Судьба любой собственности прямо зависит от воли ее хозяина, который вправе продать ее кому угодно, лишь бы он ею владел и распоряжался законно. Подтвердить или опровергнуть это может юридическая родословная собственности. Нужно учесть, что титул федеральной собственности присваивается не каждому и не любому имуществу государства, а только стратегическим объектам.
В марте 2006 года Распоряжением Правительства РФ таковым признан аэропорт Домодедово, который отнесен к категории критически важного для национальной безопасности объекта федерального уровня. Позднее, в марте 2008 г. в перечень аэродромов федерального значения, обеспечивающих осуществление полномочий Российской Федерации в области международных воздушных сообщений, был включен аэродром аэропортаДомодедово. Почему же, несмотря на столь высокие юридические регалии, объекты недвижимости аэропорта Домодедово теперь не федеральная собственность, а собственность кипрской компании «АСЬЕНДА ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД». В нее входят более 300 объектов недвижимости аэропорта, включая аэровокзальный комплекс и объекты топливно-заправочного комплекса. Это еще не все. Земельный кодекс РФ, строго на строго запрещает предоставлять в частную собственность находящиеся в государственной собственности земельные участки, предоставленные для нужд транспорта. Вопреки ст.27 ЗК РФ в частной собственности кипрской компании в границах землеотвода аэропорта Домодедово находится 4 земельных участка общей площадью 4,15 гектара.
До начала приватизации Домодедовского производственного объединения в 1996 году весь аэропорт Домодедово был собственностью государства. Теперь же аэропорт кипрская собственность, где установлена государственная граница Российской Федерации и осуществляется российскими пограничниками таможенниками паспортный, таможенный, валютный и иной контроль. Самое удивительное, что все это происходит в международном аэропорту, осуществляющем полномочия Российской Федерации в области международных воздушных сообщений и имвладеет не государство, как того требует Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., а иностранный собственник. Потрясающе, нопассажирыаэровокзала, оказываются не на российской, а кипрской земле!?
Ведь теперь аэровокзал аэропорта Домодедово - собственность кипрской компании. Второго международного аэропорта с таким абсурдным статусом собственности в мире нет. Как правило, государства, стоя на страже общественных интересов, цепко держат собственность таких аэропортов при себе и близко к ней не подпускают никого, кроме себя. К этому их обязывает стратегическое значение международного аэропорта, а также конституционные и международно-правовые обязательства, которые несет государство - собственник подобных аэропортов. В эти обязательства входит поддержание и развитие экономики аэропортов, создание привлекательных условий для инвесторов, но делается это без утраты жесткого контроля над единым технологическим имущественным комплексом аэропортов. В России сделано все ровно наоборот и яркий пример тому - аэропорт Домодедово.
В период бурного увлечения приватизацией всего и вся интересы приватизации были поставлены выше интересов национальной безопасности и интересов общества. Примат приватизации над стратегическими и национальными интересами в сфере аэропортов признан Указом Президента от 24 декабря 1993 г., запретивший приватизацию только аэродромов федерального значения и объектов управления воздушным движением и этим ограничился, а приватизации аэропортов был дан зеленый свет.При этом было проигнорировано, что аэропорт, согласно ст.40 Воздушного кодекса включает аэродром, является неделимым государственным имуществом ивыведениеиз его составааэродрома, аэровокзала и т.д. ведет к утрате смысла целевого назначения аэропорта.
Так по вине государства в 90-е была поощрена приватизациячастиимущества федеральныхстратегических объектоваэропортов, чем и воспользовались сметливые приватизаторы тех лет,а это привело, в конечном итоге, к юридической капитуляции федеральной собственности аэропорта Домодедово, превращения ее в иностранную собственность. Указ 1993 г. был принят в условиях отсутствия международно-правового фильтра, проверяющего соответствие новых российских законов международным обязательствам России. Такого фильтра нет и сейчас. Именно поэтому приватизация аэропорта Домодедово была осуществлена без анализа ее совместимости с обязательствами по международному праву, общественными, экономическими и стратегическими интересами Российской Федерации.
Как аэропорт федерального значения Домодедово выполняет важные публичные функции по обеспечению интересов общества в сфере воздушных перевозок и обороны? Чикагская конвенция исключает полную независимость «международного аэропорта» от государства и возлагает на него основную ответственность за соблюдение и исполнение обязательств в этой области. Между тем приватизация аэропорта Домодедово привела к тому, что публичные функции, возложенные на аэропорт Домодедово, бесконтрольно осуществляют вместо государства иностранные компании, что прямо противоречит Конституции РФ и международному праву.Какую же выгоду принесла государству приватизация аэропорта Домодедово? Конечно, аэропорт в последние годы изменился в лучшую сторону.
Но наивно считать, что он похорошел за счет исключительных усилий кипрского собственника и управленцев с острова Мэн. Из кармана государства на содержание Домодедовоежегодно выделяется огромные бюджетные средства, которые вкладываются в кипрскую частную собственность и обогащают иноземного арендатора. Что имеет от этого государство, что оно получает за аренду аэродрома? Однидолги.Арендодатель ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово», сдающий аэродром и прочую федеральная собственность аэропорта, задолжал более 977 млн. рублей арендатору ЗАО «Международный аэропорт Домодедово», акции которого принадлежат компании с острова Мэн. Копеечная арендная плата в 93 мл.рублей в год смехотворна по сравнению с миллионными доходами, получаемыми иностранным собственником от эксплуатации Домодедово, бурным потоком уходящими за рубеж.
Таким образом, бывшая федеральная собственность справно обогащает таинственных иностранных собственников с островов Мэн иКипр, но не российскую казну, которая взамен ничего, кроме долгов, от иностранного арендатора не получает. Более того, иностранный собственник планирует взять в кредит еще один миллиард рублей, за который в конечном итоге будет расплачиваться, как и за прошлый кредит, российское государство, российский налогоплательщик. По-прежнему российские деньги будут вкладываться в кипрскую собственность, а в должниках будет государство и российский налогоплательщик.
Приватизация Домодедово в том виде как она была осуществлена, означает юридическую капитуляцию федеральной собственности, предназначенную обеспечивать интересы общества и государства, ведет к оккупации национальных стратегических объектов иностранным собственником. Допущенное государством головотяпство, поощряет захват других аэропортов федерального значения таким же образом, широкому клонированию домодедовского опыта по всей стране.Странное дело, территориальные претензии на Курилы успешно отвергаются, а здесь ключи от воздушных ворот столицы попали в руки чужеземцев и власть этот факт не беспокоит и не тревожит, так же и то, что при такой приватизации пущены под откос международные обязательства Российской Федерации, вытекающие из Чикагской конвенции 1944 г. в области международных аэропортов.Таковы особенности национальной приватизации аэропорта Домодедово, довольно живописно описанные в отчете Счетной палаты РФ в апреле прошлого года и где довольно четко и ясно расставлены все точки над i. Несмотря на это, государство бездействует и ничего не предпринимаетдля восстановления суверенной господствафедеральной собственностиаэропорта Домодедово,участвующего в осуществлении полномочий Российской Федерации в области международных воздушных сообщений, что идет в разрез с интересаминациональной безопасности, правам и законным интересам российских гражданграждан, противоречит международному праву.
А.Капустин-д.ю.н., профессор, Президент Российской ассоциации международного права;
А. Моисеев, д.ю.н. декан факультета«международное право» Дипломатической академии МИД РФ
В.Бордунов, профессоркафедры международного частного права Дипломатической академии МИД РФ, эксперт ИКАО
Компетентно: Сергей Гаврилов, Председатель Комитета по собственности Государственной думы : «Ситуация с аэропортом Домодедово выглядят по крайней мере странной и крайне запущенной. Недопустимо, когда российский пассажир аэровокзала dejure оказывается на кипрской территории. Думаю члены нашего комитета приложат все усилия, чтобы Россия не выглядела посмешищем в глазах остального мира».
Комментарий Московского аэропорта Домодедово
Пресс-служба Московского аэропорта Домодедово считает необходимым сообщить, что информация, содержащаяся в статье «Домодедово: Юридическая капитуляция федеральной собственности», не соответствует действительности в ключевых пунктах.
Так, утверждение, что «в марте 2006 года Распоряжением Правительства РФ аэропорт Домодедово…отнесен к категории критически важного для национальной безопасности объекта федерального уровня» не соответствует действительности. Распоряжения, на которое ссылаются авторы статьи, не существует, а Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ утвержден Указом Президента РФ от 4.08.2004 года N 1009. Аэропорт Домодедово в него не включен.
Согласно п.3. ст. 40 Воздушного кодекса РФ, «Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.»
Принимая во внимание, что аэродром аэропорта Домодедово является собственностью Российской Федерации, суждение о том, что аэропорт Домодедово - «кипрская собственность» - ложно.
Факт владения иностранной компанией недвижимым имуществом, находящимся на территории РФ, не делает площади данного недвижимого имущества, а также земельный участок, на котором оно находится, территорией иного государства (П.1 ст. 67 Конституции РФ определяет понятие территории РФ). Поэтому утверждение о том, что пассажиры оказываются на кипрской земле - безосновательно.
При этом сам факт нахождения объекта недвижимости внутри государственной границы Российской Федерации не означает, что такие объекты являются собственностью только Российской Федерации. Иное противоречит части 2 статьи 8, части 2 статьи 9, статье 35 Конституции Российской Федерации в соответствии с которыми признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, в том числе на землю.
Чикагская конвенция о международной гражданской авиации (Конвенция) 1944 года, на которую неоднократно ссылаются авторы статьи, также не содержит норм об исключительном праве собственности государства на аэропорты. Напротив, в Конвенции предусмотрены случаи, когда земельный участок под объектами международной гражданской авиации может передаваться в собственность международной организации (статья 72 Конвенции), однако это не означает утрату государством суверенитета над этой частью территории страны.
Также не соответствует действительности утверждение о том, что «из кармана государства на содержание Домодедово ежегодно выделяется огромные бюджетные средства». Бюджетные средства выделяются государством на реконструкцию объектов федеральной собственности (аэродром аэропорта Домодедово является собственностью Российской Федерации). На содержание аэродрома (очистку, обработку взлетно-посадочных полос, перронов, текущий ремонт искусственных покрытий, прочее) аэропорт Домодедово выделяет собственные средства. Так, в рамках текущего ремонта на поддержание состояния искусственных покрытий в 2011 г. Московским аэропортом Домодедово затрачено порядка 120 млн. рублей. В 2012 году на эти цели планируется потратить порядка 180 млн. рублей.
Удивляет также, что у авторов публикации до сих пор остались вопросы по приватизации аэропорта Домодедово. Процесс приобретения аэропорта в частную собственность многократно проверялся государственными органами. Законность приобретения прав на актив подтверждена решениями Высшего Арбитражного Суда (См. Постановление Президиума ВАС РФ от 24.10.2006 N 4017/05 по делу N А41-К1-11347/03; Постановление Президиума ВАС РФ от 30.09.2008 N 8356/08 по делу N А41-К1-10034/05; Постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.2007 N 6576/06 по делу N А41-К1-10183/05).
Подобная форма частно-государственного партнерства применяется не только в аэропорту Домодедово. «Международный аэропорт «Сочи», «Международный аэропорт «Краснодар», «Аэропорт «Анапа» входят в состав группы «БазЭл Аэро» инвестиционного холдинга «Базовый элемент» Олега Дерипаски. При этом из открытых источников известно, что Федеральная антимонопольная служба удовлетворила ходатайства кипрской компании "Transport AMD - 2 Limited" ("Транспорт АМД - 2 Лимитед") на приобретение 100% акций ОАО "Международный аэропорт "Краснодар", ОАО "Международный аэропорт "Сочи", ОАО "Аэропорт "Анапа".
Примерами других российских аэропортов, в управлении которых принимают участие иностранные компании, являются:
- аэропорт Пулково (в консорциум "Воздушные ворота северной столицы" входят ВТБ Капитал, компания Fraport AG, лидирующий мировой оператор аэропортов со штаб-квартирой во Франкфурте-на-Майне, и греческая инвестиционная группа Copelouzos),
- аэропорт в Хабаровском крае (корейская компания «Международный аэропорт Инчхон»).
Кроме того, участие иностранных компаний в управлении аэропортами нередко встречается в мировой практике (например, в Варне, Бургасе (Болгария), Пудуне, Сианье (Китай), Мексике, Польше и т.д.)
Не соответствует действительности и не основано на фактах утверждение о том, что аэропорт не делает отчислений в «российскую казну, которая взамен ничего, кроме долгов, от иностранного арендатора не получает». Московский аэропорт Домодедово является добросовестным налогоплательщиком – одним из крупнейших в Московской области. Ежедневно Домодедово отчисляет в казну более 24 миллионов рублей. Общая сумма налогов и страховых взносов, которые уплатили предприятия Московского аэропорта Домодедово в 2011 году составила более 8 млрд. 800 млн. рублей.
Приведенные аргументы дают все основания утверждать, что статья «Домодедово: Юридическая капитуляция федеральной собственности» от 1 марта 2012 года, подготовленная д.ю.н. А.Капустиным, д.ю.н. А.Моисеевым, профессором В. Бордуновым, содержит сведения, не соответствующие действительности.