По сравнению с пока действующими правилами Монреальская конвенция в 5 раз больше компенсирует вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, в 50 - при уничтожении, утере, повреждении багажа и вместо нулевой ответственности перевозчика за задержку рейса вводит компенсацию за причиненный пассажиру вред в размере свыше 200 тыс. рублей.
Привычка жить по "архаичным" правилам Варшавской конвенции, принятой еще в 1929 году, дорого обходится российским перевозчикам и пассажирам. Авиапассажиры, зная преимущества новых правил, предпочитают пользоваться услугами авиакомпаний, применяющих правила Монреальской, а не Варшавской конвенции. В 2012 году свыше 38 млн российских граждан летали за рубеж самолетами российских авиакомпаний. В том же году 17 800 000 россиян воспользовались услугами иностранных авиакомпаний, что говорит о многом. Переход на монреальские правила касается интересов почти 56 миллионов наших сограждан. Увы, представленный для независимой экспертизы проект закона не готов выполнять роль "моста" между конвенцией и российским законодательством, хотя технология встраивания международно-правовых норм в систему национального права давно уже отработана, и ее оставалось лишь толково применить. Вопреки правилам и процедурам, авторы проекта закона в нарушение Конституции РФ ставят внутренние законы выше норм конвенции, тем самым блокируя их применение.
Не конкретизированы общие положения конвенции, прямо касающиеся прав пассажиров. Не разъясняется порядок возмещения вреда за задержку перевозки, представления доказательств "единой перевозки", и остается открытым вопрос о статусе пассажира "последовательной перевозки" в аэропорту транзита.
Сама по себе Монреальская конвенция бесконфликтна. Однако проектировщики сплошь и рядом подменяют ее терминологию своей, самобытной, что порождает коллизии между конвенцией и законом. В нарушение ст. 786 Гражданского кодекса в п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса вводится новое понятие "договор воздушной перевозки багажа". Конвенция его не предусматривает, и к договору международной воздушной перевозки оно не применимо. Тогда к чему такая ни на что не годная новация?
Хит Монреальской конвенции - новые пределы ответственности перевозчика в случае смерти или телесного повреждения пассажира, уничтожения, утери, повреждения багажа и задержки рейса. Поддерживая введение цивилизованных правил международных воздушных перевозок, мы не можем согласиться с тем, как это предлагается осуществить. В типовом документе ИКАО на ратифицировавшее Монреальскую конвенцию государство возлагается обязательство "точно выполнять и соблюдать содержащиеся в ней положения". Пока проект закона не готов это обязательство обеспечить.
Об авторах
Анатолий Капустин - президент Российской ассоциации международного права, доктор юридических наук, профессор.
Борис Елисеев - член РАМП, доктор юридических наук, профессор.
Виталий Бордунов - член РАМП, кандидат юридических наук, профессор.
Оригинал опубликован: "Российская газета" - Неделя №6055 (79)