - здесь также сыграл свою роль фактор дефицита квалифицированного летного состава, способствовавший росту его зарплаты;
- начисления на фонд оплаты труда - здесь сказались решения государства в сфере правил начисления социальных (страховых) взносов (начислений) на фонд оплаты труда;
- расходы на лизинг и аренду авиатехники – максимальный рост среди статей, формирующих себестоимость авиаперевозок (+351%), по абсолютной величине практически сравнялись с аэропортовыми расходами.
Выводы
- авиакомпаниями накоплено кардинальное отставание в росте цен на авиаперевозки относительно инфляции, что ставит под угрозу финансовую устойчивость отрасли;
- аэропортовые расходы и расходы на владение (аренду, лизинг) ВС – главные драйверы (статьи) роста себестоимости авиаперевозок, в рамках которых (наряду с проблематикой налогообложения) должны быть сконцентрированы усилия государственного регулятора (меры господдержки) по торможению роста финансовой нагрузки на авиаперевозчиков.