Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Статья

Танцы с «Тиграми» или Шоу боевых вертолетов

26 августа 2010 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer
 

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

Непрекращающиеся боевые действия в Афганистане вынуждают вновь и вновь возвращаться к вертолетной теме. Начало года «Тигра», ознаменовалось очередным всплеском внимания к боевым вертолетам. Откройте любое авиационное издание – везде винтокрылые монстры. Со страниц журналов, телевизионных экранов и сайтов смотрят ощетинившиеся своими прицелами, пушками, ракетами и головками наведения «Апачи», «Тигры», «Мангусты», «Линксы»… Сумасшедшие по красоте изображения. Чего стоит фотография «Тигра» в лучах заходящего афганского солнца перед вылетом на боевое задание. «Картина Репина»!

 
Сравните со снимками из Чечни: грязные, зачуханые, смертельно уставшие вертушки. И прямая противоположность: афганские, такие бодренькие, порой хулиганистые и блестящие. Не удивительно, как фотографы умудряются делать такие фотографии, даже не фотографии, а рекламные композиции – фотошоп! 

Описание комплексов авионики поражает любое воображение. Оборудование вертолетов шагнуло настолько далеко, что позволяет «видеть невидимое». Противник не спрячется за углом, ему не поможет никакое укрытие, ни покров ночи. Умная техника найдет его всегда и везде!

Но этого мало. Сегодня реклама боевых вертолетов переместилась с аэродромови аэрошоу в полевые лагеря и места боевых действий. Журналисты и редакторы ведущих западных вертолетных изданий уже давно стали своими на бетонке в Кабуле, Кандагаре, Баграме… Один за другим на общество выливаются  репортажи о «подвигах», в которых рассказывают, как тяжело работать в кабине вертолета: жара, пыль. Забыли, как тысячи советских вертолетчиков с песком на зубах работали нисколько не хуже в таких же, если не худших условиях.

Кстати, ни один из западных журналов или ТВ-каналов не показывает и не рассказывает о работе  русских вертолетчиков, словно и нет их в Афганистане. Это не наши экипажи Валерия Лихачева или Николая Паламарчука вытаскивают американские и голландские вертушки, пострадавшие при вынужденных посадках. Почему у президента США нашлись слова благодарности, а СМИ хвалят только своих, не зная меры? Ответ найдете в доходах на душу населения одних и в заработной плате  других. И станет ясно, чьи вертушки будут «таскать каштаны из огня».

Причина всплеска рекламной компании проста – кризис настолько сильно ударил по вертолетной отрасли, что даже лидер мирового вертолетостроения должен признать: единственное спасение – государственный заказ. А государственный заказ нужно отрабатывать. Ведь боевые вертолеты стоят не мало. «Тигр», например, один из самых дорогих вертолетов, более 40  млн. долларов. Еще на столько же придется «раскошелиться» на эксплуатацию. За такие деньги можно построить (для тех же афганцев) не одну газотурбинную электростанцию, мощностью не менее 20 МВт.

Кто может позволить себе «Тигры»? Самые богатые: Франция, Германия, Испания, Австралия! Как объяснить налогоплательщикам такие расходы? Вот и идут в ход красивые фотографии, красочные буклеты, захватывающие дух репортажи. Кинокадры о полетах над зеленкой, по руслам рек (ниже берегов) или вдоль  дорог(на высоте окон автобусов) – привлекательнее любых самых красочных авиашоу.

Зрители довольны. Однако в жизни не все столь красиво и однозначно. В Афгане реально пашут ржавые от песка «Кайовы», «Чинуки» и «Блэк Хоуки». Садятся на ограниченные горные площадки, подбирают раненных с висения. А европейские «Тигры» – демонстрируют боевые возможности. Афган – выставка боевых возможностей. Для сравнения, среднемесячный налет OH-58D Kiowa Warrior – 96,5 час/мес.,  CH-47 Chinook – 67, UH-60 Black Hawk – 47, «Тигр» – около 35. С августа прошлого года три «Тигра» (пара + один запасной), налетали 1000 часов. Далеко не массовая, и даже не опытная эксплуатация (опытных прототипов было больше). Четверть века назад в Афгане  рядовые «двадцать четверки» налетывали не меньше, но на передовицы центральных журналов не попадали. Кому война, а кому… Раньше  «Тигры» крутили фигуры на авиашоу и несли демо-потери (в Австралии),  теперь шоу боевых вертолетов переместилось в афганское небо.

Почему? Показывать, как работают транспортные машины, не интересно - не стреляют. А вот полеты на предельной малой, со стрельбой, да еще в ночных условиях, вот это да! Тащить на внешней подвеске или садиться на площадку в Афгане, в сто раз сложнее. Хорошо крутиться вне зоны досягаемости средств ПВО на удалении 2000 м. Фотографии, многочисленные интервью. Красота. Даже название красивое придумали «Отряд мушкетеров».

Мушкетеры дислоцируются в Кабуле – в международном аэропорту на бетонке. У них небольшая зона ответственности (меньше расход топлива, меньше взлетная масса, меньше нагрузки) и работают в основном ночью. Что касается высокого уровня исправности, не стоит обманываться. На регламентные работы, а по существу на ремонт, отправляются на родину через каждые 400 часов наработки. Аналогичная картина и с другими европейскими новинками ЕН101, ЕС725 и NH90. Кстати, не менее дорогущий и затратный в эксплуатации NH90, тоже понес первые потери не на поле боя.

«Буря в стакане воды». В деле рекламы все средства хороши. В мае военное руководство Германии заявило, что немецкий «Тигр» «не пригоден для выполнения боевых задач» и приостановило приемку машин, которые должны быть направлены в Афганистан. В очередной раз между МО Германии и концерном EADS разгорелась перепалка по поводу сроков и завышенных цен, которую тут же подхватили СМИ.

В действительности, дефекты проводки у обоих вариантов «Тигров» HAD и HAP  выявлены и устранены. Что касается немецкого варианта UHT, из 67 вертолетов, которые должны быть поставлены Германии, в наличии 11. Немцы утверждают, что вертолеты не удовлетворяют техническим требованиям. Неясно, проблемы эти связаныс проводкой или с чем-то другим, например, надвтулочным прицелом Osiris.

Но ясно, что в Афгане не хватает вертолетной поддержки, в том числе и солдатам Бунденсвера. Нужно отправлять вертолеты. Не хочется. И тут начинаются игры: кто виноват. На самом деле повышение интенсивности отказов на начальном этапе ввода в эксплуатацию присуще любым новым механизмам, зато внимание вновь приковано к «Тиграм».  

Долго ли средства налогоплательщиков будут выбрасываться на афганский ветер? «Танцы с Тиграми» будут продолжаться до выхода отрасли из кризиса. Нас ждут самые невероятные истории об успехах боевых машин,сопровождаемые уникальными кино и фотокадрами на фоне Кабула, Джелалабада, Кандагара или Герата. Конечно,можно выиграть боевое столкновение «из-за угла», но как невозможно победить в войне «через замочную скважину», так же бессмысленны  «танцы с Тиграми». Хватит «дурить» налогоплательщиков. Война – грязная, тяжелая работа, а для вертолетов и вертолетчиков – вдвойне! 

 


Евгений Матвеев


комментарии (1):

vodaflot      29/08/2010 [20:43:18]#1
Война - кому сатана, а кому мать родна. Самое страшное в том, что сейчас война для большинства стала телекартинкой, боевиком в real-time режиме. Именно такой ее целенаправленно преподносят СМИ, дабы вбить в обывательские головы - вот тут твои налоги. Ты против? А может ты, собака такая, против демократии? Вот потому вступают в дело виртуозы фотошопа, рыцари цифровой кисти и плагинов. Все делается для того, что бы показать - вот как там нашим ребятам хорошо. Не война, а воскресный пикник.
Здесь проблема другая. Здесь все направлено на то, что отбить у обывателя (особенно призывного возраста) последнюю охоту в армию идти. Да и показать, что у нас все плохо, техника убитая и устаревшая. Хотя с другой стороны - по совокупности своих характеристик наши вертушки ничем не хуже своих американских и европейских колег. Рекламировать правильно просто не умеем.
А что касаемо авиаоники - кроме ее наличия, должно быть наличие умения ей пользоваться. Что толку, если за штурвал Апача или Черной Акулы посадить дикаря, который кроме каменного топора ничего в руках то и не держал.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer