Уважаемый Игорь Евгеньевич!
Одной из актуальных проблем является состояние межрегионального авиасообщения. Особенно резко сократился объем перевозок на местных воздушных линиях, включая части страны, где воздушные перевозки являются единственным средством сообщения с остальной территорией России. Данное обстоятельство обусловлено сокращением парка отечественных самолетов малой емкости (до 60 кресел), что с учетом геополитической структуры нашей страны может привести к весьма нежелательным последствиям.
Следует отметить, что в рамках реализации поручений Президента Российской Федерации от 11 сентября 2011 года дотирование социальных маршрутов не сможет решить проблемы восстановления регионального авиасообщения, а субсидирование стоимости заемного финансирования в рамках лизинга сложно реализуемо с учетом того, что собственники воздушных судов - не резиденты Российской Федерации, самолеты находятся в иностранных реестрах и выделить стоимость финансирования из лизинговой ставки проблематично.
Предлагаю при разработке программы развития местных и региональных перевозок, принять следующие принципы:
1. Предусмотреть в программе субсидирования:
- Сохранение полного дотирования авиакомпаниям объективных (документально подтвержденных, за исключением административных) расходов по социально значимым рейсам. Источники дотирования - бюджеты субъектов Российской Федерации и федеральный, в равных долях;
- Федеральное дотирование российским авиакомпаниям нерегулируемых (в соответствии с приказом Минтранса РФ №110 от 02 октября 2000г.) тарифов на аэронавигационное и аэропортовое обслуживание для регулярных внутренних рейсов авиакомпаний, выполняемых на самолетах малой емкости (до 60 кресел). В качестве механизма дотирования по настоящему пункту использовать либо прямое дотирование авиакомпаний, либо обнуление указанных ставок сборов для авиакомпаний и компенсацию «выпадающих» доходов аэропортам и предприятиям аэронавигации.
- Исключение применения положений программы к рейсам, выполняемым через аэропорты Московского авиаузла, поскольку необходимость стимулирования таких перевозок отсутствует. Более того, необходимо в ближайшие годы разгрузить МАУ.
2. Внести изменения в приказ Минтранса РФ №110 от 02 октября 2000г. в части повышения уровня предельного тоннажа самолетов, на которые при определении ставок сборов распространяется понижающий коэффициент 0,5 с действующих 12 до 25 тонн.
3. Рассмотреть возможность установления нулевого уровня НДС для регулярных рейсов, выполняемых на самолетах малой емкости.
4. В качестве условия дотирования обязать авиакомпании, участвующие в программе, размещать в открытой продаже часть кресельной емкости по социальной цене.
5. В качестве условия дотирования обязать региональные аэропорты установить скидки на аэропортовое обслуживание по тем категориям услуг, которые не подлежат регулированию государством, для регулярных рейсов на самолетах малой емкости.
5. В качестве условия дотирования возложить на субъекты Российской Федерации обязанность принятия региональных программ поддержки региональной авиации, в том числе предоставление льгот для размещения на правах социальной рекламы информации о программах региональных перевозок на муниципальных рекламных площадках и в масс-медиа.
Таким образом, представляется возможным создать универсальный механизм стимулирования региональных авиаперевозок, с разграничением обязанностей и ответственности между авиакомпаниями, аэропортами, федеральным бюджетом и субъектами Федерации.
Прошу Вас, уважаемый Игорь Евгеньевич, учесть наши рекомендации при разработке федеральной программы субсидирования местных и региональных авиаперевозок.