Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Мнение

Домодедово: Юридическая капитуляция федеральной собственности

1 марта 2012 года / А.Капустин, А.Моисеев, В.Бордунов / Aviation EXplorer
 

Аэропорт Домодедово, некогда федеральная собственность, выставлен на продажу. В самом по себе этом факте вроде бы нет ничего предосудительного.

Судьба любой собственности прямо зависит от воли ее хозяина, который вправе продать ее кому угодно, лишь бы он ею владел и распоряжался законно. Подтвердить или опровергнуть это  может юридическая родословная собственности. Нужно учесть, что титул федеральной собственности присваивается не каждому и не любому имуществу государства, а только стратегическим объектам.
 
В марте 2006 года Распоряжением Правительства РФ таковым признан аэропорт Домодедово, который отнесен к категории критически важного для национальной безопасности объекта федерального уровня. Позднее, в марте 2008 г. в перечень аэродромов федерального значения, обеспечивающих осуществление полномочий Российской Федерации в области международных воздушных сообщений, был включен аэродром аэропортаДомодедово. Почему же, несмотря на столь высокие юридические регалии, объекты недвижимости аэропорта Домодедово теперь не федеральная собственность, а собственность кипрской компании «АСЬЕНДА ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД». В нее входят более 300 объектов недвижимости аэропорта, включая аэровокзальный комплекс и объекты топливно-заправочного комплекса. Это еще не все. Земельный кодекс РФ, строго на строго запрещает предоставлять в частную собственность находящиеся в государственной собственности земельные участки, предоставленные для нужд транспорта.  Вопреки ст.27 ЗК РФ в частной собственности кипрской компании в границах землеотвода аэропорта Домодедово находится  4 земельных участка общей площадью 4,15 гектара.
 
До начала приватизации Домодедовского производственного объединения в 1996 году весь аэропорт Домодедово был собственностью государства. Теперь же  аэропорт кипрская собственность, где установлена государственная граница Российской Федерации и осуществляется российскими пограничниками  таможенниками паспортный, таможенный, валютный и иной контроль. Самое удивительное, что все это происходит в международном аэропорту, осуществляющем полномочия Российской Федерации в области международных воздушных сообщений и имвладеет не государство, как того требует Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., а иностранный собственник. Потрясающе, нопассажирыаэровокзала, оказываются не на российской, а кипрской земле!?
 
Ведь теперь аэровокзал аэропорта Домодедово -  собственность кипрской компании. Второго международного аэропорта с таким абсурдным статусом собственности в мире нет. Как правило, государства, стоя на страже общественных интересов, цепко держат собственность таких аэропортов при себе и близко к ней не подпускают никого, кроме себя. К этому их обязывает стратегическое значение международного аэропорта, а также конституционные и международно-правовые обязательства, которые несет государство - собственник подобных аэропортов. В эти обязательства входит поддержание и развитие экономики аэропортов, создание привлекательных условий для инвесторов, но делается это без утраты жесткого контроля над единым технологическим имущественным комплексом аэропортов. В России сделано все ровно наоборот и яркий пример тому - аэропорт Домодедово.
 
В период бурного увлечения приватизацией всего и вся интересы приватизации были поставлены выше интересов национальной безопасности и интересов общества. Примат приватизации над стратегическими и национальными интересами в сфере аэропортов признан Указом Президента от 24 декабря 1993 г., запретивший приватизацию только аэродромов федерального значения и объектов управления воздушным движением и этим ограничился, а приватизации аэропортов был дан зеленый свет.При этом было проигнорировано,  что аэропорт,  согласно ст.40 Воздушного кодекса включает аэродром, является неделимым государственным имуществом ивыведениеиз его составааэродрома, аэровокзала и т.д. ведет к утрате смысла целевого назначения аэропорта.
 
Так по вине государства в 90-е была поощрена приватизациячастиимущества федеральныхстратегических объектоваэропортов, чем и воспользовались сметливые приватизаторы  тех лет,а это привело, в конечном итоге, к юридической капитуляции федеральной собственности аэропорта Домодедово, превращения ее в иностранную собственность. Указ 1993 г. был принят в условиях отсутствия международно-правового фильтра, проверяющего соответствие новых российских законов международным обязательствам России. Такого фильтра нет и сейчас. Именно поэтому приватизация аэропорта Домодедово была осуществлена без анализа ее совместимости  с обязательствами по международному праву,  общественными, экономическими и стратегическими интересами Российской Федерации.
 
 Как аэропорт федерального значения Домодедово выполняет важные публичные функции по обеспечению интересов общества в сфере воздушных перевозок и обороны? Чикагская конвенция исключает полную независимость «международного аэропорта» от государства и возлагает на него основную ответственность за соблюдение и исполнение обязательств в этой области. Между тем приватизация аэропорта Домодедово привела к тому, что публичные функции, возложенные на аэропорт Домодедово, бесконтрольно осуществляют вместо государства иностранные компании, что прямо противоречит Конституции РФ и международному праву.Какую же выгоду принесла государству приватизация аэропорта Домодедово? Конечно, аэропорт в последние годы изменился в лучшую сторону.
 
Но наивно считать, что он похорошел за счет исключительных усилий кипрского собственника и управленцев с острова Мэн. Из кармана государства на содержание Домодедовоежегодно выделяется огромные бюджетные средства, которые вкладываются в кипрскую частную собственность и обогащают иноземного арендатора. Что имеет от этого государство, что оно получает за  аренду аэродрома? Однидолги.Арендодатель ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово», сдающий аэродром и прочую федеральная собственность аэропорта, задолжал более 977 млн. рублей арендатору ЗАО «Международный аэропорт Домодедово», акции которого принадлежат компании с острова Мэн. Копеечная арендная плата в 93 мл.рублей в год смехотворна по сравнению с миллионными доходами, получаемыми иностранным собственником от эксплуатации Домодедово, бурным потоком уходящими за рубеж.
 
Таким образом, бывшая федеральная собственность справно обогащает таинственных иностранных собственников с островов Мэн иКипр, но не российскую казну, которая взамен ничего, кроме долгов, от иностранного арендатора не получает. Более того, иностранный  собственник планирует взять в кредит еще один миллиард рублей, за который в конечном итоге будет расплачиваться, как и за прошлый кредит, российское государство, российский налогоплательщик. По-прежнему российские деньги будут вкладываться в кипрскую собственность, а в должниках будет государство и российский налогоплательщик.
 
Приватизация Домодедово в том виде как она была осуществлена, означает юридическую капитуляцию федеральной собственности, предназначенную обеспечивать интересы общества и государства, ведет к  оккупации  национальных стратегических объектов иностранным собственником. Допущенное государством головотяпство,  поощряет захват других аэропортов федерального значения таким же образом, широкому клонированию домодедовского опыта по всей стране.Странное дело, территориальные претензии на Курилы успешно отвергаются, а здесь ключи от воздушных ворот столицы попали в руки чужеземцев и  власть этот факт не беспокоит и не тревожит, так же  и то, что при такой приватизации пущены под откос международные обязательства Российской Федерации, вытекающие из Чикагской конвенции 1944 г. в области международных аэропортов.Таковы особенности национальной приватизации аэропорта Домодедово, довольно живописно описанные в отчете Счетной палаты РФ в апреле прошлого года и где довольно четко и ясно расставлены все точки над i.  Несмотря на это, государство бездействует и ничего не предпринимаетдля восстановления суверенной господствафедеральной собственностиаэропорта Домодедово,участвующего в осуществлении полномочий Российской Федерации в области международных воздушных сообщений, что идет в разрез с  интересаминациональной безопасности, правам и законным интересам российских гражданграждан, противоречит международному праву.
 
А.Капустин-д.ю.н., профессор, Президент Российской ассоциации международного права;
А. Моисеев, д.ю.н. декан факультета«международное право» Дипломатической академии МИД РФ
В.Бордунов, профессоркафедры международного частного права Дипломатической академии МИД РФ, эксперт ИКАО
 
 
Компетентно: Сергей Гаврилов, Председатель Комитета по собственности Государственной думы : «Ситуация с аэропортом Домодедово выглядят по крайней мере странной и крайне запущенной. Недопустимо, когда российский пассажир аэровокзала dejure оказывается на кипрской территории. Думаю члены нашего комитета приложат все усилия, чтобы Россия не выглядела посмешищем в глазах остального мира».
 

Комментарий Московского аэропорта Домодедово

Пресс-служба Московского аэропорта Домодедово считает необходимым сообщить, что информация, содержащаяся в статье  «Домодедово: Юридическая капитуляция федеральной собственности», не соответствует действительности в ключевых пунктах.

Так, утверждение, что «в марте 2006 года Распоряжением Правительства РФ аэропорт Домодедово…отнесен к категории критически важного для национальной безопасности объекта федерального уровня» не соответствует действительности. Распоряжения, на которое ссылаются авторы статьи, не существует, а Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ утвержден Указом Президента РФ от 4.08.2004 года N 1009. Аэропорт Домодедово в него не включен.

Согласно п.3. ст. 40 Воздушного кодекса РФ, «Аэропорт -  комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.»

Принимая во внимание, что аэродром аэропорта Домодедово является собственностью Российской Федерации, суждение о том, что аэропорт Домодедово - «кипрская собственность» - ложно.  

Факт владения иностранной компанией недвижимым имуществом, находящимся на территории РФ, не делает площади данного недвижимого имущества, а также земельный участок, на котором оно находится, территорией иного государства (П.1 ст. 67 Конституции РФ определяет понятие территории РФ). Поэтому утверждение о том, что пассажиры оказываются на кипрской земле - безосновательно.

При этом сам факт нахождения объекта недвижимости внутри государственной границы Российской Федерации не означает, что такие объекты являются собственностью только Российской Федерации. Иное противоречит части 2 статьи 8, части 2 статьи 9, статье 35 Конституции Российской Федерации в соответствии с которыми признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, в том числе на землю.

Чикагская конвенция о международной гражданской авиации (Конвенция) 1944 года, на которую неоднократно ссылаются авторы статьи, также не содержит норм об исключительном праве собственности государства на аэропорты. Напротив, в Конвенции предусмотрены случаи, когда земельный участок под объектами международной гражданской авиации может передаваться в собственность международной организации (статья 72 Конвенции), однако это не означает утрату государством суверенитета над этой частью территории страны.

Также не соответствует действительности утверждение о том, что «из кармана государства на содержание Домодедово ежегодно выделяется огромные бюджетные средства». Бюджетные средства выделяются государством на реконструкцию объектов федеральной собственности (аэродром аэропорта Домодедово является собственностью Российской Федерации). На содержание аэродрома (очистку, обработку взлетно-посадочных полос, перронов, текущий ремонт искусственных покрытий, прочее) аэропорт Домодедово выделяет собственные средства.  Так, в рамках текущего ремонта на поддержание состояния искусственных покрытий в 2011 г.  Московским аэропортом Домодедово затрачено порядка 120 млн. рублей. В 2012 году на эти цели планируется  потратить порядка 180 млн. рублей.

Удивляет также, что у авторов публикации до сих пор остались вопросы по приватизации аэропорта Домодедово. Процесс приобретения аэропорта в частную собственность многократно проверялся государственными органами. Законность приобретения прав на актив подтверждена решениями Высшего Арбитражного Суда (См. Постановление Президиума ВАС РФ от 24.10.2006 N 4017/05 по делу N А41-К1-11347/03; Постановление Президиума ВАС РФ от 30.09.2008 N 8356/08 по делу N А41-К1-10034/05; Постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.2007 N 6576/06 по делу N А41-К1-10183/05).

Подобная форма частно-государственного партнерства применяется не только в аэропорту Домодедово. «Международный аэропорт «Сочи», «Международный аэропорт «Краснодар», «Аэропорт «Анапа» входят в состав группы «БазЭл Аэро» инвестиционного холдинга «Базовый элемент» Олега Дерипаски. При этом из открытых источников известно, что Федеральная антимонопольная служба удовлетворила ходатайства кипрской компании "Transport AMD - 2 Limited" ("Транспорт АМД - 2 Лимитед") на приобретение 100% акций ОАО "Международный аэропорт "Краснодар", ОАО "Международный аэропорт "Сочи", ОАО "Аэропорт "Анапа".

Примерами других российских аэропортов, в управлении которых принимают участие иностранные компании, являются:

- аэропорт Пулково (в консорциум "Воздушные ворота северной столицы" входят ВТБ Капитал, компания Fraport AG, лидирующий мировой оператор аэропортов со штаб-квартирой во Франкфурте-на-Майне, и греческая инвестиционная группа Copelouzos), 

- аэропорт в Хабаровском крае (корейская компания «Международный аэропорт Инчхон»). 

Кроме того, участие иностранных компаний в управлении аэропортами нередко встречается в мировой практике (например, в Варне, Бургасе (Болгария), Пудуне, Сианье (Китай), Мексике, Польше и т.д.)

Не соответствует действительности и не основано на фактах утверждение о том, что аэропорт не делает отчислений в «российскую казну, которая взамен ничего, кроме долгов, от иностранного арендатора не получает».  Московский аэропорт Домодедово является добросовестным налогоплательщиком – одним из крупнейших в Московской области. Ежедневно Домодедово отчисляет в казну более 24 миллионов рублей. Общая сумма налогов и страховых взносов, которые уплатили предприятия Московского аэропорта Домодедово в 2011 году составила более 8 млрд. 800 млн. рублей.  

Приведенные аргументы дают все основания утверждать, что  статья  «Домодедово: Юридическая капитуляция федеральной собственности» от 1 марта 2012 года, подготовленная д.ю.н. А.Капустиным, д.ю.н. А.Моисеевым,  профессором В. Бордуновым, содержит сведения, не соответствующие действительности.


А.Капустин, А.Моисеев, В.Бордунов


комментарии (13):

OlSter      02/03/2012 [01:56:02]#1
Почему-то правительство Германии не сильно беспокоит факт, что компания Фрапорт, которой принадлежит в том числе аэропорт Франкфурт-на-Майне, давно в частной собственности. Остатки своего пакета акций федеральное правительство продало ещё лет 5 назад.

Потому, что частная компания практически всегда более эффективна, чем государственная. Задача государства - определять правила игры и следить за их исполнением.

супер бывалый      02/03/2012 [10:09:03]#2
авторы забыли указать виновных, так как в дмд никакой приватизации не было, а был рейдерский захват при помощи лиц, которые и сейчас при власти.

ТОРГИ НЕОБХОДИМО ПРЕКРАТИТЬ, А ЕСЛИ И ПРОВОДИТЬ, ТО ГОСУДАРСТВУ, ТАК КАК "СОБСТВЕННИКИ" СВОЕГО ПРАКТИЧЕСКИ НИЧЕГО НЕ ВЛОЖИЛИ.

Дары Данайцев      02/03/2012 [11:33:19]#3
Зато аэропорт хороший

B211      02/03/2012 [13:37:25]#4
Почему подобные статьи появляются на кануне 4 марта и принятия заявок от претендентов на покупку аэропорта, а не пару и более лет назад???
Почему не пишут, что за 10 лет Домодедово ворвался в лидеры аэропортов России?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      02/03/2012 [15:23:25]#5
B211, ответ на ваш вопрос прост - большинство населения голосует за раскулачивание успешных бизнесменов и поддерживает этот курс партии. Только они не понимаю, что всё это добро им не достанется, а окажется в руках других олигархов, которые для создания этого капитала никакого труда не приложили, а всего лишь близки к власти.

avro      02/03/2012 [20:16:01]#6
Сравнение у Курилами рулит. Какая гадость.

tpgviking      02/03/2012 [23:42:39]#7
Даже если аэропорт и хороший это никак не отменяет факт его кражи. Если у вас украли машину и сделали капремонт, это не значит что она стала вашей собственностью. То же самое было и с Домодедово.

Перетрубатор      03/03/2012 [11:07:26]#8
ДМД было украдено рейдерами и то, что эти рейдеры оказались талантливыми бизнесменами не освобождает их от ответственности, поэтому не надо сравнивать Фрапорт, публичную, белую и прозрачную европейскую контору и мутную офшорную схему владения старых истлайновских контрабандистов

komissar      04/03/2012 [15:47:13]#9
перетрубатор +1000

denokan Эксперт «Aviation EXplorer»      04/03/2012 [21:41:54]#10
Надо было аэропорт оставить догнивать и разлагаться, я правильно мысли уловил?

Вместо того, чтобы сделать его лучшим в стране...

Бывший оптимист      04/03/2012 [22:04:07]#11
2 denokan:

3, 14здить не надо было.ДАЛ разваливать не надо было.Короче, ни у кого никаких претензий к Камню не было бы, если бы последний всё сделал по-честному, как тот же Фрапорт.

B211      06/03/2012 [19:11:36]#12
Ну да, рейдеры бесчинствовали 10 лет, при той же самой власти, а сегодня только выясняется, что украли? А как тогда назвать готовящуюся процедуру отчуждения акций ДМД в настоящий момент - трендовым словом принуждение к переговорам о продаже?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      06/03/2012 [21:48:45]#13
Если Каменщик сделал что-то незаконное, то прошу в суд. А то, что происходит сейчас - очередная демонстрация, что главный рейдер это государство.

С такой политикой у нашей экономики нет перспектив. Отнимать и делить до бесконечности неполучится. Ходорковский - Чичваркин - Каменщик - скоро доберутся и до вашего свечного заводика. И не у Каменщика отбирают аэропорт, они отбирают будущее у России.

А ещё я очень хочу посмотреть в глаза "поборникам справедливости" и патриотам, когда государство передаст Домодедово в управление иностранной управляющей компании (скорее консорциуму, как в Пулково, где управляют немцы, а наши участники на лишь на кормлении).





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer