Дмитрий Сергеевич Езерский
За героизм и мужество в годы Великой Отечественной войны 15 летчиков из фронтовых частей ГВФ были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Дмитрий Сергеевич еще недавно оставался единственным в живых из этой героической когорты.
Он родился в рабочем поселке Жуковка Брянской области в семье железнодорожника. Однажды, увидев прилетевший в Жуковку самолет У-2, на котором пилот покатал местных пацанов, в том числе и его, он решил связать свою судьбу с бескрайним небом. В 1938 г. после окончания Батайской авиашколы ГВФ Езерский был направлен в Уфу, в 209-й авиаотряд Уральской авиагруппы Западно-Сибирского управления ГВФ, где выполнял полеты на самолете У-2, как правило, на малых высотах.
14 июня 1941 г. его, как и других пилотов ГВФ, работавших в санитарной и сельхозавиации, перебазировали под Киев в распоряжение формировавшейся Киевской авиагруппы особого назначения ГВФ. Вскоре его назначили командиром звена, он выполнял воздушную разведку, доставку медикаментов для обороняющихся в тяжелых боях бойцов Красной Армии под Харьковым. В 1941–1942 годах на самолетах У-2 Езерский налетал 760 ч., выполнил 312 боевых вылетов.
После переучивания на Ли-2 его перевели в Московскую авиагруппу особого назначения во Внуково, где он выполнял полеты к партизанам, в том числе ночные, с посадками в сложных горных условиях. Затем эскадрилью Д.С. Езерского перебазировали на аэродром близ станции Хвойная, под г. Ленинградом, в 30 км от Ладожского озера. Он совершил около 15 рейсов в блокадный Ленинград, когда еще не замерзла «дорога жизни», через Ладожское озеро. Доставлял продукты, обратно брал 30 человек в каждом полете – раненых и истощенных жителей Ленинграда.
С июня 1944 г. по январь 1945 г. в составе эскадрильи транспортных самолетов
10-й гвардейской авиатранспортной дивизии ГВФ Д. С. Езерский выполнял полеты с советской авиабазы Бари (Италия) в тыл противника в расположение Народноосвободительной Армии (НОА) Югославии. В августе 1944 г. он совершил полет на неподготовленный аэродром в горах к югославским партизанам. Так продолжалось до тех пор, пока отряд партизан не был полностью обеспечен боеприпасами и продовольствием. Обратными рейсами вывозили раненых.
Д.С. Езерский всего за время войны выполнил 226 ночных полетов, из них 88 с посадкой.
После Великой Отечественной войны Езерский был командиром корабля, заместителем командира летного отряда в авиагруппе международных воздушных сообщений. В составе Отдельного авиаотряда № 235 выполнял задания по обслуживанию правительственных делегаций, инспекторскую работу в ГУГВФ, МГА, был преподавателем в УТО ЦУМВС.
Д.С. Езерский за время летной работы налетал безаварийно свыше 3,5 млн. км. За весь период работы в ГВФ проявил себя только с положительной стороны.
В 1960–1977 годах Дмитрий Сергеевич Езерский работал в ГУГВФ и МГА СССР. Это было время интенсивного развития отечественной гражданской авиации, требовалось решать вопросы обеспечения безопасности полетов, в том числе в системе УВД. Большой опыт и высокий профессионализм Д.С. Езерского был востребован в штабе отрасли.
Уйдя на заслуженный отдых, Езерский не терял связи с коллегами по работе в МГА СССР. Если позволяло здоровье, он принимал активное участие во встречах с ветеранами и был душой компании.
Герой Советского Союза Дмитрий Сергеевич Езерский награжден орденами Ленина, Боевого Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, «Знак Почета», 14 медалями, югославским орденом Партизанской Звезды I степени, удостоен званий «Почетный пилот ВВС Югославии», «Отличник Аэрофлота».
Одному из первых самолетов «Сухой Суперджет 100» авиакомпании «Аэрофлот» присвоено имя «Дмитрий Езерский».
Имя легендарного пилота Д.С. Езерского навсегда останется в истории отечественной гражданской авиации, память о нем сохранится в сердцах всех, кто его знал по совместной работе.