Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Экспертное мнение

Европа вводит плату за свободу передвижения

8 ноября 2011 года / А.Капустин, Б.Елисеев, В.Бордунов / Aviation EXplorer
 

С Нового года пассажиры международных рейсов России, США, Китая, Индии и других стран, направляющихся в Европу или через нее, должны будут платить, помимо сборов и пошлин, за «порчу» европейского воздуха.

Естественно, плата будет взиматься не с них, а непосредственно со всех без исключения иностранных авиакомпаний, осуществляющих международные рейсы в Европу, а ее, как водится, перевозчики переложат на пассажира. Директива ЕС по торговле квотами на эмиссии парниковых газов в гражданской авиации вступит в силу с 1 января 2012 года. Ее принятие ЕС оправдывает тем, что самолеты загрязняют европейский воздух. Что правда, то правда. Самолеты не ладят с экологией. Но это не вся правда. Кто же больше портит европейский воздух –европейские или иностранные авиакомпании. Первые утюжат европейское небо денно и нощно. В день совершается порядка 40 тысяч рейсов. В 2010 году ими перевезено почти 750 миллионов пассажиров. В прошлом году российские перевозчики перевезли за рубеж 28 миллионов пассажиров и далеко не все они направлялись  в Европу. Цифра предельно скромна по европейским меркам и несопоставима с объемами внутренних европейских перевозок. Статистика свидетельствует: европейские компании – главные виновники загрязнения «своего» воздуха. Однако по еэсовской математике выходит, что платить за порчу европейского воздуха больше будут иностранные, а не европейские авиакомпании, что несправедливо и отдает дискриминацией. Ведь, покупка квот ЕС обойдется Аэрофлоту в 2012 году в 40 миллионов евро, а к 2025 году сумма достигнет 800 миллионов.

Конечно, значительному числу россиян поездки в Европу станут не по карману. Наладившейся было свободе передвижения между Россией и Европой по воздушным сообщениям грозит упадок. Невостребованным может оказаться безвизовый режим между Россией и Европой. Таким образом, торговля квотами наносит смертельный удар по свободе передвижений, гарантированной Европейской конвенцией о защите прав и свобод человека. Часто поучая, как надо уважать и соблюдать права человека, ЕС фактически устанавливает экологическую дань за свободу передвижений, что неприемлемо с точки зрения принципа верховенства права, закрепленного в конвенции. За всю историю ее существования еще никто не пытался так откровенно поставить на рельсы коммерциализации права  человека. Торговля квотами кладет этому начало и попустительствовать этому ни в коем случае нельзя. В решениях Европейского суда по правам человека в Страсбурге есть достаточно примеров осуждения  произвольного ограничения свободы передвижения. Именно они дают основание квалифицировать действия ЕС по торговле квотами в области гражданской авиации как нарушение гарантий свободы передвижений, закрепленных в конвенции. Торговля квотами с точки зрения конвенции противоправна и незаконна. Взимание платы за международные полеты ведет к  установлению  коммерческих ограничений пользования свободой передвижения в международных воздушных сообщениях, что прямо и непосредственно затрагивает права и законные интересы широкого круга российских граждан, пользующихся услугами международных авиакомпаний. Заставляя их покупать квоту, ЕС грубо нарушает давно установившийся мировой порядок в области международных воздушных сообщений. Ни Чикагская конвенция 1944 г., ни двусторонние соглашения о воздушном сообщении не устанавливают и не требуют никаких экологических плат и компенсаций за осуществление международных полетов в воздушном пространстве иностранных государств. Разрешение на такие полеты оформляется не за плату, а на основании либо двусторонних соглашений о воздушном сообщении или национального закона. По своей природе разрешения имеют административный характер и ими не принято торговать. Такова мировая практика, установившаяся еще в 20-е годы прошлого столетия. Почин ЕС установить торговлю квотами в корне ее меняет и по существу ломает установившийся мировой порядок в области международных воздушных сообщений.

Действие директивы ЕС по торговле квотами  не ограничивается европейской территорией, а распространяется на территории всех суверенных государств, а также Мировой океан и предусматривает взимание дани  не только за  европейский участок полета, но и за весь маршрут, откуда бы он ни начинался. Для российских перевозчиков это означает оплату полного маршрута, например, Москва-Лондон, Новосибирск-Барселона, Владивосток-Париж и т.д. Другими словами, за пролет российского участка международного маршрута в Европу деньги наши перевозчики должны будут платить Брюсселю. С какой стати?

Обязывая национальных перевозчиков платить даже за национальный участок маршрута международного полета, ЕС нарушает суверенитет других государств, вторгается в их территориальные границы и юрисдикцию. Распространяя действие директивы на иностранные территории, ЕС  посягает на принцип невмешательства во внутренние дела, закрепленный в Уставе ООН. Однако этим директива не ограничивается.

По ее смыслу, даже если самолет вылетел из Австралии и пересек множество границ, пролетел над открытым морем, международными проливами и архипелажными водами, плата будет взиматься за все время полета из аэропорта отправления в Австралии до аэропорта назначения в Европе. Таким образом,  на свободу полетов над открытым морем ЕС накладывает серьезное финансовое бремя. На полеты по международным маршрутам, проложенным в открытом море, международных проливах и архипелажных водах в сторону Европы, ЕС также намерен взимать плату. что прямо противоречит Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Вряд ли политику комерциализации свободы полетов над открытым морем воспримет мировое сообщество и ИКАО. Ведь она подрывает целостность свободы морей, обоснованную еще в XYIII веке великим голландским юристом - международником Гуго Гроцием.

1 января не за горами. Государство и юридическая наука должны объединить усилия для защиты интересов российских перевозчиков и пассажиров.

