Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Экспертное мнение

По тому ли следу идет следствие в аэропорту «Внуково»?

13 ноября 2014 года / В.Бордунов, О.Смирнов / Aviation EXplorer
 

Этот вопрос возникает, когда СМИ показывают и рассказывают, как лихо и быстро следствие вышли на след виновников трагического происшествия в аэропорту «Внуково». Следствие наверняка считает, что проводя следствие, оно действует в соответствии с законом. Однако есть высшая юридическая сила, которая имеет преимущество перед ним и ставит вопрос о законности методов следствия, применяемых в ходе расследования трагедии в аэропорту «Внуково».

Конституция Российской Федерации установила  приоритет норм международного права  по отношению внутригосударственным законам и правилам. В данном случае, критерием законности и правомерности проведения следствия  в аэропорту «Внуково» служит ст.5  Европейской конвенции о защите прав и основных свобод, гарантирующая каждому свободу и личную неприкосновенность.

Судя по всему, следствие не ведает о  нарушении ею гарантий ст.5.  Тем самым с его подачи возникает судебная перспектива того, что водитель, стажер и диспетчеры, вполне могут обращаться за защитой своих прав и свобод, гарантированных ст.5, в Европейский суд по правам человека.

Правда, у российского правосудия будет еще время разобраться в справедливости  и законности ведения следствия через призму ст.5. Вполне может быть, российский закон  мало поможет следствию в обосновании «законности» и «правомерности» лишения свободы диспетчеров и других, кто попал в поле зрения следствия и был задержан и подвергнут аресту.

В одном из решений Европейского суда указывается: цель ст.5 защитить свободу и личную неприкосновенность личности  от произвола и произвольного лишения свободы. Закон, не препятствующий и не противодействующий этому, подлежит пересмотру и приведение в соответствие со ст.5 Конвенции. Почему же возникают сомнения в верности и правильности «следа», по которому идет следствие в аэропорту «Внуково», не останутся ли в стороне главные виновники катастрофы, не получится ли  так, что будут наказаны  не те, кто  в действительности виновен в трагедии.

Хорошо известно, как должна работать система управления и обслуживания воздушного движения в зоне аэропортов и аэродромов с точки зрения международного права. В Приложении 14 «Аэродромы» к Чикагской конвенции 1944 г. все четко и ясно указано, какие требования подлежат жесткому и неукоснительному применению для того, чтобы безопасность наземного сектора гражданской авиации была должным образом обеспечена. Соблюдение этих международно-правовых  требований относится к обязательствам Российской Федерации, вытекающим из участия  в Конвенции и членства ИКАО, и спрос и ответственность за их строгое выполнение лежит на государстве, конкретно, на министерстве транспорта. Поэтому в первую очередь надо искать причину трагедии в VIP аэропорту «Внуково» или, как принято у следствия – причинно-следственную связь, в «голове», на которую возложена ответственность за организацию деятельности аэропортов и аэродромов в соответствии с международными стандартами.

Уже много лет российские аэропорты и аэродромы работают в зоне плохой правовой видимости - «ответственность» регулятора в области аэродромов и аэродромов  обезличена. Воздушного кодекса недостаточно для  регулирования деятельности аэропортов и аэродромов как это требует ИКАО. Закон об аэропортах, а проектов было семь, так и не появился. В результате аэропортовая и аэродромная деятельность больше регулируется по незамысловатым понятиям, а не законом, жестко определяющим, кто и за что отвечает в системе управления аэродромом и как она должна быть обустроена.

Отсутствие закона и  государственного контроля и надзора за аэродромной сетью страны и «безликая» ответственность регулятора привели к правовой «бесхозности» аэропортов и аэродромов. Счетная палата еще в 2011 году обнаружила эту удивительную правовую аномалию при проверке «Домодедово» и «Шереметьево» и предложила Минтрансу ее устранить. С тех пор ничего не изменилось.

Поэтому трагедия в аэропорту «Внуково» - это не случайность,  а вполне ожидаемый  и прогнозируемый «гром», который грянул.  Отсутствие четких и ясных правовых  директив со стороны государства эксплуатантам аэродромов о том, какой должна быть система управления взлетом и посадкой, на языке Приложения 19 ИКАО «Управления безопасностью полетов» следует отнести к  «факторам риска», возникающим по причине безалаберности и бездействия регулятора.  

Следствие не задается такими вопросами и ищет ответы на вопросы о причинах трагедии среди тех, кто подвернулся – водитель, стажер, ответственность  которой  в данном деле, с точки зрения трудового кодекса, очень сомнительна и спорна,  диспетчеров, работающих фактически  «впотьмах» и с подслеповатыми локаторами. Идти по такому «следу», понятное дело, проще, чем призвать к ответу бездействующего регулятора, забросившего контроль и надзор за системой управления аэропортами и аэродромами в стране, и пустившего все дело на самотек. Такая безответственность нарушает обязательства Российской Федерации по Чикагской конвенции 1944 г. и совсем ее не красит как члена  ИКАО.

 

В.Д.Бордунов, профессор Института международных транспортных коммуникаций, эксперт Комитета по транспорту Государственной Думы, эксперт ИКАО,

Смирнов О.М. член Общественного Совета Росавиации и Ространснадзора, заслуженный пилот СССР

 


В.Бордунов, О.Смирнов


комментарии (4):

Grab76      13/11/2014 [15:45:24]#1
Молодец правильный подход - ответственный!
"Идти по такому «следу», понятное дело, проще, чем призвать к ответу бездействующего регулятора, забросившего контроль и надзор за системой управления аэропортами и аэродромами в стране, и пустившего все дело на самотек"
Но автор кажется все таки жульничает с теми к кому обращается - мелко капая!
Написал бы коротко ясно и понятно во всем виноват Владимир Владимирович.

neantichrist      14/11/2014 [02:24:00]#2
Спасибо, наконец то произнесено уважаемыми людьми - виноват прежде всего регулятор, создавший своими
а) некомпетентностью
б) бездействием
условия, когда ситуация "отстать от колонны, заблудится на ЛЕТНОМ ПОЛЕ\ВПП" в порту СТОЛИЦЫ страны в начале 21 века не выглядит НЕВОЗМОЖНОЙ.

А сосредоточение усилий СКР на "стрелочниках", какая то безумная жестокость по отношению к подозреваемым, только усиливает тезис "ситуация не выглядит НЕВОЗМОЖНОЙ"
У нас такие люди...Ими только так можно управлять...Страхом.

komandir_56      14/11/2014 [15:26:19]#3
Зачем на полосе машины снегоуборочные, если согласно видеоматериалам снега нет???

Myrtyny      21/01/2015 [04:19:31]#4
Статей и разговоров по этой теме масса. Результатов ноль. Ясно одно - принимать толковый ФЗ о аэропортах и аэропортовой деятельности МТ не будет, а стрелочники найдутся.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBZyTn
Установка электронного замка на http://remont.youdo.com/doors/install-locks/electronic/.
Черновая отделка квартиры в Екатеринбурге на http://ekb.youdo.com/remont/podkljuch/flat/novostroyka/roughfinish/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer