В 2011 году услугами отечественного авиатранспортного комплекса воспользовались более 112 миллионов российских и зарубежных граждан. Только российскими авиапредприятиями было перевезено более 64 млн. пассажиров. По сравнению с 2010 годом объемы перевозок увеличились на 12,6% и превысили показатели 1992 года. Пассажирооборот достиг значения 166,7 млрд. пассажирокилометров и превысил показатель, достигнутый в СССР в 1990 году.
Основной объем пассажирских перевозок около 83 % от общего количества выполнен 15 авиакомпаниями, которые продолжали эффективно наращивать производственные показатели при соблюдении стандартов безопасности полетов.
Рост перевозок грузов и почты также продолжился. По итогам 2011 года было перевезено почти 981 тыс. тонн грузов и почты (+5,9 %), грузооборот составил более 4,9 млрд. т-км (+5,0 %).
Наиболее пунктуальными авиакомпаниями в 2011 году стали «Аэрофлот - российские авиалинии», «Россия», «ЮТэйр», «S7», «Донавиа». Процент задержек, допущенный указанными авиапредприятиями, не превысил 3%.
В 2011 году с воздушными судами коммерческой гражданской авиации произошло 10 катастроф, в которых погибло 119 человек, и 8 аварий. С воздушными судами АОН произошло 12 катастроф, в которых погибло 20 человек, и 8 аварий.
С целью профилактики аварийности Агентством проводится постоянная работа. Комплекс принимаемых мер позволил сократить уровень аварийности за последние 20 лет примерно в 10 раз. Отдельные производственные показатели гражданской авиации уже достигли уровня начала 90-х годов. В то время, например, в 1990 году происходило 146 авиапроисшествий, в 1991 - 111, в 1992- 123.
За последние 5 лет отмечалось не более 13 происшествий в год. В целях минимизации влияния человеческого фактора Росавиацией сделан упор на изменение системы подготовки пилотов. Более чем в три раза по сравнению с 2006 годом увеличен набор курсантов-пилотов в учебные заведения до 790 человек. Увеличены в 2,5 раза нормы летной подготовки для курсантов. Для улучшения их летной подготовки в течение последних двух лет закуплены 90 учебных самолетов, 26 тренажеров. Еще 20 самолетов и 19 тренажеров закуплено в 2011 году и планируются к поставке в 2012 году 21 воздушное судно и 15 тренажеров.
Росавиация сохранила в годы реформ все летные и технические учебные заведения отрасли. В 2012 году средняя зарплата летно-инструкторского и инженерно-технического состава в них увеличена вдвое и составляет 58 тыс. руб. и 17,4 тыс. руб. соответственно.
Для профилактики происшествий с вертолетами за бюджетные средства уже закуплены 19 вертолетных тренажеров в учебные центры в регионах с наиболее активной вертолетной деятельностью: гг. Магадан, Хабаровск, Якутск, Красноярск, Омск, Тюмень, Сыктывкар, Архангельск, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и Москва.
В 2012 году за средства федерального бюджета также будут поставлены тренажеры самолетов Ан-148, SSJ-100, B-737NG, А-320 и вертолета Ка-32.
Росавиация продолжает работу по ликвидации недобросовестных авиакомпаний. С 2000-го года их число сократилось с 296 до 126. В истекшем году аннулировано 37 сертификатов. Ни одна новая коммерческая авиакомпания в 2011 - 2012 годах не создана.
В настоящее время в гражданской авиации на коммерческих перевозках занято 2119 воздушных судов, из них 561 самолет иностранного производства, 511 отечественных самолетов, 956 отечественных вертолетов и 91 вертолет иностранного производства.
В 2011 году с российских заводов-изготовителей было поставлено 10 самолетов и 24 вертолета.
Такие поставки не решают проблемы обновления парка воздушных судов. Отмечается также несбалансированная ценовая политика предприятий авиапромышленности и недостаточный уровень надежности выпускаемой авиатехники.
В 2011 году началась эксплуатация 4-х самолетов RRJ-95 в ОАО «Аэрофлот-российские авиалинии». Суммарный налет по парку составил 1847 часов. Коэффициент исправности с июня 2011г. до января 2012 в среднем составил 60%.
В связи с прекращением проведения работ по установлению ресурсов и сроков службы авиатехники, имеющей аттестат о годности к эксплуатации, проведены работы по вводу в действие эксплуатационных бюллетеней по типам воздушных судов, где установлены ресурсы и сроки службы по типам. При этом ответственность за установление ресурсов и сроков службы и их соответствие экземпляру воздушного судна возложена на разработчика.
Росавиацией в 2011 году проведено 322 инспекционных проверок организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиатехники. При этом 14 организациям по ТОиР были ограничены сферы деятельности и (или) аннулированы сертификаты на право выполнения технического обслуживания.
Росавиацией и территориальными органами проведены инспекции воздушных судов с целью оценки их летной годности и выдано более 1570 сертификатов летной годности экземпляра воздушного судна, в том числе более 416 сертификатов летной годности по единичным экземплярам воздушного судна авиации общего назначения.
В 2011 году из-за нарушений условий безопасной эксплуатации воздушных судов было приостановлено и аннулировано 46 сертификатов летной годности на экземпляр воздушного судна и 17 сертификатов летной годности на единичный экземпляр воздушного судна авиации общего назначения.
Территориальными органами Росавиации в 2011 году проведено более 18 тыс. проверок, в том числе 1382 проверки иностранных авиакомпаний по программе SAFA. Предъявлено 5040 замечаний.
Воздушные суда российских авиакомпаний проинспектированы по программе SAFA в зарубежных аэропортах 817 раз. Выявлено 1326 замечаний.
В 2011 году территориальными органами Росавиации в соответствии с ФАП-249 выдано 104, приостановлено действие 11 и аннулировано 7 сертификатов эксплуатанта для выполнения авиационных работ.
На начало 2012 года в гражданской авиации Российской Федерации насчитывается 109 авиационных учебных центров (АУЦ).
В реестре держателей сертификатов зарегистрировано 165 юридических лиц, осуществляющих медицинское освидетельствование авиационного персонала и медицинское обеспечение полетов, из них 40 ВЛЭК ГА, осуществляющих медицинское освидетельствование авиационного персонала.
За 2011 год во врачебно-летных экспертных комиссиях гражданской авиации прошли освидетельствование 41997 чел. авиационного персонала, из них летного состава - 20320 человек. Признано негодными ЛС - 565 чел. В ЦКБ ГА прошли стационарное лечение 10978 чел., из них летного состава- 829 чел.
Напряженная ситуация сохраняется в сфере транспортной безопасности и защиты воздушного транспорта от актов незаконного вмешательства.
В 2011 году предпринят 71 акт незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта России.
В 2011 году в рамках реализации мероприятий Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте осуществлена поставка технических средств досмотра в федеральные казенные предприятия «Аэропорты Чукотки», «Аэропорты Камчатки» и «Аэропорт Южно-Сахалинск», а также в 9 других аэропортов на общую сумму 105 млн. рублей, учтенных в федеральном бюджете.
Росавиацией доведены субсидии в объеме 1 млрд. 79 млн. рублей до ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово» и ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» на реализацию мероприятий по строительству периметровых ограждений и их оборудованию техническими средствами охраны.
Также осуществлено финансирование из федерального бюджета мероприятий по обеспечению транспортной и авиационной безопасности, включенных в Программы деятельности федеральных казенных предприятий, на что выделены средства в объеме более 400 млн. рублей.
Принимаемые Росавиацией и субъектами транспортной инфраструктуры меры повысили защищенность воздушного транспорта от террористических актов.
В настоящее время в реестр аэродромов гражданской авиации включено 315 аэродромов. 117 аэродромов образуют национальную опорную аэродромную сеть.
По сравнению с 2010 годом к завершению 2011 года аэродромная сеть сократилась на 17 аэродромов, из них - 11 на территории Красноярского МТУ. Из 17 аэродромов 15 -класса «Е» (длина ВПП в стандартных условиях менее 500 м.), 2 - класса «Г» (длина ВПП в стандартных условиях от 500 м. до 1000 м.) в основном (11) с грунтовыми ВПП.
Указанные аэродромы переведены в категорию - посадочные площадки.
В настоящее время 63 % аэродромов имеют взлетно-посадочную полосу с искусственным покрытием, остальные аэродромы имеют грунтовые ВПП.
За последние 10 лет только на четвертой части ИВПП проводилась реконструкция. Срочного проведения реконструкции требует 12 % взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием, 18 % взлетно-посадочных полос с грунтовым покрытием требуют проведения капитального ремонта.
70 % аэродромов оборудованы системой светосигнального оборудования (74 аэродрома ССО с огнями высокой интенсивности, 145 аэродромов - с огнями малой интенсивности).
Одной из основных причин создавшегося положения в наземной базе является недостаточный объем инвестиций, направляемых на поддержание и развитие аэропортов.
Федеральной адресной инвестиционной программой на 2011 год (с учетом изменений) предусматривалось финансирование 35 объектов с объемом государственных капитальных вложений более 34,06 млрд. руб.
Освоение государственных капитальных вложений в 2011 году на объектах реконструкции и строительства наземной инфраструктуры аэропортов более 33 млрд. рублей (97 %).
В 2011 году введена в эксплуатацию новая ИВПП в аэропорту Минеральные Воды, оборудованная по требованиям II категории ИКАО, завершена реконструкция и введены в эксплуатацию ИВПП в Анапе, Горно-Алтайске и Менделеево, причем реконструкция ИВПП в Анапе и допуск ее в установленном порядке к эксплуатации были выполнены менее чем за 6 месяцев. В сжатые сроки в аэропорту Внуково осуществлена реконструкция крестовины ИВПП и части рулежных дорожек.
В 2011 г. завершены проекты по реконструкции аэродромных комплексов в 2 аэропортах - Владивосток и Менделеево.
Федеральной адресной инвестиционной программой на 2012 год, предусматривается финансирование 44 объектов с объемом государственных капитальных вложений 42,5 млрд. рублей.
Наиболее важными проектами гражданской авиации являются реконструкции аэродромных комплексов аэропортов Сочи, Казань, Краснодар, Анапа, а также аэропортов Московского авиационного узла и Дальнего Востока.
Кроме того, в текущем году на установку современного радио- и светотехнического оборудования в аэропортах будет затрачено почти 1, 5 млрд. рублей внебюджетных средств.
Необходимо отметить, что состояние аэродромной сети России требует ежегодного финансирования на развитие опорной аэродромной сети в объеме 65-70 млрд. рублей.
Модернизация средств радиотехнического обеспечения полетов осуществлялись в соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)». В рамках этой программы в 2011 году выполнены работы по созданию Хабаровского укрупненного центра ЕС ОрВД и Калининградского центра ЕС ОрВД, закуплено и установлено около 160 новых средств УВД, РТОП и связи для оснащения гражданских аэропортов.
Вместе с тем, в 2011 году, как и в 2010 году, часть средств была возвращена в федеральный бюджет в связи с невыполнением отдельных программных мероприятий. Реализация мероприятий программы за 2011 год составила 85,1% .
В рамках реализации ФЦП «Глобальная навигационная система» в 2011 году 20 аэропортов гражданской авиации оснащены наземными средствами функциональных дополнений ГЛОНАСС (GBAS), которые позволяют обеспечивать заход на посадку воздушных судов с использованием сигналов спутниковых навигационных систем. Таким образом, общее количество установленных изделий стало 37 единиц, но остается нерешенной проблема с их вводом в эксплуатацию, из-за отсутствия необходимой аппаратуры летного контроля.
С целью отработки перспективных технологий обслуживания воздушного движения начаты работы по организации опытных районов (пилотных проектов) внедрения систем автоматического зависимого наблюдения вещательного и контрактного типа на полуострове Ямал и в Центральном регионе.
Росавиация и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» выполнили ряд задач в интересах обеспечения обороноспособности страны.
В 2011 году заключены государственные контракты по реконструкции трассовых радиолокационных позиций двойного назначения Астрахань, Могоча, Светлоград, Красноярск, Киренск, Котлас, Уфа и оснащению системами информационно-технического взаимодействия Калининградского и Иркутского центров ЕС ОрВД с пунктами управления Минобороны России.
Росавиацией в 2011 году проведены работы по совершенствованию воздушного законодательства Российской Федерации.
В 2011 году утверждены следующие нормативные документы:
- постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации»;-ФАП «Организация воздушного движения в Российской Федерации»;
- ФАП «Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации».
Выпущен приказ Росавиации от 12 мая 2011 г. № 256 «Об установлении особого режима использования воздушного пространства».
В Росавиации велась активная работа по установлению новой структуры воздушного пространства в Московской зоне ЕС ОрВД. Рассмотрены предложения по оптимизации границ 75 запретных зон и зон ограничения полетов, при этом количество зон ограничения полетов будет сокращено на 71%.
Внедрена на основе стандартов и рекомендуемой практики ИКАО новая система эшелонирования, использующая сокращённые интервалы вертикального эшелонирования RVSM.
В результате выполнения мероприятий по внедрению RVSM увеличена пропускная способность маршрутов ОВД в 2 раза, сокращены задержки вылетов воздушных судов по причине занятых эшелонов на 45%, экономия авиатоплива на маршрутах протяженностью более 2000 км составила до 1000 кг на 1 воздушное судно, снизилось количество полетов на невыгодных эшелонах в 5 раз, создано «бесшовное» воздушное пространства с сопредельными государствами.
Организована работа по выполнению геодезической съемки аэронавигационных ориентиров и препятствий на аэродромах Российской Федерации. Геодезическая съемка аэронавигационных ориентиров в системе координат ПЗ-90.02 выполнена на 59 аэродромах класса А, Б, В, на 11 аэродромах класса Г, Д, Е, на 9 посадочных площадках и вертодромах.
Во взаимодействии с Минобороны России и Национальным антитеррористическим комитетом продолжается работа над проектом «Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве» (ИСВП) Совета Россия-НАТО, направленного на повышение противодействия угрозе терроризма на воздушном транспорте. В 2011 году проведены первые полномасштабные антитеррористические учения между Российской Федерацией и НАТО с участием стран-партнеров. Результаты учений показали работоспособность и эффективность предложенной схемы сотрудничества.
В 2011 г. дежурство в единой системе авиационно-космического поиска и спасания ежедневно осуществляли 76 экипажей поисково-спасательных воздушных судов гражданской авиации от 42-х авиационных предприятий.
Совместно с экипажами поисково-спасательных воздушных судов дежурство осуществляли 64 спасательные парашютно-десантные группы от 60 региональных поисково-спасательных баз.
Из 76 экипажей поисково-спасательных воздушных судов 59 экипажей (на самолетах - 17 и 42 - на вертолетах) несли круглосуточное дежурство и 17 экипажей -согласно регламенту аэропорта базирования.
Указанный состав сил и средств позволил прикрыть в поисково-спасательном отношении 73% территории России днем и 40% - ночью.
В 2011 г. проведены 42 поисково-спасательные операции, в результате которых спасены 215 человек (142 пассажира и 73 члена экипажа).
Выполнены две поисково-спасательные операции по оказанию помощи населению, спасены 13 человек.
Закончено формирование региональных поисково-спасательных баз в ФКУ «АПСЦ» согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 401-р.
Проведено 47 инспекторских проверок юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность в части поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов, на соответствие сертификационным требованиям.
По результатам проверок выдано 26 Сертификатов соответствия и были приостановлены действия Сертификатов соответствия ОАО «Авиакомпания «Воронежавиа» и ОАО «Аэропорт Абакан».
В 2011 г. Росавиация организовала поисково-спасательное обеспечение 4-х запусков транспортных пилотируемых кораблей «Союз-ТМА», 4-х посадок пилотируемых спускаемых аппаратов, 6-ти запусков транспортных грузовых кораблей и 22-х запусков автоматических космических аппаратов различного назначения на космодроме «Байконур».
В соответствии с федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы) в 2012 г. завершается строительство здания для размещения авиационного поисково-спасательного центра с координационным центром поиска и спасания в г. Екатеринбург.
При осуществлении контроля за организацией и обеспечением выполнения особо важных и специальных рейсов (полетов) воздушных судов в 2011 году Росавиация взаимодействовала с Федеральной службой охраны Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, ФГБУ «СЛО «Россия» Управления делами Президента Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и Министерством Обороны Российской Федерации.
В 2011 г. вступило в действие Положение «Об организации и обеспечении выполнения особо важных и специальных рейсов (полетов) воздушных судов и контроле за их осуществлением», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 июля 2011 года № 537-14.
Разработана и утверждена инструкция по метеорологическому обеспечению литерных рейсов.
В 2011 году обеспечено и проконтролировано выполнение особо важных и специальных рейсов воздушных судов: литера "А" - 633 полёта; литера "К" - 2346 полётов.
Мероприятия плана мобилизационной подготовки Росавиации 2011 года выполнены в полном объеме.
В сентябре-октябре 2011 года комиссия Минтранса России деятельность Федерального агентства воздушного транспорта в области мобилизационной подготовки за 2010 год и первое полугодие 2011 года оценила положительно.
Приказом Минтранса России от 19 декабря 2011 г. № 323 Росавиация была признана лучшей в Министерстве транспорта Российской Федерации в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.
В 2011 году Росавиацией реализованы меры государственной финансовой поддержки авиатранспортной отрасли в общей сумме 7,3 млрд. рублей. Из них наиболее востребованными и существенно оказывающими системное влияние на развитие авиатранспортной отрасли являлись субсидии:
- на обеспечение доступности воздушных перевозок между Дальним Востоком и европейской частью страны;
- федеральным казенным предприятиям, объединяющим аэропорты регионального и местного значения, функционирующие в сложных экономических и климатических условиях;
- авиакомпаниям, исполняющим обязательства по перевозке пассажиров авиакомпаний, у которых аннулирован сертификат эксплуатанта;
- на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства.
В рамках программы государственной поддержки доступности воздушных перевозок между Дальним Востоком и европейской частью страны, профинансированной в объеме 2,5 млрд. рублей, в 2011 году перевезено более 371 тыс. пассажиров по 30 субсидируемым маршрутам.
В связи с востребованностью данной меры поддержки в 2012 году программа расширена до 33 направлений, за счет включения в нее городов Тикси, Певек и Нарьян-Мар.
Субсидирование федеральных казенных предприятий позволило в 2008-2011 годах не только сохранить инфраструктуру входящих в их состав этих аэродромов, но и обеспечить их инвестиционное развитие. Важнейшим следствием реализации данной меры государственной поддержки является фактическое сдерживание роста ставок сборов и тарифов на основные аэропортовые услуги аэропортов, характеризующихся низкой интенсивностью полетов. Так, размер ставок сборов за взлет-посадку в аэропортах, входящих в состав по федеральных казенных предприятий, в 2-3 раза ниже расчетной себестоимости этих услуг.
Оказалась востребованной в 2011 году мера государственной поддержки авиакомпаний, исполнивших обязательства по перевозке пассажиров авиакомпаний, у которых аннулирован сертификат эксплуатанта. В связи с несостоятельностью авиакомпании «Континент» перевезено около 11 тысяч её пассажиров 15 альтернативными авиаперевозчиками, работа по возмещению недополученных доходов которыми будет завершена в 2012 году. В 2011 году была продолжена реализация государственной поддержки, предусматривающей на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства. В рамках указанной поддержки осуществляется субсидирование 8 авиакомпаний, приобретающих на основе лизинга 33 воздушных судна отечественного производства.
В 2012 году объем государственной финансовой поддержки возрастет до 10 млрд. рублей.
Росавиация активно участвовала в разработке предложений по совершенствованию нормативной правовой базы деятельности гражданской авиации.
В 2011 году проведена юридическая экспертиза около 2,5 тыс. нормативных документов, из них 1,5 тыс. документов Росавиации. Утверждено 809 приказов Росавиации. Подготовлены юридические заключения на 296 проектов правовых актов Российской Федерации (проекты федеральных законов, указов Президента и Постановлений Правительства Российской Федерации).
В 2011 году подготовлено и проведено 120 торгов и запросов котировок. Было заключено 177 государственных контрактов, 86 договоров на осуществление бюджетных инвестиций, 90 договоров и соглашений о предоставлении субсидий, 45 соглашений об аэронавигационном обслуживании, около 150 договоров и соглашений об оказании услуг и др.
Осуществляется работа по передаче имущественных комплексов и пакетов акций из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации: имущества ФГУПов «Комиавиатранс», «Международный аэропорт «Ставрополь», «Международный аэропорт «Минеральные Воды», «Пермские авиалинии»; пакетов акций 16 открытых акционерных обществ: «Аэропорт Пулково», «Аэропорт Красноярск», «Вологодское авиапредприятие», «Нижневартовск авиа», «Аэропорт Ульяновск», «Омский аэропорт», «Аэропорт Кольцово»; передача имущественных комплексов аэродромов Тара, Калуга (Грабцево), Тюмень (Рощино), Тамбов (Донское); передача акций открытых акционерных обществ (аэропортов/аэродромов): «Новоуренгойский объединенный авиаотряд», «Аэропорт Салехард», «Аэропорт Мурманск», «Псковавиа», «Аэропорт Ростов-на-Дону», «Сахалинский аэропорт «Оха».
В целях реализации Федерального закона № 83-ФЗ распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.02.2011 № 185-р созданы 18 федеральных казённых учреждений в области авиационно-космического поиска и спасания в городах Санкт-Петербург, Москва, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Братск, Южно-Сахалинск и других. В соответствии с распоряжением Минтранса России от 14.11.2011 № 282 созданы 5 федеральных государственных автономных образовательных учреждений дополнительного образования (повышения квалификации).
2011 год характеризуется следующими финансовыми показателями:
Увеличился объем администрируемых поступлений в федеральный бюджет в 1,2 раза (2010 год - 54 млн. руб., 2011 год - 66 млн. руб.). Наибольшая доля поступлений в доход федерального бюджета (более 40%) связана с лицензированием и проведением аттестации.
Объем бюджетных ассигнований для исполнения возложенных на Росавиацию задач и функций вырос в 1,2 раза и составил 55 млрд. рублей (2010 год - 45,5 млрд. рублей).
Структура расходов бюджета по Росавиации показывает, что наибольший объем бюджетных ассигнований приходится на реализацию инвестиционных программ - 72,1 %. Расходы, связанные с предоставлением субсидий юридическим лицам составляют 14,6%, расходы текущего характера - 13,0 %, на выполнение НИОКР - 0,3 %.
Кассовое исполнение расходов по Росавиации по состоянию на 30 декабря 2011 года составило 95,4 %.
В рамках международного сотрудничества совместно с Минтрансом России принято участие в подготовке и заседаниях рабочих органов авиационного саммита Россия - ЕС в октябре 2011 года.
Завершен переговорный процесс по подготовке межгосударственного Соглашения по организации авиационного и морского поиска и спасания в Арктике в рамках рабочей группы Арктического Совета по вопросам поиска и спасания в Арктическом регионе. Соглашение подписано 12 мая 2011 года в Гренландии Министрами иностранных дел 8 государств.
Продолжено взаимодействие целевой оперативной рабочей группы специалистов Росавиации с представителями Еврокомиссии и Европейского комитета по безопасности полетов в рамках программы SAFA по обеспечению безопасности полетов.
В 2011 году во исполнение нормативных документов штатная численность центрального аппарата Росавиации уменьшена на 21 единицу, территориальных органов Росавиации - на 80 ед.
Укомплектованность центрального аппарата Росавиации по состоянию на 31 декабря 2011 г. составила 89 % от установленной предельной численности. Во исполнение приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 10 мая 2011 г. № 134 количество территориальных органов Росавиации сократилось с 20 до 17, без изменения численности сотрудников, которая осталась на уровне 1518 единиц.
План приема абитуриентов в учебные заведения гражданской авиации в 2011 г. выполнен в полном объеме. Всего в учебные заведения принято 6250 чел. В ВУЗы принято 3094 чел., в учебные заведения среднего образования - 3156 чел.
По специальности «Летная эксплуатация воздушных судов» в 2011 г. принято 790 студентов и курсантов, по специальности «Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства» - 334 чел. Отмечается высокий конкурс приема на специальность «Летная эксплуатация воздушных судов» - от 5 до 7 чел. на место. В 2011 году ВУЗы выпустили 2482 специалиста, филиалы СПО - 1689 специалистов.