Летом 2010 года непрекращающиеся дожди вытолкнули из берегов две реки Лагман и Кабул, которые устремились, сметая все на своем пути. Жилища. Людей. Первый тревожный звонок поступил в Кабульский аэропорт 28 июля. Требовалась срочная помощь. Для выполнения спасательного задания в группу афганских вертолетчиков на двух российских вертолетах Ми-17 на усиление включили американских подполковников Грегори Робертса (Gregory Roberts) по прозвищу «Boomer» и Бернарда Уилли (Bernard Willi) «Jeep». В процессе подготовки оказалось, что афганцы не готовы были работать со спасательной лебедкой. Пришлось в качестве оператора подключить еще и американского сержанта Кевина Файфа (Kevin Fife).
Ухудшение погоды и ограниченная видимость напугали афганских пилотов. Стало ясно, что за рычаги управления должны сесть американцы. Спасательные работы проходили вдоль русел рек. До прибытия в Джелалабад экипажи подняли около 60 афганцев. Не успели перекусить, последовал новый вызов. Всего в течение первого дня было спасено более 300 человек. Из-за плохой погоды не решились возвращаться в Кабул. На ночлег расположились в здании старого аэродрома Джелалабада (советские вертолетчики хорошо помнят единственное белое здание с вышкой для руководства). Засыпая, спасатели еще не знали, что главное испытание ожидает их впереди.
Разбудили в 4.30. Новое задание оказалось гораздо труднее вчерашнего. Задача усложнялась тем, что район спасения находился в опасной зоне рядом с Джелалабадом, недалеко от границы с Пакистаном в деревне Кунар, где располагались талибы. Безоружные вертолеты в сложных погодных условиях не могли надеяться на воздушную поддержку авиационной группировки. Нужно было лететь в оборудованное фортификационными укреплениями логово талибов, без оружия и без прикрытия. Спасатели понимали, на что идут, но не могли не полететь. Уже в ходе оказания помощи первой группе пострадавших талибы подняли флаг, обозначив свое присутствие. Талибы не смутили спасателей. Они маневрировали на высоте трех метров, «выдергивая» из реки обезумевших людей. В какой-то момент вода схватила и понесла двух афганских детей. Оператор, сняв бронежилет и ЗШ, выпрыгнул из вертолета прямо в бурлящую воду, чтобы спасти. Когда детей подняли на борт вертолета, талибы аплодировали стоя. Всего за два дня было спасено 2100 чел.
В лучах заходящего солнца экипажи возвращались из Джелалабада домой в Кабул. Один из лучиков, упорно пробивался сквозь облака и слепил, баловался, смешил экипажи, словно радуясь счастливому спасению. Молодцы американцы. «Чертовски» хороша российская вертолетная техника. Еще несколько лет назад невозможно было поверить в такое, чтобы «высокомерные», рискуя своей жизнью, бок о бок с простыми афганскими летчиками, на наших вертолетах спасали обездоленных, а «непримиримые» аплодировали. Мир стремительно меняется. Становится ближе, теснее – на расстояние вытянутой руки. Когда приходит беда, нужно лишь протянуть руку помощи. Это наш шанс на спасение. Горжусь, что моя Родина создает вертолеты, которые дарят шанс на спасение. Берегите вертолеты. Но больше всего, берегите вертолетчиков.
Респект «Бумеру», «Джипу» и Файфу. Здоровья и долгих лет пострадавшим. Великодушия талибам, которые нашли в себе силы оторвать ладони от оружия и просто, по-человечески поблагодарить спасателей. Отдельное спасибо команде Михаила Леонтьевича Миля, создавшей «чудо-вертолет всех времен и народов». Когда мы вместе и не такое может быть…