Конституция Российской Федерации установила приоритет норм международного права по отношению внутригосударственным законам и правилам. В данном случае, критерием законности и правомерности проведения следствия в аэропорту «Внуково» служит ст.5 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод, гарантирующая каждому свободу и личную неприкосновенность.
Судя по всему, следствие не ведает о нарушении ею гарантий ст.5. Тем самым с его подачи возникает судебная перспектива того, что водитель, стажер и диспетчеры, вполне могут обращаться за защитой своих прав и свобод, гарантированных ст.5, в Европейский суд по правам человека.
Правда, у российского правосудия будет еще время разобраться в справедливости и законности ведения следствия через призму ст.5. Вполне может быть, российский закон мало поможет следствию в обосновании «законности» и «правомерности» лишения свободы диспетчеров и других, кто попал в поле зрения следствия и был задержан и подвергнут аресту.
В одном из решений Европейского суда указывается: цель ст.5 защитить свободу и личную неприкосновенность личности от произвола и произвольного лишения свободы. Закон, не препятствующий и не противодействующий этому, подлежит пересмотру и приведение в соответствие со ст.5 Конвенции. Почему же возникают сомнения в верности и правильности «следа», по которому идет следствие в аэропорту «Внуково», не останутся ли в стороне главные виновники катастрофы, не получится ли так, что будут наказаны не те, кто в действительности виновен в трагедии.
Хорошо известно, как должна работать система управления и обслуживания воздушного движения в зоне аэропортов и аэродромов с точки зрения международного права. В Приложении 14 «Аэродромы» к Чикагской конвенции 1944 г. все четко и ясно указано, какие требования подлежат жесткому и неукоснительному применению для того, чтобы безопасность наземного сектора гражданской авиации была должным образом обеспечена. Соблюдение этих международно-правовых требований относится к обязательствам Российской Федерации, вытекающим из участия в Конвенции и членства ИКАО, и спрос и ответственность за их строгое выполнение лежит на государстве, конкретно, на министерстве транспорта. Поэтому в первую очередь надо искать причину трагедии в VIP аэропорту «Внуково» или, как принято у следствия – причинно-следственную связь, в «голове», на которую возложена ответственность за организацию деятельности аэропортов и аэродромов в соответствии с международными стандартами.
Уже много лет российские аэропорты и аэродромы работают в зоне плохой правовой видимости - «ответственность» регулятора в области аэродромов и аэродромов обезличена. Воздушного кодекса недостаточно для регулирования деятельности аэропортов и аэродромов как это требует ИКАО. Закон об аэропортах, а проектов было семь, так и не появился. В результате аэропортовая и аэродромная деятельность больше регулируется по незамысловатым понятиям, а не законом, жестко определяющим, кто и за что отвечает в системе управления аэродромом и как она должна быть обустроена.
Отсутствие закона и государственного контроля и надзора за аэродромной сетью страны и «безликая» ответственность регулятора привели к правовой «бесхозности» аэропортов и аэродромов. Счетная палата еще в 2011 году обнаружила эту удивительную правовую аномалию при проверке «Домодедово» и «Шереметьево» и предложила Минтрансу ее устранить. С тех пор ничего не изменилось.
Поэтому трагедия в аэропорту «Внуково» - это не случайность, а вполне ожидаемый и прогнозируемый «гром», который грянул. Отсутствие четких и ясных правовых директив со стороны государства эксплуатантам аэродромов о том, какой должна быть система управления взлетом и посадкой, на языке Приложения 19 ИКАО «Управления безопасностью полетов» следует отнести к «факторам риска», возникающим по причине безалаберности и бездействия регулятора.
Следствие не задается такими вопросами и ищет ответы на вопросы о причинах трагедии среди тех, кто подвернулся – водитель, стажер, ответственность которой в данном деле, с точки зрения трудового кодекса, очень сомнительна и спорна, диспетчеров, работающих фактически «впотьмах» и с подслеповатыми локаторами. Идти по такому «следу», понятное дело, проще, чем призвать к ответу бездействующего регулятора, забросившего контроль и надзор за системой управления аэропортами и аэродромами в стране, и пустившего все дело на самотек. Такая безответственность нарушает обязательства Российской Федерации по Чикагской конвенции 1944 г. и совсем ее не красит как члена ИКАО.
В.Д.Бордунов, профессор Института международных транспортных коммуникаций, эксперт Комитета по транспорту Государственной Думы, эксперт ИКАО,
Смирнов О.М. член Общественного Совета Росавиации и Ространснадзора, заслуженный пилот СССР