Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Экспертное мнение

Закон принят, что дальше?

Почему мы в очередной раз оказались вне правового поля


5 декабря 2012 года / Александр Яковлев / Aviation EXplorer
 

Александр Яковлев
Заместитель Председателя Экспертного Совета в области ГА. Родился 28.04.1955 г., г. Красноярск, окончил Бугурусланское летное училище ГА в 1974 г., Ордена Ленина Академию ГА (ОЛА ГА) в 1980 г., факультет по переподготовке командно руководящих кадров ГА (ФПКРК ОЛА ГА) в 1984 г. Начальник первого в СССР Актюбинского ВЛУ ГА 1987-94 гг., пилот 1 класса, к.т.н.

Эксперт "Aviation EXplorer"

Бытует мнение, что в России суровость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Зачем нужно принимать законы, если мы не собираемся их исполнять? Так, 28.07.2012 г. были приняты изменения в Воздушный кодекс (ВК) Российской Федерации (ФЗ РФ от 28 июля 2012 г. N 129-ФЗ), а с 29.10.2012 года они вступили в силу, призванные изменить и гармонизировать нашу нормативно-правовую базу, приблизив ее к общепринятой во всем мире. Но, как часто у нас бывает, с самого начала что-то не заладилось и пошло не так как задумывалось.

Прежде всего, на кого эти изменения, да и сам Закон, направлены? В старой редакции ВК РФ было определено: на специалистов, входящих в "Перечни должностей авиационного персонала утверждаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти" (часть 1, абзац 3, ст. 52 ВК РФ). В новой редакции определили: на специалистов, входящих в "Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации, утверждаемых уполномоченными органами … в области гражданской авиации". До сих пор эти перечни специалистов не определены, не приняты, не утверждены. Значит, не на кого распространять действия всех принятых статей и всего закона в целом. Это, во-первых.

Во-вторых, изменились критерии, по которым специалисты могут быть отнесены к перечню специалистов авиационного персонала. Если в старой редакции ВК РФ было записано "К авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) …", то в новой редакции прописали  "… лица, которые имеют профессиональную подготовку…". В чем принципиальные различия? В старой редакции некоторые чиновники выражение "специальную подготовку" трактовали как специальное, т.е. профессиональное (связанное с получением специальности, профессии) образование. А "профессиональное образование" у нас существовало только двух видов: среднее профессиональное и высшее профессиональное образование (СПО и ВПО). Профессиональное образование по определению предусматривает получение профессии (т.е. профессиональную подготовку), и получение высшего (среднего) образования (определено Федеральными образовательными стандартами). Профессиональная же подготовка – это только приобретение профессии, специальности, квалификации без изменения образовательного статуса обучаемого. Новая редакция ВК РФ конкретизирует требования Закона для пилота, подчеркивая, что для него не важен образовательный уровень, важен уровень профессиональной подготовленности, обученности как специалиста, и соответствие требованиям, предъявляемым к пилоту.

В-третьих, новой редакцией ВК РФ предусматривается получение профессиональной подготовки не только в образовательных учреждениях, но и в "… образовательных подразделениях организаций". Это принципиально меняет ситуацию, расширяя область, где можно получить желаемую профессию (специальность), вовлекая в сферу подготовки авиакомпании (частный капитал), повышая ответственность авиакомпаний за качество подготовки специалистов и повышая эффективность всего образовательного процесса.

В-четвертых, принятые поправки в ВК РФ предусматривают создание новых (пять) или обновление существующих (два) федеральных авиационных правила (ФАП). Причем, только одни  "Правила проведения проверки соответствия лиц, и выдачи свидетельств", по ВК РФ, устанавливаются (утверждаются) Правительством Российской Федерации. Процедура утверждения всех остальных ФАПов ВК РФ не регламентируется. Исходя из полномочий, которыми наделен Минтранс РФ (Положение о Министерстве транспорта РФ, постановление правительства от 30 июля 2004 г. N 395), некоторые из перечисленных Правил могут быть рассмотрены и утверждены Минтрансом (см. п. 5.2.53.8.). Возникает естественный вопрос – а остальные Правила, кто будет рассматривать и утверждать? И почему одни правила утверждаются правительством, другие Минтрансом? Все правила – документы одного уровня, значит, и утверждаться должны одним уполномоченным органом. Если сравнить по иерархической значимости, Правила, определяющие "Требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала…"  и  Правила "…проведения проверки … и выдачи свидетельств", то становится очевидным, что первый - это основополагающий документ, а второй – это процедурный документ, определяющий технические вопросы (регламент) как необходимо выдавать свидетельства на основании существующих требований. Но основополагающий документ почему-то утверждается Минтрансом, а процедурный – Правительством?! Почему, может быть я чего-то не понимаю?

Нет смысла перечислять названия всех семи ФАПов, которые требует ст. 54 ВК РФ создать (переработать), но к упомянутым в Законе ФАПам следует добавить еще один, по мнению моих коллег, основополагающий. Первый ФАП необходимо назвать ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИМ и внести в него все термины и определения, которые мы используем при разработке нормативных документов. Тогда значительно меньше будет неточностей, расхождений в толковании и понимании основных и просто важных элементов для организации летной работы и обеспечения безопасности полетов.

Самым печальным является то, что все поправки в закон вступившие в действие с 29.10.2012 г., на самом деле реализованы быть не могут. Перечня специальностей специалистов, на который будет распространяться действие закона ВК РФ – нет, а к разработке всех остальных правил еще не приступали. Возникает масса вопросов. Будут ли скорректированы и учтены высказанные замечания? Когда появится "Перечень специальностей…"? Когда появятся все предусмотренные Законом Правила?  Но самое главное – зачем принимали закон, если мы не собирались по нему работать??? Почему мы в очередной раз оказались вне правового поля?


Александр Яковлев


комментарии (4):

Нужен совет      06/12/2012 [23:42:21]#1
Уважаемый Александр!
Абзац статьи 52 ВК РФ на сегодняшний день звучит не много не так, как Вы упомянули в своей статье, а именно - "Требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами", т.е. нет упоминания об уполномоченном органе в области авиации. И перечень авиационных специалистов в законодательстве РФ есть - это раздел II «Квалификационные характеристики должностей руководителей и
специалистов организаций воздушного транспорта» Приказа Министерства
здравоохранения и социального развития РФ от 29.01.2009 № 32 «Об утверждении
единого квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и
служащих».
Поправте, если заблуждаюсь.

ALEX5      08/12/2012 [22:43:21]#2
Дорогой коллега, задержался с ответом потому что некоторое время отсутствовал.
Я специально, в целях экономии места, не стал цитировать ст. 52 ВК РФ полностью. Вы совершенно верно привели последний абзац п. 1 ст. 52: "Требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами". А кто эти правила утверждает? ВК РФ прямо этого не определяет (я, кстати, говорю об этом в статье). В тех изменениях, которые приняты 28.07.2012 N 129-ФЗ предусматривается принятие СЕМИ различных ФАПов и только по двум из них - "Правила проведения проверки соответствия лиц, … а также правила выдачи указанных свидетельств". конкретно определено: " устанавливаются Правительством Российской Федерации", а по другому: "Требования к тренажерным устройствам и порядок их применения …" тоже определено: " устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации." В полномочиях Минтранса (Положение о Министерстве транспорта РФ, постановление правительства от 30 июля 2004 г. N 395, п. 5.2.53.8.), записано, что Минтранс утверждает: а) ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К АВИАЦИОННОМУ ПЕРСОНАЛУ; б) перечень профессий (должностей) и работ…; в) перечни должностей авиационного персонала. Таким образом, сделан вывод о том, что "Требования …" могут быть утверждены Минтрансом. Кто утверждает упомянутые в ВК РФ оставшиеся ЧЕТЫРЕ ФАПа???
Второе. "Перечень авиационных специалистов …" и "«Квалификационные характеристики должностей руководителей", который Вы упоминаете, это не просто два совершенно разных документа, это документы различных уровней. До принятия изменений в ВК РФ мы руководствовались "Перечнем должностей авиационного персонала…", это межведомственный документ утвержденным постановлением правительства, определявший какие категории должностей относятся к авиационному персоналу, он использовался целым рядом министерств и ведомств. В новой редакции ВК РФ к авиационному персоналу отнесены лица, вошедшие в "Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации, утверждаемые уполномоченными органами … в области гражданской авиации". Поэтому "Справочник должностей …", утвержденный приказом министра здравоохранения и социального развития РФ от 29.01.2009 № 32, который Вы приводите, таковым документом не является. Он всего лишь СПРАВОЧНИК для работников кадровых служб предприятий, имеющих авиационный персонал. Кстати, в отношение летного состава он не работает, потому что он не рекомендует принимать на работу вторых пилотов без стажа летной работы менее 2-х лет (все выпускники ЛУ) и не имеющих высшего образования (выпускники СЛУ).

МИГ-9      09/12/2012 [21:05:09]#3
Уважаемый Александр. Полностью с Вами согласен. Более того, некоторые ФАП открыто противоречат ВК, кокретно ФАП118 по получению СЛГ.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer