Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Интервью

«Уверенность в воздухе достигается только летной практикой!»

23 июля 2013 года / Донат Москалев / Aviation EXplorer
 

Заместитель директора по летной подготовке авиационного учебного центра сверхлегкой авиации рассказывает о проблемах и нюансах авиационной педагогики при подготовке пилотов-любителей.

Гусаров Сергей Николаевич
Заместитель директора Авиационного учебного центра Объединенной федерации сверхлегкой авиации «Размах Крыльев». В 1979 году окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков. Подполковник, старший штурман истребительного авиационного полка, военный летчик 1-го класса, инструктор. 1991 год – окончил авиационный факультет Военной командной академии войск ПВО. Освоил самолеты Л-29, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, "ЕvroStar SL", «Harmony LSA», а также дельталет. Общий налет - около 1600 часов.

- Сергей Николаевич, скажу прямо, Ваш характер не очень соответствует фамилии: таких положительных и спокойных гусаров не бывает!

 - Если понимать гусарство как лихость и бесшабашность, то для меня все это действительно неприемлемо. Да, наверное, идеальные гусары  должны быть как в стихотворении у Цветаевой: «Цари на каждом бранном поле и на балу» и «В одной невероятной скачке вы прожили свой краткий век». Однако гусары - это не только балы и дамы, но и схватки за Отечество. И хотя я никогда не участвовал в боевых действиях, мне довелось долгое время быть на страже, как говорили раньше, воздушных рубежей нашей Родины - в Группе советских войск  в Германии. Летал на истребителе МиГ-23, позже переучился на МиГ-29…

- Насколько я знаю, во время службы в полку Вы, также, были и инструктором?

- Да. В своем авиаполку я помогал молодым летчикам осваивать курс летной и боевой подготовки, а также переучиваться с одного типа самолета на другой.  В боевых полках инструктор – это не должность, как в летном училище; инструкторская работа входит в служебные обязанности - начиная с командира звена и выше, в пределах должностных полномочий.

- А я думал Вы пошли в инструкторы потому, что вам это нравится…

- Так и есть, быть инструктором – очень интересно! Ты летишь и радуешься, что у твоего ученика рядом что-то начинает получаться: вот человек не имел никакого отношения к авиации, а теперь он сам летит!

- А есть ли общее c военно-инструкторской работой в авиаполку и в учебном авиацентре для «гражданских»?

- Есть. Много общего в методиках обучения, но есть и различия. Они, в основном, связаны с отношении учеников к занятиям…

- А что там не так?

- Ценность военной летной школы в том, что в ней почти нет людей, которые пришли «просто полетать». Зато есть люди, которые решили стать профессионалами в летном деле, посвятить этому всю свою жизнь. Но одного желания мало - летное училище заканчивает лишь чуть больше половины поступивших. Отчисляют по ряду причин, в том числе и за неуспеваемость. Этот отбор, в сочетании с личной мотивацией молодых курсантов к полетам, рождает серьезное отношение к учебе.    

-  А в «гражданском» АУЦ какое отношение слушателей к полетам и учебе? Слушателей, которые обучаются за свои деньги?

- Теоретически оно тоже должно быть серьезным, но на практике все по-другому. В основном приходят люди, которые уже имеют большой жизненный опыт и он не всегда полезен для летного обучения: давно известно, что обучаемость молодых, еще не сформировавшихся людей, многократно выше. Но не возрастные характеристики здесь помехой.

Сегодня слушатель любого АУЦ – это человек, загруженный основной работой и часто бывает так, что среди недели ему некогда думать об учебе и полетах. Желание полетать возникает лишь в выходные, в свободное от работы время, да и то не всегда. При таком подходе слушатель вроде бы учится, но ритмичная и регулярная летная практика отсутствует.  Как результат – никакого результата, в лучшем случае топтание на месте.

- А сколько раз в неделю должна составлять «ритмичная и регулярная летная практика» для пилота-любителя?

-  Чтобы от обучения был толк – надо найти время, чтобы минимум один, а лучше два раза в неделю летать. А вообще надо летать чем больше, тем лучше. Уверенность в воздухе, так называемая «влетанность», достигается только летной практикой.

Кстати, чем больше ученик летает, тем больше начинает видеть и слышать в полете. Например, он вдруг начинается замечать, что наушники не очень удобные, хотя до этого дискомфорта не испытывал. Это хорошо - значит, он уже не тратит все свои силы на «борьбу с самолетом» и способен обращать внимание еще на какие-то мелочи вокруг себя. В общем, чтобы хорошо летать - надо летать!

А когда человек приезжает на полеты от случая к случаю, то складывается ощущение, что он приезжает не учиться, а просто полетать  вокруг аэродрома с инструктором. Ну что ж, давай полетаем. Полетали... И снова расстались на месяц, чтобы потом опять начинать все заново!

- Вам, профессиональному летчику, не обидно за такое отношение к летному делу?

- Немного обидно, но я не считаю таких слушателей профессионалами. К счастью, немало и других учеников – ответственных ребят с серьезным подходом к учебе.

- А в чем заключается серьезный подход к учебе?

- Серьезное отношение  складывается из нескольких составляющих. Это тщательное изучение теории, подготовка к полету, отношение к самолету, работа над ошибками. Но самое главное, у ученика должны гореть глаза и должен быть большой интерес к учебе, к полетам!

- А у Вас, самого, еще есть интерес к полетам?

- Конечно. Все равно деваться некуда: как показывает практика, в авиации нет нормальных людей, тут все свихнулись на самолетах!

- А вот появился новый ученик на пороге летного домика, можете ли вы сказать, достаточно ли он свихнулся на авиации? Будет ли из него толк?

- Первое впечатление обманчиво. Надо поговорить с человеком, полетать с ним хотя бы пару раз, и вот уже тогда все становится ясно. А вообще все очень индивидуально. Кто-то схватывает учебный материал сразу и надолго. Другой ученик быстро усваивает знания, но так же быстро и забывает. Есть и «тугодумы», которых надо долго учить, но при этом инструкторы отмечают, что как раз трудное освоение ведет к твердым устойчивым навыкам.  Или бывает так, что ученик первоначально не производит серьезного впечатления, однако впоследствии он может очень серьезно летать. В общем, у всех учеба происходит по-разному.

- Возвращаюсь к минимально-необходимому количеству полетов. А как поддерживать летные навыки в перерывах между полетами выходного дня?

- Самая простая, но эффективная методика - это проигрывать весь свой полет в уме. Надо продумывать последовательность своих действий, начиная с посадки в пилотскую кабину и до выхода из нее после полета! И постоянно задавать себе вопросы: если такая-то ситуация возникнет в полете, что я буду делать? А что делать, если случится другая ситуация?

Также никто не отменял тренажа «пеший по-летному», который можно проводить самостоятельно где угодно и в любое время. Это отработка пилотом элементов полета на земле в движении, с имитацией траектории движения самолета рукой или моделью. Представьте, что вы - самолет!

- Пролетела неделя, наступили выходные для полетов.  Какая подготовка необходима на аэродроме перед учебным вылетом?

- Тщательно готовиться к полету нужно всегда, даже если навыки пилотирования давно отработаны. Но перед этим еще важнее ответить на главный вопрос – куда и зачем предстоит лететь? Ведь взлет и посадка - это только инструменты для выполнения цели полета. Чтобы ее определить или понять, необходимо изучить полетное задание так, чтобы в нем не осталось белых пятен. Нужно мысленно пролететь предстоящий маршрут.

Другой вид предполетной подготовки – тренаж в кабине. Это когда пилот садится в самолет и без запуска двигателя продумывает весь свой полет одновременно с действиями арматурой кабины.  Также на стоянке хорошо отрабатывать распределение и переключение внимания летчика – с контроля показаний приборов на контроль обстановки за бортом.

- Интересно, тщательное следование всем рекомендациям дает гарантию того, что ученик станет первоклассным пилотом?

- Безусловно, очень многое зависит от прилежания ученика, но нельзя рассматривать полет только лишь как технику пилотирования.  Летчик - это больше чем профессия, он не может жить без полетов! Надо любить полеты, стремиться к ним! Взлетел, полетал, полюбовался на красоты, чтобы «после, коснувшись тихонько планеты, вернуться на землю на грешную эту …»

- А эти строки откуда? Тоже стихи Цветаевой о гусарах?

- Нет, это я написал поздравление своему другу в день его рождения:

"…Эх, двинуть бы РУД до упора форсажа и закрутить круговерть пилотажа,

То в небо бескрайнее огненной свечью, то вдруг земле рвануться навстречу,

То в кресло вдавиться почти полутонным, то ощутить себя невесомым...

А после, коснувшись тихонько планеты, вернуться на землю на грешную эту…»


Донат Москалев


комментарии (5):

rw4hfn      24/07/2013 [09:51:22]#1
Удивляет желание бывших военных пилотов походя пиннуть ГА, кстати, приютившую их на пенсии.

По поводу отсева половины курсантов военных училищ. В год моего поступления в Актюбинске конкурс был 12 человек на место. После каждого экзамена двоечников приглашал в Оренбургское сидящий в приемной комиссии майор.

Тщательнее отбирать нужно, чтобы потом не выгонять половину!

«пеший по-летному», "тренаж в кабине"... Пустозвонская и бесполезная статья, ИМХО.

Алекс.      24/07/2013 [21:51:36]#2
Предыдущему комментатору.
Абитуриенты которых хотели отчислить стали лучшими летчиками.
"Пеший по-летному" и "тренажи в кабине" лучший способ подготовки к полетам.
Статья нужная. Только необходимо больше внимания уделять подготовке каждого конкретного летчика.

rw4hfn      25/07/2013 [10:35:59]#3
Зримо представил себе экипаж А или Б в штурманской, "пешими по летному" отрабатывающий полет по маршруту... Уж решите, в сапогах ВЫ или в пиджаке, а то все вместе как-то несуразно, ИМХО...

Donatas      25/07/2013 [22:54:43]#4
Небольшое пояснение для тех, кто не читал, но осуждает.
Там несколько раз написано, что речь идет о подготовке пилотов-любителей, если это о чем-то говорит.

rw4hfn      26/07/2013 [20:22:07]#5
Рассуждая о подготовке пилотов любителей, нефиг залезать в сравнение гражданских и военных школ подготовки. Вот если бы он после армейских полутора тысяч налетал в ГА тысяч десять, тогда бы его рассуждения имели бы вес. Он бы еще систему подготовки космонавтов покритиковал...





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Лариса Брынцева
NAIS-2025 – такого у нас ещё не было
Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке



Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer