А таковых нашлось немало: кроме членов семей военнослужащих расположенного здесь 237-й гвардейского Проскуровского Центра показа авиационной техники (ЦПАТ) имени Ивана Никитовича Кожедуба, а также других воинских частей и соединений, в гости к кубинским авиаторам пришли труженики расположенного рядом 121-го авиаремонтного завода, жители Кубинки и близлежащих городов и деревень.
Довольно много приехало и москвичей - в основном жители столицы прибывали на собственном автотранспорте, прихватив с собой домочадцев, а если в авто оставалось место, прихватывали друзей и знакомых. Конечно же, на территорию венного аэродрома на своём автомобиле мог заехать не каждый, поэтому те, кому было лениво от проходной идти пешком просто расположились по периметру базы, там, где позволяет рельеф местности, поближе к торцам взлетно-посадочной полосы. И хотя им не было слышно слов диктора радио, который бодро комментировал все происходящее на аэродроме, рёв турбин авиационных двигателей и запах сгоревшего топлива все вкусили в равной степени.
Те, кто въехали непосредственно на территорию базы, получили возможность вблизи рассмотреть «кубинский арсенал» авиационной техники, насладиться видом взлетающих и садящихся истребителей, пообщаться и взять автограф у легендарных пилотажников. Однако, из-за дымки от лесных и торфяных пожаров, которая в тот день зримо присутствовала, самолеты во время показательных полетов нередко просто терялись из виду. Тем же, кто «подкрался» к торцам ВПП с внешней стороны забора с колючей проволокой, повезло больше. Они смогли вдоволь насладиться видом грозных боевых машин с близкой дистанции, когда те выполняли взлетные или посадочные операции. Корреспонденты www.aex.ru находились «вместе с народом»: один – на базе, второй – у забора, под линией глиссады, одновременно находясь в гуще праздничных событий и на линии «обстрела» фотообъектива.
Вначале дымка заставила гостей немножко поволноваться – начало лётной программы долго откладывалось. В результате, вместо двух анонсированных ранее показов, (в 11:00 и 14:00) фактически состоялся только один. Единственное, что порадовало публику в первой половине дня, посадка самолета Ан-26 ВВС России: он прибыл на базу в половине одиннадцатого. Кроме звука винтов АВ-24 садящегося «антошки», никаких «признаков жизни» в небе над Кубинкой и на самой базе, не чувствовалось вплоть до часу дня, пока не взлетел двухместный МиГ-29УБ. Рев пары мощных двигателей РД-33, помноженный на эффектные выбросы темных клубов дыма в буквальном смысле «вдохнул надежду» в приунывших гостей. А те уж было стали терзаться сомнениями, а будут ли сегодня полеты?!
Поначалу мы подумали, что экипаж займется разведкой погоды. Но летчики имели другое задание: они сразу стали «крутить пилотаж». И хотя самолет порой скрывался от глаз зрителей в сизой дымке, экипаж добросовестно «открутил» всю намеченную программу полета, составленную из фигур высшего пилотажа. В нее вошли «колокол», «Knife pass», различные виражи, петли и развороты. В середине программы летчики прошли над полосой на малой скорости и большом угле атаки, демонстрируя отличные аэродинамические характеристики своей машины.
Полет МиГ-29УБ длился минут десять. И – опять тишина. Неужели это все?! Неужели проклятая дымка сумела-таки испортить праздник?! Ан нет! Не прошло и четверти часа, как до собравшихся на авиабазе донеслись звуки турбин. На взлет порулили четыре истребителя Су-27. И вскоре в воздух поднялась четверка «Русских Витязей», самолеты с номерами 10, 05, 08 и 01. Собравшись в «ромб», летчики выполнили «круг почета» над базой и ушли в зону ожидания. Затем в небо поднялась четверка МиГов пилотажной группы «Стрижи», самолеты с номерами 03, 06, 07 и 10 (среди них – одна «спарка» -07).
Сначала свою программу «открутили» легкие фронтовые истребители. Дымка не помещала летчикам четко маневрировать строем, однако встречного пилотажа мы не увидели. «Стрижи» полетали и сели, но паузы не возникло – из зоны ожидания вернулись «Витязи». Большие габариты «сушек» несколько увеличивали дальность их обнаружения глазами наземных наблюдателей, да и дымка немного рассеялась. В 15:30 четвертая «сушка» коснулась колесами полосы, завершая программу показательных полетов.
Слава небесам, все прошло без сучка и задоринки! Если, конечно, не считать нескольких эпизодов «выяснения отношений» между разгоряченными увиденным водителями припаркованного по периметру аэродрома автотранспорта, и пришедшими на подмогу их попутчиками, «разогретыми» спиртными напитками. Узнав о завершении летной программы, они (словно получив приказ «По машинам!») заторопились быстрее вернуться домой. Чтобы там, в кондиционированной атмосфере столичных квартир, поделиться яркими впечатлениями с теми, кто не смог или не захотел провести субботу «по-авиационному», и теперь, конечно, завидовал побывавшим в Кубинке. Но у них ещё есть шанс хорошо провести время в один из сентябрьских выходных, когда в Кубинке отмечают День Танкиста (о чем вспоминаешь каждый раз проезжая памятник - танк ИС-3 - на въезде в Кубинку).
В общем, возбужденные гости разъехались по домам и дачам, хорошо отдохнувшие, с воспылавшим чувством радости и гордости за отечественную авиацию. А кубинские авиаторы, посидев за дружеским столом, разошлись чтобы подготовится к будням: кому авиация – праздник, а кому – тяжелый труд.
Редакция Aviation EXplorer от всей души желает качинцам, кубинским летчикам, техникам, инженерам и всем военнослужащим в синей форме счастья, здоровья и всяческих успехов в их нелегком деле – служению Родине.