Несмотря на раннее утро (6:15 по местному времени), в аэропорту собралось немало желающих стать очевидцами этого события. Фактически прилёт самолёта S7 стал праздником республиканского масштаба. Были и подарки, и угощения, и песни народов Алтая. У трапа самолёта первых пассажиров встречали: Глава Республики Алтай Александр Васильевич Бердников, Председатель Эл Курултая Иван ИтуловичБелеков, Президент ОАО «Сибмост» Альберт Александрович Кошкин и Генеральный представитель S7 Airlinesв Сибирском регионе Эдуард Михайлович Пушненко.
Открытие рейсов было предусмотрено соглашением о сотрудничестве между S7 Airlines и Министерством регионального развития Республики Алтай. Самолёты S7 будут летать в Горно-Алтайск с периодичностью два раза в неделю. Вылет из московского аэропорта «Домодедово» по вторникам и субботам в 22:35, прибытие в Горно-Алтайск – в 6:10 по местному времени. Обратный рейс вылетает из Горно-Алтайска по средам и воскресеньям в 7:10 и прилетает в Москву в 9:00. Полеты будут осуществляются на самолётах Airbus A319/A320. К слову, первый рейс авиакомпания предполагала выполнить на самолёте А319, но желающих полететь прямым рейсом оказалось значительно больше и самолёт был заменен на более вместительный А320.
C 14 июня к действующему расписанию добавится дополнительная частота – вылет из Москвы по четвергам, а вылет из Горно-Алтайска – по пятницам. Важно отметить, что эти перевозки субсидируются как из Федерального бюджета, так и из республиканского. Открытие полётов в Горно-Алтайск - яркий пример эффективности такой меры, как субсидирование авиаперевозок.
Как только завершились официальные мероприятия, мы отправились на экскурсию по аэродрому. «Наша компания является собственником аэропорта, 100-%-ный пакет акций которого был приобретен осенью 2010 года. Почему мы заинтересовались непрофильным активом? Потому что предыдущий владелец не устраивал правительство Республики Алтай пассивностью в процессе модернизации предприятия. А «Сибмост» вел здесь работы, и в итоге, стал хозяином этого предприятия», - рассказал Президент ОАО «Сибмост» Альберт Александрович Кошкин.
Справка: Аэропорт «Горно-Алтайск» был введен в эксплуатацию в 1968 году. Его взлетно-посадочная полоса позволяла принимать самолеты Як-40, Ан-2, вертолеты Ми-8 и Ми-2. Из Горно-Алтайска можно было несколько раз в день летать в Барнаул, Новосибирск, Артыбаш, Улаган, Кош-Агач, Усть-Коксу. С 1969 по 1972 годы пассажиропоток ежегодно увеличивался в два раза. Однако к 90-м годам прошлого века количество регулярных рейсов неуклонно сокращалось, пока в 1995 году они не прекратились полностью.
Президент ОАО «Сибмост» Альберт Александрович Кошкин.
Аэропорт Горно-Алтайска открылся после масштабной реконструкции осенью 2011 года.Реконструкция аэропортового комплекса и терминальной инфраструктуры велась в рамках реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России», рассчитанной на пять лет. Общая стоимость строительства и реконструкции составила свыше 1 млрд. 179 млн. рублей. Для реализации проекта потребовалось реконструировать ВПП с ее удлинением и доведением до II категории ИКАО, расширить перрон, заменить светосигнальное и навигационное оборудование. Был произвеён, капитальный ремонт терминального хозяйства и сопутствующих объектов.
Удлиненная до 2300 метров ВПП теперь может принимать современные воздушные суда. В октябре 2011 года Airbus A320 S7 Airlines совершил технический рейс в Горно-Алтайск и стал первым лайнером, который произвел посадку на обновленную полосу аэропорта.
Модернизированы действующие и построены новые объекты аэродромной инфраструктуры:
- контрольно-диспетчерский пункт
- объекты аэродромной службы
- службы метео- и орнитологического наблюдения.
Комплекс по обеспечению безопасности полетов дополнен аварийно-спасательной станцией для базировки спасательных расчетов и спецтехники. Служба укомплектована новым спецоборудованием, аэродромными автомобилями на базе «КАМАЗ».Модернизирована линейка спецтранспорта для наземного обслуживания ВС. Терминальный комплекс укомплектован новым досмотровым оборудованием, для оформления пассажиров и обработки багажа, современной информационной системой.
В 2011 году пассажиропоток в аэропорту составил 4724 человек. Что интересно, прогнозный план 2011 года по пассажирам составлял лишь 1900 человек: то есть, показатели по итогам года оказались в два раза выше. В нынешнем году, с запуском новых рейсов и приходом новых авиаперевозчиков, аэропорт планирует увеличить пассажиропоток до 30 000 чел. Честно говоря, не помню, чтобы российский аэропорт за год когда-нибудь увеличивал объёмы перевозок за год в более чем в 5 раз. Однако, похоже у Сибмоста есть основания быть столь самоуверенным.
Аэропорт ведет переговоры об открытии новых маршрутов и приходе новых партнеров-авиаперевозчиков. Авиакомпания «Ангара» с 1 марта увеличила частоту вылетов до 4-х в неделю. Увеличена частота полетов в Новосибирск. Также администрация аэропорта Горно-Алтайск ведет переговоры с руководством авиакомпании Dexter об открытии нового для республики маршрута в Красноярск. Кроме регулярных рейсов аэропорт Горно-Алтайска используется авиакомпаниями бизнес-авиации: JetExpress, «Траверс-Авиа Сервис», Dexter, «Меридиан».
Руководство аэропорта считает, что потенциальный пассажиропоток аэропорта при его активном развитии может уже к 2014 г. превысить 200 тыс. пассажиров в год. Нынешняя реконструкция аэропорта – первый этап развития авиационной инфраструктуры Республики Алтай. И, если будущий пассажиропоток действительно оправдает ожидания, то планы Сибмоста по строительству нового терминала к 2015 году станут реальностью.
И всё же, не слишком ли лихо замахнулись в Сибмосте сразу на 200 тысяч пассажиров? В принципе, по моим прикидкам, сам аэропорт в нынешней инфраструктуре, при нормальной организации работы и выделении слотов, с таким пассажиропотоком справится. Другое дело, есть ли потенциальный спрос на перевозку такого количества туристов. Говорю о туристах потому, что сам регион, очевидно, не сможет сгенерировать такой пассажиропоток, значит, ставка делается на прибывающих в республику пассажиров.
Руководство республики и города Горно-Алтайск постарались развеять наши сомнения. Город в республике один, поэтому местные жители его зовут просто – город. Горно-Алтайск - молодой город, лишенный каких-либо архитектурных шедевров, но на удивление чистый и ухоженный. Глядя на это не раз вспоминал шок, пережитый в Петропавловске-Камчатском. Честно говоря, даже не надеялся увидеть такой аккуратный по российским меркам городок здесь на Алтае. Впрочем, чтобы пережить культурный шок не обязательно далеко отъезжать от Москвы. Когда-то я был поражен практически руинизированным Угличем, где, как мне показалось, понятие тротуар просто отсутствует.
С городом нас знакомил мэр Горно-Алтайска Виктор Александрович Облогин.
Когда-то, в советское время, здесь были предприятия текстильной промышленности. Но в рыночных реалиях они «приказали долго жить». Позже пришло осознание, что главный товар республики - экология. Недавно был реализован проект газификации города, перестали дымить трубы угольных котелен, теперь воздух над городом чист и прозрачен круглый год. Завершилась наша короткая экскурсия по городу на горе Тугая (ударение на «Я»). Скоро на склоне горы будет смотровая площадка, кафе и подъёмник для лыжников и серфингистов. Сам Виктор Александрович заядлый парапланерист и периодически совершает полёты с горы над близлежащими районами города, в качестве площадки для приземления используя городской стадион. Парапланеризм и Рафтинг – любимые виды спорта в республике.
Вид на Горно-Алтайск с горы Тугая
Но главные красоты Алтая находятся вне города. Причем, они вполне доступны. Дороги в республике очень приличного качества, однако горный рельеф не даст вам расслабиться или слишком разогнаться. Все дороги, в том числе и главная транспортная артерия Алтая – Чуйский тракт, извиваются по долинам или вдоль русел рек. Так, путешествие в 140 км. к озеру Телецкое с местным водителем-экстремалом заняло более 3-х часов и не доставило никакого удовольствия. Зато увиденное полностью компенсировало все неприятные дорожные ощущения.
Это огромное озеро образовалось на месте тектонического разлома. - Ширина озера от 2-х до 5 км, длина – 79 км., а максимальная глубина – 323 метра. Озеро очень красиво и величественно. Оно находится в горной котловине на высоте 434 метра. В озеро впадает 70 рек, а вытекает лишь одна. В том месте, где водная гладь превращается в бурный поток реки Бия расположен населённый пункт Артыбаш. Сразу вспоминается фильм «Пропавшая экспедиция». Не к этому ли месту стремились его герои?
На берегах озера расположены турбазы, предлагающие различные виды развлечений. Их набор практически везде одинаков: конные или пешие прогулки, экскурсии на катерах и сплав по рекам на рафтах, вертолётные прогулки или полёты на парапланах, поездки на снегоходах, рыбалка и охота. Но условия размещения и уровень сервиса очень разнообразен. Не буду комментировать, у каждого свои критерии и запросы. Выбор есть.
К тому же, сейчас Алтай переживает настоящий инвестиционный бум. Бизнес из Москвы, Новосибирска, Барнаула активно осваивает регион, создавая туристическую инфраструктуру. Одним из наиболее грандиозных государственно-частных проектов является «Алтайская Долина». Это особая экономическая зона, расположенная всего в нескольких километрах от аэропорта Горно-Алтайск, где будет создан туристический комплекс, с отелями премиум-класса, горнолыжными спусками и огромным искусственным озером. К слову, в республике строятся сразу несколько горнолыжных курортов. Если эти грандиозные планы будут реализованы, Алтай превратится в круглогодичный туристический регион. Теперь становится понятна уверенность руководителей аэропорта в столь динамичном увеличении пассажиропотока.
Кстати, ОАО «Сибмост» (владелец аэропорта) строит современную многополосную автомагистраль, которая соединит аэропорт с Алтайской Долиной. Также, Сибмост отвечает за создание в этой особой экономической зоне всех инфраструктурных объектов, коммуникаций и самого искусственного озера. Причем, искусственное озеро это не ландшафтное излишество. В республике достаточно водоёмов, но нет ни одного тёплого. Все они ледникового происхождения и вода в реках даже летом держится на уровне 2 град. С. Не особо прогревается и озеро Телецкое.
Дно будущего искусственного озера в Алтайской долине
Из ледяных водоёмов «вытекает» и ещё одно преимущество Алтая – полное отсутствие комаров и иных досаждающих туристу сибирских кровососущих. Им просто негде размножаться. Но есть одна неприятность – клещи. Турбазы конечно обрабатываются. Но надо ли ехать на Алтай, чтобы потом не выходить за пределы комнаты? И если вы жаждите активного отдыха, не забудьте перед поездкой о прививке против клещевого энцефалита. Насколько я понял, в местных туркомплексах такая услуга почему-то не предлагается.
Знаю, вас сейчас мучает лишь один вопрос: ехать или не ехать. Чтобы решение было осознанным, приглашаю вас на виртуальную экскурсию по туристическим базам и иным достопримечательностям Горного-Алтая. Просто кликайте на первую фотографию. Поверьте. Потраченное время того стоит.
Турбаза «Орлиное гнездо» на берегу реки Катунь
Туристический комплекс Манжерок
Здесь функционирую 3 мини-гостиницы по 12 номеров. К зимнему сезону обещают ввести в эксплуатацию ещё 6 гостиниц. Кресельный подъёмник поднимет вас на на гору Малая Синюха на высоту 1020 метров. К зиме обещают подготовить 8 горнолыжных трасс. А всего по проекту их будет 30, общей протяженностью около 60 километров. Самая длинная – 3 км. Лыжный сезон на Алтае с 25 ноября по 15 апреля.
Турбаза Манжерок на берегу реки Катунь
Мараловодческое хозяйство "Карым"
Здесь добывают панты – рога марала (он же – благородный олень). Туристам предлагают снадобья практически от всех болезней и мараловые ванны (купание в пантовом отваре).
Турбаза Эдем на озере Телецкое
Гостиница Артыбаш на озере Телецкое
Алтайский ботанический сад.
Здесь вам не только расскажут про эндемики Алтая, но и угостят фантастическим травяными чаями собственного производства. Кстати, эти чаи можно заказывать через Интернет, и вам их вышлют по почте.
Чемальский район
Православный храм на острове Патмос
Эко-СПА комплекс «Марьин Остров» (элитный отдых)
База отдыха «Турсиб» - ведомственная турбаза ОАО "РЖД" с развитой инфраструктурой.
Спортивно-стрелковый клуб «Айтау»
Рафтинг
Да, у этого региона есть реальные перспективы стать «туристической Меккой», а у аэропорта немалые перспективы развития. Из аэропорта удобно добираться до популярного города-курорта Белокурихи (она в 100 км отсюда), всесезонного горнолыжного курорта Манжерок - 25 км (возможно, вы помните песню в исполнении Эдиты Пьехи «Что такое Манжерок»?), здравницы на озере Ая (10 км). До особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» всего 30 км, до зоны «Алтайская долина» – 8 км. Неподалеку расположена игорная зона «Сибирская монета», Чемал, Телецкое и Каракульские озера. Кроме того, долина реки Катунь – с ее турбазами, отелями и домами отдыха – находится в диапазоне от 5 до 90 км от аэропорта Горно-Алтайск.
Уже сегодня Алтай привлекает туристов из соседних регионов Западной Сибири (Новосибирска, Томска и Кузбасса), а также жителей Красноярского края, Урала и ближнего зарубежья. По данным республиканского Министерства туризма и предпринимательства, в 2011 году Республику Алтай посетили 1 миллион 350 тысяч туристов. Открытие современного аэропорта в республике, очевидно, привлечёт на Алтай жителей и Европейской части Росси, а также может стать одним из определяющих факторов проявления к региону активного интереса со стороны российских и иностранных инвесторов.
p.s. Впрочем, не без ложки дёгтя. В целом, нынешняя туристическая инфраструктура республики и уровень сервиса ещё далеки от того, что за те же деньги предлагают горные курорты Австрии, Франции и других европейских стран. Да и наиболее интересные объекты ещё только строятся. Ну и менталитет советского человека-трутня ещё не везде выветрился. Поэтому, если вас не пугает компания чем-то недовольного водителя автобуса и постоянно пьяного экскурсовода, возможность остаться без ужина из-за «забывчивости» турагентства, уборщица, забывающая ключ в дверях вашего номера, а уборка самого номера через день, и тотальное засилие Русского Шансона, то Добро пожаловать на Алтай.