 

Анатолий Капустин, Президент Российской ассоциации международного права,  д. ю. н, профессор;

Борис Елисеев, ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации, д. ю. н., профессор;

Виталий Бордунов, профессор, эксперт ИКАО


А.Капустин, Б.Елисеев, В.Бордунов


комментарии (13):

Кадет      08/11/2011 [09:06:15]#1
Так вроде Аэрофлот давно и нещадно дерёт за "порчу" воздуха над Сибирью. А как самих к кассе попросили - караул. И второе, в Европе давно наценка на билет за экологию а билеты по-прежнему дешевле чем в РФ. В чём дело, уважаемые эксперты?

Orion      08/11/2011 [10:07:22]#2
Я бы сказал радикально дешевле!

RIANERO      08/11/2011 [10:39:12]#3
Дело не в ценах на билеты, а в позиции государства. А если говорить совсем прямо, то как раз в отсутствии этой позиции.
Американцы и китайцы публично жёстко отстаивают своё мнение по этому вопросу.
Российские же авиакомпании пока на свой страх и риск ведут процесс вхождения в EU ETS с 2009 года. И за это время никто из государственных мужей не озвучил чёткую политику России в этом вопросе.
А пора бы ...

Кадет      08/11/2011 [13:28:45]#4
Чтобы позицию показывать, надо её иметь. А с этим в РФ нынче большой напряг.

pylon101      08/11/2011 [23:07:41]#5
При всем уважении к экспертам, мнение представляется слишком поспешным, аргументы слабыми, а предсказания последствий - беспредельно мрачными.

Denny77      09/11/2011 [17:24:14]#6
Эхх... Эксперты у нас не те.

1) Торговля квотами идет давно и активно. Россия сильна тем, что по NO2, CO2 у нее есть профицит, в отличие от Европы. Это регулируется протоколом Киото, который ратифицирован Россией.
2) Выбросы национальных перевозчиков Европы также оплачиваются в рамках квот этих стран. Т.е. если Германия хочет удерживать выбросы по авиации стабильными, она должна сократить выбросы где-то еще. А это деньги, инвестиции и т.д.
3) мрачная реальность, описанная в статье - это либо дешевая пропаганда, либо невежество людей ее пишущих: сейчас airbaltiсом лететь дешевле, чем аэрофлотом и т.д. - наши авиакомпании неэффективны по сравнению с европейскими, плюс еще мы, как покупатели билетов, поставлены в ситуации около монопольного доминирования крупных Ак.

Endokukrinolog      09/11/2011 [21:48:37]#7
Проблема России в однобокости позиции наших чинуш.

Во-первых, как справедливо замечено выше, у нас есть профицит квот. Куда, кстати, и в каком объеме идут деньги от них? Что- то "эксперты" ни гу-гу об этом.

Во-вторых, Аэрофлот получает вообще непонятно что - роялти не относятся к киотским квотам никаким боком, эта плата за БУМАЖНОЕ использование неба. Просто так. Небо народное - по конституции, а бабки за него - акционерные, частные. Что если и Евросоюз будет с нас роялти брать тоже?

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      12/11/2011 [08:43:33]#8
Господа комментаторы, вы даже не поняли, что речь идёт не о Киотском протоколе, а об иной системе торговли квотами - за эмиссию парниковых газов в авиации. Это чисто Европейское ноу-хау, против которого сейчас активно выступает не только Россия, но и США и другие страны. И устроено это квотирование таким образом, что наши авиакомпании оказываются изначально в проигрышном положении. По сути барьер развитию маршрутной сети наших перевозчиков в Европе.

Эти квоты определены для каждого перевозчика на основе мониторинга 2010 года. Так ка Европейские авиакомпании стагнируют, а российские растут, этот рост теперь нам встанет в копеечку. То есть, если когда-нибудь наш Аэрофлот будет перевозить столько же пассажиров в Европе что и Люфтганза, ему придётся платить за эмиссию парниковых газов в десятки раз больше чем немцам. Более того, согласно этой системе, если самолёт летит прямым рейсом из Владивостока в Гамбург, то оплачивать европейцам авиакомпания будет весь маршрут, включая тот, что проходит над нашей территорией. А получаемые от торговли квотами средства европейцы планируют направлять на развитие собственного авиапрома. Вот такая "арифметика".

Так что прежде чем "критиковать" уважаемых экспертов, разберитесь в сути вопроса.

ero      13/11/2011 [19:25:40]#9
Как бороться с "ноу-хау" ЕС, если у самих рыльце в пушку-"пролётные" есть только у нас и в Пакистане? Остаётся только плату за использование струйных течений ввести для полётов на восток.

GRV Эксперт «Aviation EXplorer»      13/11/2011 [23:04:21]#10
Пролётные были справедливы по сути, но не справедливы по распределению. К тому же, они при выполнении некоторых условий с 13 года перестанут выплачиваться. А европейский экологический "налог" не справедлив ни по сути, ни по распределению доходов, и он вводится навсегда.

Дядя      13/11/2011 [23:10:21]#11
Собственно позиция России озвучена, хотя и с большим скрипом. Пока ЕС ходит лесом.

Alex R      14/11/2011 [10:34:03]#12
США уже послали ЕС лесом в этом вопросе (и правильно сделали). По ходу США и Киотский протокол не подписали и не собираются. Все это способы делать деньги из воздуха, и не более того. Причем все понимают что страны вродее Китая все равно будут всех дурить и смысла в оных протоколах никакого.

Зил130      17/11/2011 [16:40:59]#13
На горизонте новый налог! На эмиссию газов собственно пассажиров!





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer