Пока Россия проигрывает иностранным конкурентам практически во всех отраслях, кроме добычи полезных ископаемых. Обрабатывающие отрасли промышленности и сельское хозяйство находятся в стадии начального этапа интеграции в мировое промышленное сообщество – за исключением немногих предприятий1. Провозглашаемые программы развития реализуются недостаточно быстрыми темпами. Государственная поддержка российского товаропроизводителя существует пока только на декларативном уровне2.
В 2012 году Россия принята в ВТО. Структура организации ставит нас в очень сложное уязвимое конкурентное положение. Членами ВТО являются государства либо их объединения (ЕС).В международном разделении труда Россия выполняет функции сырьевого придатка3 для обрабатывающих отраслей развитых стран4. Ниши высоких технологий и производств продукции с высокой долей добавленной стоимости переполнены представителями развитых стран. Какие-либо изменения в этой области представляются маловероятными.
Корпоративный уровень в ВТО представляют, в основном, транснациональные компании5, имеющие глобальные или континентальные масштабы деятельности. В то же время, за редким исключением российские компании мононациональны (по определению) и действуют в границах собственного государства или даже региона. Массовое внедрение наших компаний в ближайшее время на рентабельные6 рынки товаров и услуг за пределами наших границ представляется маловероятным.
В институт наблюдателей ВТО входят ООН – основной инструмент внешней политики США и их союзников, а также МФВ и Всемирный Банк – основные инструменты финансовой политики США (и их союзников). В обозримом будущем снижение влияния этих организаций на глобальные социально-экономические процессы представляется совершенно не вероятным.
Текущее состояние мировых рынков можно описать двумя словами – кризис платежеспособности. В классических терминах – глобальное перепроизводство товаров и услуг7. Примечательно, что современный кризис перепроизводства характеризуется относительно низкой загрузкой мировых производственных мощностей. Вступление России8 в ВТО позволит иностранным компаниям в режиме наибольшего благоприятствования внедриться на наш рынок без существенного наращивания производственного потенциала. Следует ожидать лавинообразного нарастания иностранного присутствия в России. Возможны несколько сценариев. При этом, можно говорить лишь о сроках вытеснения российских компаний с российского рынка9 товаров и услуг, в том числе, вертолетных. В наиболее оптимистичном варианте для этого потребуется 9-12 лет, в наиболее пессимистичном – 5-710. Исключение составляют некоторые компании обрабатывающего, сырьевого и топливно-энергетического профиля.
Сегодня понятно, что карта рынка вертолетных услуг в России изменится в течение ближайших нескольких лет. Именно поэтому, Российским коммерческим вертолетным операторам в ближайшее время необходимо определить и избрать генеральные стратегии для достижения своих целей в будущей конкурентной среде.
Такими стратегиями могут быть:
- срочная подготовка своих компаний к выживанию11 в условиях конкуренции с крупнейшими международными вертолетными операторами / картелями операторов12 (посредством достижения достаточного уровня производительности и экономической эффективности, снижения производственных и непроизводительных затрат, улучшения качества и безопасности предоставляемых услуг);
- перемещение в секторы / ниши рынка вертолетных услуг, которые в ближайшее время, возможно13, не будут интересны крупным международным вертолетным операторам / картелям операторов (обслуживание мелких/малорентабельных/специфичных потребителей вертолетных услуг в труднодоступных отдаленных районах, санавиация, ЛПР, АСР и т.д.);
- предпродажная подготовка своих компаний для максимально выгодной реализации иностранным операторам14;
- своевременный переход в другие виды бизнеса15.
1 В 2010-м состоялся форум крупнейших предприятий Екатеринбурга. Самым крупнейшим из них был Мегафон.
2 Китайские компании (особенно, экспортеры) пользуются неограниченной поддержкой государства, в том числе, (плохо) завуалированной угрозой военной поддержки.
3 См. структуру экспортно-импортных операций России… в сравнении с Китаем, например.
4 А также развивающихся, – например, для Китая и Индии.
5 А также национальные, – например, китайские.
6 На нерентабельные – без ограничений. Классический пример – покупка «ЛУКОЙЛом» сети заправок (кроме России нерентабельны практически по всему миру) в США.
7 Кстати, лукавство статистики – оценка ВВП в денежной форме. В НАТУРАЛЬНОМ выражении ВВП Китая больше, чем ВВП США (ВВП России = ВВП не самого большого штата США). Китай вступал в ВТО, для того чтобы покрыть дисбаланс между производственными мощностями и емкостью внутреннего рынка за счет внешних рынков сбыта.
