26.09.2011 в аэропорту "Шарль де Голль" (Париж) инспекторами SAFA после 4-х часовой проверки было остановлено воздушное судно авикомпании "ВИМ-АВИА". Форма проведения инспекции, основания для остановки воздушного судна, а также действия инспекторов SAFA по окончании проверки, дают основания полагать, что со стороны инспекторов, проводивших проверку, имело место злоупотребление полномочиями, с целью задержания воздушного судна АК "ВИМ-АВИА".
Воздушное судно прибыло в Париж с целью выполнения серии чартерных рейсов Париж/Бейрут для ротации французского миротворческого контингента миссии ООН в Ливане на основании контракта АК "ВИМ-АВИА" с Организацией Объединенных наций, выигранного в результате тендера, объявленного ООН.
В ходе внешнего осмотра воздушного судна замечания выдавались нечетко сформулированные, в устной форме, без возможности предоставления объяснений со стороны летного и технического экипажа авиакомпании. На неоднократные требования представителей "ВИМ-АВИА" предоставить четко сформулированные замечания инспектора SAFA отвечали отказом. По окончании внешнего осмотра инспектор SAFA Laine Emmanuil устно объявил о своем решении остановить воздушное судно в связи с большим количеством выявленных дефектов, по прежнему отказавшись предоставить четко выраженные замечания или акт инспекционной проверки SAFA. Далее инспекторы SAFA прервали работу по разбору выявленных замечаний и без всяких объяснений со своей стороны вызвали полицию, которая не усмотрела в действиях экипажа компании каких-либо нарушений.
В связи с вышесказанным авиакомпания официально заявляет, что со стороны инспекторов SAFA, проводивших проверку, имело место злоупотребление полномочиями с целью задержания выполнения рейса, и дискредитации авиакомпании "ВИМ-АВИА". Об этом свидетельствуют форма проведения инспекции, основания для остановки воздушного судна, а также результаты последовавших за этим процедур по исследованию отклонений.
К сожалению, директивы Европейского Союза не содержат детального описания уровня ответственности инспекторов SAFA за необоснованное задержание воздушных судов и дискриминирующие авиакомпании действия.
Возможно, это продиктовано заботой о безопасности полетов на подконтрольной территории, но ставит под сомнение состоятельность национальных органов гражданской авиации, наделенной функцией надзора за поддержанием летной годности в подконтрольных им авиакомпаниях, и дает почву для злоупотреблений.
Авиакомпания "ВИМ-АВИА", одна из крупнейших авиакомпаний РФ, уже давно имеет аккредитацию при ООН и принимает активное участие в большинстве тендеров, выполняя около 10% чартерных пассажирских рейсов данной организации. Произошедший инцидент вполне можно объяснить попыткой дискредитации "ВИМ-АВИА" в глазах мирового сообщества в целом, и перед Организацией Объединенных наций в частности.
Ред. Программа перронных проверок SAFA давно является одним из проблемных вопросов во взаимоотношении России и Евросоюза. Об это в интервью Aviation Explorer рассказал заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов. «Проблема связана с унификацией правил проверки на перроне (SAFA), с тем, чтобы требования к воздушным судам, к уровню и качеству подготовки экипажа были одинаковыми, что в Мюнхене, что в Толмачёво или Курумоче, и с тем, чтобы тот инспекторский состав, который проводит проверку, работал по единому чек-листу». Действительно, наибольшее количество претензий к российским авиакомпаниям инспекторов SAFA вызвано именно различием российских и европейских стандартов. По этой причине периодически над отечественными авиакомпаниями нависает угроза попадания в «черный список». Однако, в большинстве случаев Минтрансу России удаётся отстоять позиции авиакомпаний и европейцы снимают свои претензии.