Прежде всего, на кого эти изменения, да и сам Закон, направлены? В старой редакции ВК РФ было определено: на специалистов, входящих в "Перечни должностей авиационного персонала утверждаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти" (часть 1, абзац 3, ст. 52 ВК РФ). В новой редакции определили: на специалистов, входящих в "Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации, утверждаемых уполномоченными органами … в области гражданской авиации". До сих пор эти перечни специалистов не определены, не приняты, не утверждены. Значит, не на кого распространять действия всех принятых статей и всего закона в целом. Это, во-первых.
Во-вторых, изменились критерии, по которым специалисты могут быть отнесены к перечню специалистов авиационного персонала. Если в старой редакции ВК РФ было записано "К авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) …", то в новой редакции прописали "… лица, которые имеют профессиональную подготовку…". В чем принципиальные различия? В старой редакции некоторые чиновники выражение "специальную подготовку" трактовали как специальное, т.е. профессиональное (связанное с получением специальности, профессии) образование. А "профессиональное образование" у нас существовало только двух видов: среднее профессиональное и высшее профессиональное образование (СПО и ВПО). Профессиональное образование по определению предусматривает получение профессии (т.е. профессиональную подготовку), и получение высшего (среднего) образования (определено Федеральными образовательными стандартами). Профессиональная же подготовка – это только приобретение профессии, специальности, квалификации без изменения образовательного статуса обучаемого. Новая редакция ВК РФ конкретизирует требования Закона для пилота, подчеркивая, что для него не важен образовательный уровень, важен уровень профессиональной подготовленности, обученности как специалиста, и соответствие требованиям, предъявляемым к пилоту.
В-третьих, новой редакцией ВК РФ предусматривается получение профессиональной подготовки не только в образовательных учреждениях, но и в "… образовательных подразделениях организаций". Это принципиально меняет ситуацию, расширяя область, где можно получить желаемую профессию (специальность), вовлекая в сферу подготовки авиакомпании (частный капитал), повышая ответственность авиакомпаний за качество подготовки специалистов и повышая эффективность всего образовательного процесса.
В-четвертых, принятые поправки в ВК РФ предусматривают создание новых (пять) или обновление существующих (два) федеральных авиационных правила (ФАП). Причем, только одни "Правила проведения проверки соответствия лиц, и выдачи свидетельств", по ВК РФ, устанавливаются (утверждаются) Правительством Российской Федерации. Процедура утверждения всех остальных ФАПов ВК РФ не регламентируется. Исходя из полномочий, которыми наделен Минтранс РФ (Положение о Министерстве транспорта РФ, постановление правительства от 30 июля 2004 г. N 395), некоторые из перечисленных Правил могут быть рассмотрены и утверждены Минтрансом (см. п. 5.2.53.8.). Возникает естественный вопрос – а остальные Правила, кто будет рассматривать и утверждать? И почему одни правила утверждаются правительством, другие Минтрансом? Все правила – документы одного уровня, значит, и утверждаться должны одним уполномоченным органом. Если сравнить по иерархической значимости, Правила, определяющие "Требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала…" и Правила "…проведения проверки … и выдачи свидетельств", то становится очевидным, что первый - это основополагающий документ, а второй – это процедурный документ, определяющий технические вопросы (регламент) как необходимо выдавать свидетельства на основании существующих требований. Но основополагающий документ почему-то утверждается Минтрансом, а процедурный – Правительством?! Почему, может быть я чего-то не понимаю?
Нет смысла перечислять названия всех семи ФАПов, которые требует ст. 54 ВК РФ создать (переработать), но к упомянутым в Законе ФАПам следует добавить еще один, по мнению моих коллег, основополагающий. Первый ФАП необходимо назвать ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИМ и внести в него все термины и определения, которые мы используем при разработке нормативных документов. Тогда значительно меньше будет неточностей, расхождений в толковании и понимании основных и просто важных элементов для организации летной работы и обеспечения безопасности полетов.
Самым печальным является то, что все поправки в закон вступившие в действие с 29.10.2012 г., на самом деле реализованы быть не могут. Перечня специальностей специалистов, на который будет распространяться действие закона ВК РФ – нет, а к разработке всех остальных правил еще не приступали. Возникает масса вопросов. Будут ли скорректированы и учтены высказанные замечания? Когда появится "Перечень специальностей…"? Когда появятся все предусмотренные Законом Правила? Но самое главное – зачем принимали закон, если мы не собирались по нему работать??? Почему мы в очередной раз оказались вне правового поля?