8 Заслуживает любой оценки – от 0 и ниже. Мотивация Китая – см. 7. Наша мотивация – «вступление в ВТО ЗАСТАВИТ отечественного товаропроизводителя стать эффективнее». Вариант, что отечественный товаропроизводитель умрет, не успев стать эффективным, похоже, даже не обсуждался.
9 Китайский ширпотреб вытеснил почти всех производителей почти со всех рынков, в том числе, весьма защищенных всевозможными барьерами. Китай (и Индия) долго и тщательно готовились к вступлению в ВТО, осуществив структурно-системную модернизацию всего хозяйственного комплекса.
10 Применялись азиатские модели захвата рынков. Учитывая, что в вертолетной отрасли господствуют англосаксонские государства и примкнувшие к ним романо-германские, сроки можно немного растянуть… если вертолетами вдруг не заинтересуется Китай. Кстати, вероятно, в течение немногих лет Китай опередит Россию по числу космических запусков. Через несколько (3-7) лет Китай, весьма вероятно, достигнет паритета с США по тоннажу ОМП и парку средств доставки (пораженческие СНВ Китай не признаёт и не признает).
11 С конца 80-х (ключевые события – в 1987-м в США и в 1989-в в Японии) годов выживание в стратегической перспективе считается приоритетной целью хозяйственно-экономической деятельности компании. Реализуется принцип – «победитель получает все» (в стратегическом маркетинге говорят «выживший получает все рынки»).
12 Вероятно образование картелей зарубежных операторов с целью ускорения вытеснения российских конкурентов с российского рынка вертолетных услуг. CHC на Каспии и Bristow на Тихом океане очень хорошо подтверждают эту идею.
13 Некоторые сценарии предполагают внедрение зарубежных вертолетных операторов через (но не только) эти ниши. Механизм – покупка мелких компаний и/или аренда частных вертолетов, задействованных в требуемых нишах. Стратегию следует считать второстепенной, поскольку, вероятно, в эти ниши мы будем выдавлены иностранными конкурентами помимо нашего волеизъявления.
14 Лето-2012: зафиксировано увеличение предложений на продажу мелких вертолетных операторов.
15 В сущности, проблематично. Переход на новые виды бизнеса сложная задача и для более развитых видов бизнеса.
Риски
российских вертолетных операторов в новой конкурентной среде
Аксиома (теорема) экономикс:
- Компания, обладающая конкурентным преимуществом, имеет бόльший положительный эффект от внешних стимулирующих действий в сравнении с компанией, не обладающей конкурентным преимуществом;
- Компания, обладающая конкурентным преимуществом, имеет мéньший отрицательный эффект от внешних депрессирующих действий в сравнении с компанией, не обладающей конкурентным преимуществом.
1. У российских авиакомпаний – более высокий уровень затрат по отношению к качеству предоставляемых услуг и более высокая налоговая нагрузка в сравнении с зарубежными конкурентами.
Следствие – риск1 экономической эффективности, то есть, более низкой рентабельности производственной деятельности российских авиакомпаний в сравнении с зарубежными. На российском рынке, «с натяжкой», рентабельность отечественных и зарубежных операторов можно предположить, что будет близка. Однако, за счет более высокой рентабельности на мировых рынках, зарубежные операторы будут более эффективными.
1 Термин «риск» здесь не полностью покрывает опасности. «Риск» предполагает вероятность – по умолчанию менее 1 (100%). Более низкая рентабельность российских вертолетных операторов – достоверное событие, поскольку имеет вероятность, равную 1 (100%-й риск).
Возможные действия (здесь и далее – наши действия):
- Разработка и выполнение программ по снижению расходов;
- Фактор времени – на стороне зарубежных конкурентов;
- Выбор типов вертолетов, которые имеют наилучшие экономические характеристики;
- Ключевой критерий – соотношение «эффективность / цена»;
- Снижение налоговой нагрузки на вертолетный бизнес российских авиакомпаний:
- Зарубежные компании традиционно пользуются государственными налоговыми льготами2, особенно, при работе за рубежом;
- Налоговая дискриминация проблематична в рамках ВТО вследствие принципа РНБ (режима наибольшего благоприятствования);
Равные налоговые меры – см. аксиому.
- Селективный режим благоприятствования для авиакомпаний российской регистрации по отношению к авиакомпаниям иностранной регистрации:
- Проблематично в рамках ВТО – как на государственном, так и на корпоративном уровне вследствие принципа РНБ;
- Вероятный положительный эффект парируется приобретением российских авиакомпаний.
2 Компании США почти не платят корпоративные налоги.
2. Российские авиакомпании не имеют кредитной истории в зарубежных банках и международного кредитного рейтинга.
Следствие – кредитный риск3, то есть, более высокая процентная ставка по облигационным займам / кредитам.
3 Здесь – также 100%-й риск. Дополнительно следовало бы учесть фактор обслуживания и/или кредитования в одном банке (консорциуме банков) зарубежного заказчика / оператора / сервисной компании / производителя. Обслуживание всей связки (от изготовления болтика до потребления услуги) существенно снижает риск для банка, следовательно, позволяет поддерживать более низкую процентную ставку. Формализовать (определить дифференциал процентных ставок) степень этого риска чрезвычайно затруднительно.
Возможные действия:
- Переход на обслуживание в крупнейшие зарубежные банки:
- Недоступно большинству российских авиакомпаний;
- Переход не устраняет страновый (суверенный) риск, вследствие чего процентная ставка для российских авиакомпаний в обозримом будущем будет существенно (кратно) выше;
- Срочное формирование безукоризненной кредитной истории:
- Фактор времени – на стороне зарубежных конкурентов; кредитная история формируется в течение ряда лет (декад).
3. Существенная доля расходов российских вертолетных операторов на ВС (комплектующим) иностранного производства номинирована в иностранной валюте – лизинговые платежи и подготовка / переподготовка персонала непосредственно, амортизационные отчисления опосредованно.
Основные доходы номинированы в национальной валюте.
Следствие – валютный риск снижения рентабельности при неблагоприятном изменении обменного курса национальной валюты.
Возможные действия:
- Изменение стратегии Центрального Банка РФ, как минимум (в том числе, парадигмы курсообразования национальной валюты):
- В обозримом будущем – совершенно не вероятно.
4. Кадровый риск – переход наиболее подготовленного летного / технического / управленческого персонала на работу в зарубежные авиакомпании4.
4 Корпоративный патриотизм заканчивается там, где начинаются задержки платежей по кредиту. Угроза весьма высока. К примеру, Лето-2012: зафиксирован переход ВСЕГО летного персонала из одной российской авиакомпании в другую. В течение одного рабочего дня. Для того чтобы полностью и навсегда блокировать деятельность всех (или, хотя бы, конкурентоспособных) российских вертолетных операторов, достаточно одномоментно нанять их наиболее квалифицированный летный персонал и… отправить в последующий оплачиваемый отпуск на неопределенное время (время будет не очень продолжительным). Можно только надеяться, что иностранным операторам такое не придет в голову. Любой думающий бизнесмен поступил бы именно так – дешево, быстро и насмерть.
Возможные действия:
- Комплекс законодательных, налоговых, договорных, социальных мер по ограничению такого перемещения персонала:
- Законодательные (налоговые) заградительные меры проблематичны из-за РНБ; элиминация риска в рамках авиакомпаний повысит затратную составляющую.
5. В Россию уже внедрились/интенсивно готовятся внедриться крупные и экономически эффективные операторы, обладающие избыточными производственными мощностями, значительными финансовыми ресурсами и опытом работы в разнообразных политических, географических и климатических зонах.
Следствие – риск, обусловленный эффектом масштаба (а также запасом финансовой устойчивости), позволяющий им осуществлять демпинговую ценовую политику на российском рынке.
Возможные действия:
- В ближайшем будущем – укрупнение российских авиакомпаний, объединение ресурсов, заключение альянсов и соглашений о взаимной поддержке российских вертолетных операторов:
- Проблематично вследствие традиционной междоусобицы владельцев вертолетного бизнеса.
6. Риск более низкого уровня безопасности полетов и культуры вертолетной деятельности5.
5 Bristow – TargetZeroAccidents (на деле, а не на словах). PHI – блистательная программа SMS.
Предположительно, риск – не 100%-й. Национальная специфика – на нашей стороне, поскольку мы к ней в какой-то степени адаптированы. Зарубежные конкуренты потеряют либо темп экспансии, либо безопасность. Следует учитывать, что законодательный и прочий хаос в России – явление не вечное. Российские власти будут вынуждены подтянуть российских эксплуатантов к международным стандартам, либо удалить с рынка.
Возможные действия:
- Повышение безопасности работ;
- Внедрение SMS (Safety Management System) в повседневную деятельность авиакомпаний на практике.
7. Дефицит в России юристов, имеющих достаточно высокий уровень теоретической подготовки в области международного, в том числе, англо-саксонского права и достаточный опыт в международном судопроизводстве.
Следствие – юридический риск неблагоприятного исхода судебных процессов6 по защите интересов российских вертолетных операторов в международных судебных инстанциях, в том числе, в Комиссии по Урегулированию Споров ВТО.
6 Судиться придется часто и подолгу. Уникальным прецедентом является Китай, который не подстраивается под нормы ВТО, а изменяет их в своих интересах – если не де-юре, то де-факто. Торговые войны между США и Китаем завершились поражением США, а восточнее Урала – уже сейчас больше дилеров по китайским грузовикам, нежели дилеров КамАЗа.
Возможные действия:
- Массовое обучение юристов теории и практике работы в англо-саксонском прецедентном праве:
- Нет времени;
- Наем юристов, имеющих соответствующую подготовку и опыт работы:
- Нет денег – квалифицированные юристы-международники стоят баснословно дорого.
8. Исходя из предположения, что Заказчики заинтересованы в услугах, наиболее полно соответствующих их запросам, высока вероятность, что российские Заказчики воспользуются услугами зарубежных вертолетных операторов, в том числе, посредством механизма аукционов / тендеров.
Следствие – комплексный риск снижения конкурентоспособности и/или сужения рынка.
Возможные действия:
- Улучшение качества используемых вертолетов – модернизация, замена современными типами:
- В ограниченных масштабах доступно только самым крупным авиакомпаниям;
- Побочный эффект (крайне негативный) – переход на новые типы (с более дорогой стоимостью летного часа) психологически готовит российского Заказчика к мировым ценам7;
- Повышение уровня производственной культуры и профессиональной подготовки персонала:
- Доступно всем, но сколько времени потребуется на изменение российского менталитета в целях повышения производственной культуры?
- Освоение видов работ, выполняемых зарубежными операторами:
- К практическому выполнению этих работ нас не допускали ранее и, вероятно, уже не допустят в дальнейшем, т.к. подготовка обойдется дорого – без всяких гарантий на получение требуемой рентабельности, то есть, на последующую окупаемость проектов;
- Повышение регулярности и безотказности предоставления услуг:
- Принципиально ничто не противодействовало (и не противодействует) этим параметрам; конкурентоспособная регулярность и безотказность не обеспечивается вследствие дефицита производственных мощностей;
- Создание современной базы обслуживания и ремонта вертолетов:
- В ограниченных масштабах доступно только самым крупным авиакомпаниям.
7 К примеру, по прошествии недолгого времени низкая каталожная цена убыточных изделий отечественного автопрома перестала быть конкурентным преимуществом. Потребитель адаптировался к иному уровню цен (этот процесс происходит параллельно с осознанием потребителем ключа «эффективность (качество) / цена»). В результате, отечественный автопром ныне не существует как отрасль. Зарубежный автопром благоденствовал в России – задолго до вступления в ВТО. То же касается специальной техники и оборудования (например, в нефтегазовой отрасли) и услуг сервисных компаний (например, в нефтегазовой отрасли). Следует учитывать, что вертолетные операторы – такие же поставщики услуг. Следует также учитывать, что зарубежные вертолетные операторы очень тесно связаны с зарубежными нефтяными (в том числе, сервисными) компаниями.
В данном материале мы рассмотрели основные риск без рассмотрения рисков второго порядка, возникающих вследствие наших неадекватных действий и контр мер, предпринимаемых нашими зарубежными конкурентами. Также не рассмотрена синергия категорий рисков, то есть, ситуация, когда эффект от суммы нескольких (всех) рисков превышает сумму эффектов от нескольких (всех) рисков. Мы полагаем, что в первом приближении описанные риски (с незначительной терминологической и отраслевой адаптацией) характерны и для вертолетных сервисных компаний (ТО и Р), и для производителей вертолетов (комплектующих).
Дополнительные (не всегда бесспорные) материалы по теме «Россия – ВТО» можно посмотреть на ресурсе nextrus.ru.