Хороший пример долгосрочного подхода с ориентацией на собственные силы и опыт, призванный раскрыть имеющийся у страны потенциал, дает совместный проект Государственной корпорации «Российские технологии» и Группы компаний «Авком». Он ведется на территории аэродрома «Раменское», и известен как «Международный Центр Деловой Авиации» (МЦДА). О его перспективах мы поговорили с руководителем «Авкома» Евгением Юрьевичем Бахтиным и генеральным директором МЦДА Маратом Равильевичем Алыковым.
О МЦДА стало известно полгода назад. Сообщалось, что хозяева земельного участка и расположенных на нем строений (а ими распоряжается ТВК «Россия» - структура «Ростеха») достигли договоренности с компанией, специализирующейся на развитии деловой авиации («Авком» исторически была создана как совместное российско-британское предприятие, ее название происходит от сокращения слов «aviation commercial») по созданию совместного предприятия (МЦДА). Последнее характеризовалось как «многообещающее государственно-частное партнерство» призванное «отработать передовые типовые технологические схемы и готовые решения по обслуживанию летательных аппаратов частной, служебной и государственной авиации».
Накануне открытия во Внуково (девятой по счету) выставки JetExpo 2014, компания АТО-Events проводила Международный форум деловой авиации, на котором проект был впервые презентован авиационной общественности. Уже тогда он находился далеко не на «нулевом» цикле; с тех пор работы существенно продвинулись вперед. «В ходе довольно продолжительных консультаций, мы согласовали условия работы центра с основными вовлеченными сторонами и воспользовались правом выполнения полетов авиации общего назначения с аэродрома «Раменское», - заявил нам Евгений Бахтин. - Порядок приема и обслуживания воздушных судов АОН, в основном, урегулирован. Мы уже обслуживаем полеты деловой авиации, легкомоторных самолетов и вертолетов».
Суть распределения обязанностей между партнерами такова. Структуры ТВК "Россия" предоставляют площади, отдельные здания и сооружения, а также помогают МЦДА взаимодействовать с администрацией аэродрома и расположенными здесь и в столице государственными органами и обеспечивают выполнение обязательств перед клиентами МЦДА в части законного предоставления услуг. Персонал МЦДА сосредотачивает усилия на операционной деятельности центра – прием и обслуживание воздушных судов, оказание услуг их владельцам и операторам, организационные и технические вопросы обеспечения полетов. «Авком-Техник» берет на себя линейное и периодическое техобслуживание авиатехники, работы на перроне и в ангаре. Кроме того, партнеры вкладываются в развитие инфраструктуры.
Начало операционной деятельности МЦДА вызывает повышенный интерес со стороны любителей авиации и профессионалов. «Все больше владельцев воздушных судов выражают намерение базировать здесь, у нас, свои частные и корпоративные самолеты и вертолеты. Между тем, мы подготовили почти сорок тысяч квадратных метров перронов и стоянок, годных для воздушных судов любого типа. А также ввели в эксплуатацию два ангара общей площадью два с половиной тысячи квадратных метров для хранения и технического обслуживания воздушных судов», - продолжает Бахтин.
Завершается оформление линейной станции технического обслуживания «Авком-Техник». Для этого предприятие обладает всеми необходимыми лицензиями, сертификатами и разрешениями. В перспективе компания будет выполнять в Жуковском широкий спектр работ по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов разных классов и назначения, используя часть возведенных тут ангаров.
Преимущества
Среди преимуществ «Раменского» перед другими пунктами Московского Аэроузла - обширная территория аэродрома, с доступными для использования земельными участками на южной стороне. «А ведь в 1987 году, когда я пришел на работу на летно-испытательную и доводочную базу ОКБ им. А.И. Микояна, здесь все «гудело». На южной стороне основной ВПП размещался 6-й отряд ЛИИ, данная территория использовалась для выполнения испытательных полётов и полётов по программам Школы лётчиков-испытателей им. А.В.Федотова - вспоминает Марат Алыков. – В конце восьмидесятых объём лётно-испытательных работ был большим, однако уже в 1988-1989 годах активность данных работ пошла на спад, объёмы резко сократились, когда оборонно-промышленный комплекс страны охватил системный кризис. По существу, в эту часть аэродрома мы сегодня вдохнули новую жизнь».
Все девяностые годы и почти полтора десятилетия нового века эта территория практически пустовала. Благодаря усилиям Ростеха, подконтрольным ему структурам и деловым партнерам, начался процесс возрождения. «Возможности здесь открываются огромные, - продолжает Алыков. – Перспективы в немалой степени определяются известностью аэродрома и его удачным расположением».
«Мы ощущаем растущий буквально ежедневно спрос на базирование в «Раменском» воздушных судов, - поддерживает разговор Бахтин. - Прежде всего, их владельцев привлекают условия, которые мы здесь предоставляем». МЦДА предлагает три формы сотрудничества и инвестирования. Первое: эксплуатация и хранение авиатехники в течение длительного периода на основе арендного договора. Второе: Предоставление клиенту согласованного с ним места, на котором строится ангар. Впоследствии вновь возведенный ангар оформляется в собственность владельца воздушного судна. Третье: предоставление участков для застройки ангарами. Проше говоря, мы предоставляем людям возможность строить гаражи для собственной авиатехники, чего не дает ни один московский аэропорт. Ангаров здесь будет много».
Следующий пункт программы развития «Раменского» - создание здесь учебной структуры для любителей авиации, мечтающих стать профессионалами. «Полноценный учебный центр с близлежащей зоной воздушного пространства – вот чего сегодня не хватает в Московском Аэроузле, - считает Алыков. - Нашими планами предполагается организация школы летной подготовки в тесном взаимодействии со Школой Летчиков-Испытателей им. А.В.Федотова (игнорировать опыт данной организации было бы просто непрофессионально с нашей стороны), включая и первоначальное обучение, и повышение квалификации. Таким образом, мы очень надеемся, что со временем здесь появится полноценная структура АОН».
Советский Союз обладал разветвленной сетью аэроклубов ДОСААФ, что активно занимались приобщением молодых людей к авиации. Однако в девяностые годы они постепенно потеряли популярность. Сейчас в московском регионе есть достаточное количество авиационных клубов, которые поднялись на определенный профессиональный уровень. «Вместе с тем, какой-то мощной базы, общего центра у владельцев частных самолетов и вертолетов пока нет, - продолжает Марат Равильевич. - Мы предпринимаем попытку создать его в «Раменском». Считаю, что назрела необходимость собрать под свое крыло, в хорошем понимании этого слова, энтузиастов АОН. Они смогли бы, через Школу Летчиков-Испытателей им. А.В.Федотова, получить дополнительный профессиональный опыт в эксплуатации авиатехники и выполнении полётов, которым обладают специалисты структурных подразделений ОАК, базирующихся на аэродроме «Раменское». При таком взаимодействии профессиональный уровень подготовки специалистов АОН будет гораздо выше».
Ограничения и трудности
Редко когда новое дело обходится без трудностей. Свобода действий деловой авиации в «Раменском» ограничивается строгим пропускным режимом. Оператор и владелец аэродрома – ЛИИ им. М.М. Громова. Известный в нашей стране и далеко за его пределами институт выполняет как секретные, так и несекретные работы, что находит отражение в ограничении допуска на его территорию иностранных специалистов. Действующая процедура осложнена (для получения разрешения требуется до трёх месяцев) и практически невыполнима в отношении граждан иных государств, путешествующих рейсами деловой авиации.
Снятие действующих по отношению к иностранцам ограничений может быть со временем реализовано. Заметим, что повышенные меры безопасности и строгий пропускной режим не отпугивают, а, наоборот, привлекают известное число частных владельцев воздушных судов и путешествующих вместе с ними. В их представлении, отсутствие посторонних наблюдателей за чужим имуществом - несомненный «плюс».
Перспектива снятия режимных ограничений в «Раменском» связывается с результатами ведущейся здесь работы по разграничению будущей «гражданской» (южной) части аэродрома и «государственной» (северной). Занимаемая экспериментальной авиацией и ее структурами часть аэродрома должна жить по собственным законам, а АОН – по своим. Требуется современная система защиты, которая бы гарантированно отслеживала и пресекала перемещения посторонних лиц. Выезд на летное поле будет предоставляться лишь автомобилям, специально предназначенным для обслуживания летных операций, а также воздушным судам на собственной тяге. Вместе с тем, зона, где располагаются терминал деловой авиации, ангары и другие строения «гражданской» части, должна быть открыта для въезда и выезда обслуживающего персонала, экипажей воздушных судов и их хозяев, а также путешествующих вместе с ними, а внутри нее - действовать более свободный режим передвижения.
Выполняемые летные операции определяются классификацией объекта: «Раменское» - аэродром, а не аэропорт. Отсюда может летать только экспериментальная, государственная авиация, а также авиация общего назначения. Коммерческие авиаперевозки с «Раменского» не выполняются за исключением отдельных рейсов по специальным разрешениям Росавиации (отступление от общих правил делается в основном для грузовых самолетов). Строительство здесь аэропорта для коммерческой авиации рассматривается.
Выше говорилось о желании известного числа собственников воздушных судов пользоваться своей техникой вдали от посторонних глаз. Полеты с хозяином на борту, по делам корпораций или долгу службы относят к области авиации общего назначения, а ей разрешены полеты не только из аэропортов, но и аэродромов. Организовать рейс из «Раменского» можно, обратившись в МЦДА. «Мы решаем все вопросы, связанные с приемом конкретного борта и его техническим обслуживанием, - говорит генеральный директор центра. - Основным направлением нашей деятельности является обслуживание самолетов деловой авиации и частных владельцев воздушных судов».
Наш разговор проходил в небольшом терминале, из окна которого видна площадка с запаркованными на ней летательными аппаратами. Среди них - «бизнес-джеты» фирмы Cessna (операторы – Авком, Jet Travel Club) и турбовинтовые PC-12 фирмы Pilatus Aircraft (в раскраске компании Dexter, специализирующемся на предоставлении услуг «воздушное такси»). Марат Алыков поясняет, что они «не просто залетели», а базируются здесь на постоянной основе. Время от времени рядом с ними появляются и гораздо более тяжелые реактивные машины. Они, в основном, выполняют полеты в интересах частных лиц, хотя, при этом и выкрашены в цвета известных (и не очень) компаний-операторов деловой авиации (они взяли самолет «в менеджмент» по соответствующему соглашению с собственником).
Плохие времена… сменятся хорошими
Вложение в долгосрочный проект всегда сопряжено с рисками. Тем более - в сегодняшних условиях российской экономики с ее негативной динамикой. «В связи с экономической нестабильностью, падением курса российского рубля и прочими известными обстоятельствами, сейчас, конечно, не лучшие времена для инвестиций в развитие деловой и частной авиации, - соглашается Бахтин. – Однако мы придерживаемся взгляда, что любые волнения и турбулентности носят временный характер, приходят и уходят. Считаем, что, прикладывая усилия сегодня, следует ориентироваться на будущее, на тот период, когда экономика будет снова функционировать устойчиво, продолжится развитие. Политическое давление, санкции, ослабление рубля - явление временное, оно рано или поздно закончится. Нам следует загодя готовиться к вступлению в период роста. Исходя из подобных соображений, мы, собственно, и нацеливаемся в будущее, работаем на перспективу».
«Сложности, конечно, есть, и их не нужно скрывать, - продолжает тему Марат Алыков. – Например, мы преодолеваем сложности технические, строительного характера. Некоторые из них естественным образом возникают при изменении климатических условий, когда летний период сменяется осенне-зимним. Вместе с тем, понимание, что на всемирно-известном аэродроме создается новая инфраструктура, стартует новое направление деятельности, придает нам силы. Это - не пафос, а реальные чувства, сопровождающие наши трудовые устремления. Про себя скажу: я сложностей не ощущаю. В центре поддерживается рабочая атмосфера. Хотя МЦДА – молодая компания, развивающая деятельность на новом для авиации общего назначения месте, у специалистов «Ростеха» и «Авкома» накоплен огромный опыт по выполнению различных проектов. Это вселяет уверенность в успехе нашего дела».
Насчет опыта замечено верно: по инициативе Бахтина центры деловой авиации мирового уровня (fixed based operator, FBO) в аэропортах «Шереметьево» и «Домодедово» были созданы в конце прошлого и начале нынешнего века соответственно. Руководитель МЦДА подчеркивает: на аэродроме «Раменское» проект по развитию авиации общего назначения реализуется впервые. Вместе с тем, это – не первый в мире случай, когда аэродром, долгое время использовавшийся исключительно экспериментальной авиацией, осваивает новое направление дельности. «Le Bourget во Франции, Farnborough в Великобритании получили известность, прежде всего как испытательные аэродромы. Еще лет десять назад Farnborough имел одну специализацию, а сегодня он главным образом обслуживает полеты деловой авиации. Подобные примеры есть и в США. Это дает мне уверенность, что выбор «Ростеха» и группы компаний «Авком» сделан правильно. «Раменское» обладает большим потенциалом развития. Особых проблем в практической работе по его раскрытию я не наблюдаю… Возможно, потому, что взгляду открывается широкая перспектива».
Сбалансированная система
Между тем, от экспериментальной авиации в Жуковском страна вовсе не отказывается. Скорее всего, в обозримом будущем известный аэродром будет жить как сбалансированная система с «преимущественно экспериментальной» северной частью и «преимущественно коммерческой» южной. Пойдет в гору национальная экономика – толчок получит «южная половинка». А если мир погружается в противостояние - увеличиваются заказы на военную авиатехнику, что дает очередной импульс развитию «северной половинки».
При любых политических и экономических раскладах, главным в авиации остается безопасность полетов. Здесь несомненным преимуществом «Раменского» является длинная и широкая взлетно-посадочная полоса, - самая крупная в Европе. «Наличие такой полосы, соответствующего оборудования аэродрома, большого опыта сотрудников ОАО «ЛИИ им. М.М.Громова» положительным образом влияет на безопасность полетов, - утверждает Марат Алыков. – Причем это относится не только к экспериментальным самолетам, но и к коммерческой авиации и общего назначения».
Здесь мы, конечно, безоговорочно верим Герою РФ, Заслуженному летчику-испытателю РФ, кавалеру орденов Мужества и Красного Знамени. Выпускник Качинского ВВАУЛ (1980г.) и ветеран боевых действий в Афганистане (1983-1984 гг., 214 боевых вылетов) Марат Равильевич по окончании школы летчиков-испытателей ЛИИ с 1987 по 2005 год работал на летной станции ОКБ им. А.И. Микояна.
Известен ряд случаев, когда летчикам-испытателям, выполнявшим вылеты на экспериментальных самолетах, приходилось выполнять посадку с различными отказами, в том числе и тормозной системы. Выйти из затруднительной ситуации им помогало личное мужество, высокое профессиональное мастерство, знание техники и… размеры и оборудование ВПП. Ветераны ЛИИ помнят случаи, когда самолеты с неполадками не могли затормозиться в пределах пятикилометровой полосы, и в дело вступали аэродромные тормозные устройства…
Марат Алыков считает, что в авиации общего назначения и коммерческой бывают случаи, когда пятикилометровая полоса может оказаться спасительной. Вспомним ситуацию, в которую декабрьским вечером попал авиалайнер Ту-204-100В авиакомпании Red Wings, совершавший посадку во Внуково. Более протяженная полоса могла предотвратить катастрофу… Существует уверенность, что протяженная ВПП придаст уверенности и начинающим авиаторам, и, при определенных обстоятельствах, поможет даже умудренным опытом профессионалам… «На этом аэродроме можно создать полноценную структуру по развитию деловой авиации. У меня присутствует ощущение, что мы здесь все делаем правильно, в том числе и в плане безопасности полетов», - подводит черту генеральный директор МЦДА.
Разработка типовых технологий
Одна из целей проекта в «Раменском» – разработать типовые технологии создания центров авиации общего назначения в российских аэропортах. При этом решается задача минимизации затрат при соблюдении ряда необходимых условий и требований. Актуальность данного направления объясняется наличием в Российской Федерации большого числа региональных аэропортов и аэродромов совестного базирования, которые в перспективе могут успешно использоваться авиацией общего назначения. А если так, то можно надеяться на решение задачи по обеспечению лучшей транспортной доступности отдельных регионов страны, завязыванию дополнительных связей между ними по воздуху.
Региональных аэропортов и аэродромов совместного базирования у нас много, вот только используются они далеко не в полную силу. Словом, есть некий потенциал, который можно раскрыть в интересах национальной экономики. Для этого нужны хорошо отработанные, типовые технологии создания центров АОН на территории подобных объектов. Их надо накопить и, затем, широко применить на просторах необъятной страны. Речь идет, в частности, о типовых модульных конструкциях для использования при строительстве ангаров, терминалов, пропускных пунктов. С одной стороны, они должны быть дешевыми в производстве и быстровозводимыми на стройплощадке, с другой – сертифицированными, отвечать всем нормам и требованиям, действующим в авиации.
«Наша задача – разработать типовые технологии, чтобы быстро, за небольшие деньги, создавать в аэропортах зоны АОН. Это сделает авиацию доступной для более широкого круга российских потребителей. Сейчас инфраструктура АОН у нас практически отсутствует, а существующая отпугивает ценовой недоступностью. На собственном опыте мы хотим показать, как можно решить вопрос качественно, за небольшие деньги», - поясняет руководитель группы компаний «Авком».