Описание комплексов авионики поражает любое воображение. Оборудование вертолетов шагнуло настолько далеко, что позволяет «видеть невидимое». Противник не спрячется за углом, ему не поможет никакое укрытие, ни покров ночи. Умная техника найдет его всегда и везде!
Но этого мало. Сегодня реклама боевых вертолетов переместилась с аэродромови аэрошоу в полевые лагеря и места боевых действий. Журналисты и редакторы ведущих западных вертолетных изданий уже давно стали своими на бетонке в Кабуле, Кандагаре, Баграме… Один за другим на общество выливаются репортажи о «подвигах», в которых рассказывают, как тяжело работать в кабине вертолета: жара, пыль. Забыли, как тысячи советских вертолетчиков с песком на зубах работали нисколько не хуже в таких же, если не худших условиях.
Кстати, ни один из западных журналов или ТВ-каналов не показывает и не рассказывает о работе русских вертолетчиков, словно и нет их в Афганистане. Это не наши экипажи Валерия Лихачева или Николая Паламарчука вытаскивают американские и голландские вертушки, пострадавшие при вынужденных посадках. Почему у президента США нашлись слова благодарности, а СМИ хвалят только своих, не зная меры? Ответ найдете в доходах на душу населения одних и в заработной плате других. И станет ясно, чьи вертушки будут «таскать каштаны из огня».
Причина всплеска рекламной компании проста – кризис настолько сильно ударил по вертолетной отрасли, что даже лидер мирового вертолетостроения должен признать: единственное спасение – государственный заказ. А государственный заказ нужно отрабатывать. Ведь боевые вертолеты стоят не мало. «Тигр», например, один из самых дорогих вертолетов, более 40 млн. долларов. Еще на столько же придется «раскошелиться» на эксплуатацию. За такие деньги можно построить (для тех же афганцев) не одну газотурбинную электростанцию, мощностью не менее 20 МВт.
Кто может позволить себе «Тигры»? Самые богатые: Франция, Германия, Испания, Австралия! Как объяснить налогоплательщикам такие расходы? Вот и идут в ход красивые фотографии, красочные буклеты, захватывающие дух репортажи. Кинокадры о полетах над зеленкой, по руслам рек (ниже берегов) или вдоль дорог(на высоте окон автобусов) – привлекательнее любых самых красочных авиашоу.
Зрители довольны. Однако в жизни не все столь красиво и однозначно. В Афгане реально пашут ржавые от песка «Кайовы», «Чинуки» и «Блэк Хоуки». Садятся на ограниченные горные площадки, подбирают раненных с висения. А европейские «Тигры» – демонстрируют боевые возможности. Афган – выставка боевых возможностей. Для сравнения, среднемесячный налет OH-58D Kiowa Warrior – 96,5 час/мес., CH-47 Chinook – 67, UH-60 Black Hawk – 47, «Тигр» – около 35. С августа прошлого года три «Тигра» (пара + один запасной), налетали 1000 часов. Далеко не массовая, и даже не опытная эксплуатация (опытных прототипов было больше). Четверть века назад в Афгане рядовые «двадцать четверки» налетывали не меньше, но на передовицы центральных журналов не попадали. Кому война, а кому… Раньше «Тигры» крутили фигуры на авиашоу и несли демо-потери (в Австралии), теперь шоу боевых вертолетов переместилось в афганское небо.
Почему? Показывать, как работают транспортные машины, не интересно - не стреляют. А вот полеты на предельной малой, со стрельбой, да еще в ночных условиях, вот это да! Тащить на внешней подвеске или садиться на площадку в Афгане, в сто раз сложнее. Хорошо крутиться вне зоны досягаемости средств ПВО на удалении 2000 м. Фотографии, многочисленные интервью. Красота. Даже название красивое придумали «Отряд мушкетеров».
Мушкетеры дислоцируются в Кабуле – в международном аэропорту на бетонке. У них небольшая зона ответственности (меньше расход топлива, меньше взлетная масса, меньше нагрузки) и работают в основном ночью. Что касается высокого уровня исправности, не стоит обманываться. На регламентные работы, а по существу на ремонт, отправляются на родину через каждые 400 часов наработки. Аналогичная картина и с другими европейскими новинками ЕН101, ЕС725 и NH90. Кстати, не менее дорогущий и затратный в эксплуатации NH90, тоже понес первые потери не на поле боя.
«Буря в стакане воды». В деле рекламы все средства хороши. В мае военное руководство Германии заявило, что немецкий «Тигр» «не пригоден для выполнения боевых задач» и приостановило приемку машин, которые должны быть направлены в Афганистан. В очередной раз между МО Германии и концерном EADS разгорелась перепалка по поводу сроков и завышенных цен, которую тут же подхватили СМИ.
В действительности, дефекты проводки у обоих вариантов «Тигров» HAD и HAP выявлены и устранены. Что касается немецкого варианта UHT, из 67 вертолетов, которые должны быть поставлены Германии, в наличии 11. Немцы утверждают, что вертолеты не удовлетворяют техническим требованиям. Неясно, проблемы эти связаныс проводкой или с чем-то другим, например, надвтулочным прицелом Osiris.
Но ясно, что в Афгане не хватает вертолетной поддержки, в том числе и солдатам Бунденсвера. Нужно отправлять вертолеты. Не хочется. И тут начинаются игры: кто виноват. На самом деле повышение интенсивности отказов на начальном этапе ввода в эксплуатацию присуще любым новым механизмам, зато внимание вновь приковано к «Тиграм».
Долго ли средства налогоплательщиков будут выбрасываться на афганский ветер? «Танцы с Тиграми» будут продолжаться до выхода отрасли из кризиса. Нас ждут самые невероятные истории об успехах боевых машин,сопровождаемые уникальными кино и фотокадрами на фоне Кабула, Джелалабада, Кандагара или Герата. Конечно,можно выиграть боевое столкновение «из-за угла», но как невозможно победить в войне «через замочную скважину», так же бессмысленны «танцы с Тиграми». Хватит «дурить» налогоплательщиков. Война – грязная, тяжелая работа, а для вертолетов и вертолетчиков – вдвойне!