Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Экспертное мнение

2014-2004: Что изменилось в структуре себестоимости авиаперевозок за 10 лет

17 ноября 2015 года / Александр Фридлянд / Aviation EXplorer
 

Александр Фридлянд
Директор НЦ № 19 ФГУП «ГосНИИ ГА», профессор МГТУ ГА, д.э.н.

Эксперт "Aviation EXplorer"

За прошедшее десятилетие гражданская авиация России прошла период ускоренного восстановительного роста, прерывавшегося кризисом 2008-2009 гг., в результате которого из рынка выпали, не справившись с финансовыми проблемами, такие гранды как Домодедовские авиалинии и Красноярские авиалинии, исчез ярко взлетевший КД авиа, провалились широко анонсированные государством проекты ЭйрЮнион и мало кому запомнившийся Росавиа, для спасения несчастливых последствий которого государство напрямую вмешалось в отраслевую конкурентную среду, передав под управление Аэрофлота несколько его сильных конкурентов. Сегодня у нас на дворе новый кризис, инфляция-девальвация и новая несчастливая история с одной из крупнейших авиакомпаний (точнее, уже не авиакомпанией) Трансаэро.

Параллельно за этот период авиакомпании кардинально перевооружили свой магистральный самолетный парк, реализовывались различные федеральные и региональные программы в области развития аэропортов и региональной авиации. Развивалась отраслевая система государственного регулирования, корректируя правила деятельности субъектов авиатранспортного рынка.

А как это все отразилось на ценах и себестоимости авиаперевозок?  Посмотрим на это через призму отраслевой статистики (табл. 1 и рис. 1 – 2):

1. Рост цен на авиаперевозки (+89% за 10-летний период) существенно отстал от накопленной за этот же период инфляции (+143%), что полностью противоречит как информации, распространяемой в СМИ, так и решениям многих региональных антимонопольных органов, занятых активной «борьбой» с «завышением» цен на авиаперевозки. В реальности авиакомпании, ограниченные недостаточной платежеспособностью населения и высокой конкуренцией на популярных направлениях полетов, «отчаянно» конкурируют друг с другом,  тормозя темпы роста цен на уровне (в среднем) около 62% (!) от темпов инфляции. В то же время рост себестоимости авиаперевозок составил 99%;

Рост себестоимости воздушных перевозок (%) ВВЛ+МВЛ ГА РФ: 2014 / 2004 (по основным статьям)

(инфляция + 143%; с/с перевозок + 99%)
 


 

2. Рост аэропортовых расходов на 1 т-км, как единицу транспортной продукции, в точности совпал с накопленной за этот же период инфляцией, что, конечно же, связано с официальной позицией (политикой) в сфере тарифного регулирования ныне ликвидированной Федеральной службы по тарифам в сфере естественных монополий и влиянием на аэропортовые цены роста цен региональных и федеральных монополистов (поставщиков электроэнергии, тепла, структур охраны), ужесточения требований безопасности;

Аэропортовые расходы обгоняют цены авиаперевозок: 2014/2004
 


 

3. Вклад авиаГСМ в рост себестоимости авиаперевозок за этот же период существенно снизился, вследствие кардинального технического перевооружения авиапарка;

Динамика структуры себестоимости воздушных перевозок МВЛ + ВВЛ  ГА РФ:  2014 / 2004   

2004 г. - 17,08 руб/ткм           2014 г. - 34,02 руб/ткм


 

4. Наибольший (существенно опережающий инфляцию) вклад в рост себестоимости авиаперевозок внесли следующие статьи:

- расходы на оплату труда - здесь также сыграл свою роль фактор дефицита квалифицированного летного состава, способствовавший росту его зарплаты;

- начисления на фонд оплаты труда - здесь сказались решения государства в сфере правил начисления социальных (страховых) взносов (начислений) на фонд оплаты труда;

- расходы на лизинг и аренду авиатехники – максимальный рост среди статей, формирующих себестоимость авиаперевозок (+351%), по абсолютной величине практически сравнялись с аэропортовыми расходами.

Выводы

  1. авиакомпаниями накоплено кардинальное отставание в росте цен на авиаперевозки относительно инфляции, что ставит под угрозу финансовую устойчивость отрасли;
  2. аэропортовые расходы и расходы на владение (аренду, лизинг) ВС – главные драйверы (статьи) роста себестоимости авиаперевозок, в рамках которых (наряду с проблематикой налогообложения) должны быть сконцентрированы усилия государственного регулятора (меры господдержки) по торможению роста финансовой нагрузки на авиаперевозчиков.

Александр Фридлянд


комментарии (2):

Усилитель вкуса      19/11/2015 [19:10:52]#1
Если на клетке Быка написано Лев - не верь глазам своим.

"Вклад авиаГСМ в рост себестоимости авиаперевозок за этот же период существенно снизился, вследствие кардинального технического перевооружения авиапарка"

А при этом на графике динамики роста себестоимости видим рост доли ГСМ в себестоимости с 5, 4 до 9, 13 - самые большие статьи в себестоимости и за 2004 и за 2014 годы. Это как понимать? Да, рост "всего" на 69 %, но почему на этом делается акцент? На мой взгляд, для корректности сравнения, раз уж это увязывается со сменой парка, надо складывать величину роста доли ГСМ с величиной роста доли по аренде и лизингу для ВС западного производства. Ведь переход на другую технику связан именно с арендой. И потом сравнить полученное значение с той же связкой "топливо + лизинг" для российских ВС, можно даже старого поколения. У меня такое ощущение, что полученный результат будет неожиданным.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      20/11/2015 [12:44:04]#2
2 Усилитель вкуса

Зачем же сравнивать старые и новые ВС? Сравните новые иномарки и отечественные. Результат предсказуем :)

p.s. А если хотите сравнить со старыми, то не щабудьте сюда приплюсовать ПЛГ и зарплаты дополнительных пилотов ;)





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer