Причем из-за жесткой конкурентной борьбы приходиться говорить не только о проблемах в управлении, но и о серьезных скандалах. То государство в лице «Росимущества» пытается вернуть себе пассажирский терминал аэропорта «Домодедово», которого уже нет, то структура «Домодедово», по итогам судебного заседания, арестовывает имущество «Внуково» за долги AiRUnion, то госпредприятие «Шереметьево», зажатое в тиски пробок, обвиняет московское правительство в создании проблем с транспортным потоком в аэропорт в угоду «Внуково». Тут нет-нет и призадумаешься над оправданностью предложения властей передать все аэроузлы Москвы в управление одной Управляющей Компании.
Проблемы во взаимодействии трех аэропортов действительно нередки. Тема противостояния «Домодедово и «Росимущества» в прошлом году также активно обсуждалась в СМИ, но слегка поутихла, поэтому, как говорится, начнем с середины. С затянувшегося противостояния «Внуково» и УК «Домодедово» из-за 1 млрд. задолженности за AirUnion перед «Ист-Лайн». Именно на такую сумму аэропорт «Внуково» выступил поручителем обанкротившегося альянса. Имущество «Внуково», как сообщил генеральный директор аэропорта Василий Александров, до сих пор арестовано, никаких сделок по этому имуществу они осуществлять не могут. К слову, 26 июля должно было состояться очередное заседание арбитражного суда, однако его перенесли на более поздний срок.
У юристов «Внуково» есть серьезные сомнения в непредвзятости судей, которые выносили решение в пользу «Домодедово». Аргументирует Александров свою позицию следующим образом: «Удивительно, что судом, когда он принимал решение, не была даже проведена проверка счетов. Получается, что структурам «Ист Лайн» поверили на слово? С другой стороны только в строительство одного терминала «А» было вложено 39 млрд. рублей. При этом суд арестовывает наше имущество из-за суммы в 1 млрд. рублей. Правда, странно»?
Напомним, участие в судебной тяжбе с «Домодедово» принимает не только «Внуково». Руководство компаний «Мастер-Банк» и ЗАО «Объединение «ИНГЕОКОМ» предъявило иски предприятиям, входящим в Аэропортовый комплекс Домодедово (Группа компаний «ИСТ ЛАЙН»), «в связи со злоупотреблением последними своим правом и намерением причинить вред путем незаконного получения денежных средств истцов и контрагентов». Кроме того, председателем правления Мастер-Банка Борисом Булочником было направлено в Департамент экономической безопасности МВД РФ заявление о покушении руководства компании «Домодедово Констракшн Менеджмент» (ДКМ) на незаконное получение денежных средств Мастер-Банка в размере более 1,214 млрд. рублей путем предъявления банковской гарантии и предоставления документов, содержащих заведомо ложные сведения (подлог).
В «Домодедово» на это заявляют, что правоту той или иной стороны решит лишь суд и выводы делать рано. Впрочем, и во «Внуково» подтверждают, что череде судебных разбирательств конца не видно. Вероятно, конфликт спровоцирован не только финансовой подоплекой, полагают эксперты, ведь банкротство AiRUnion привело к частичному переводу потоков пассажиров во «Внуково», что в пору кризиса было для «Домодедово» существенным фактом. Напомним, аэропорту хоть и удалось сохранить свое превосходство по пассажирскому трафику в московском аэроузле, падение пассажирского трафика у «Домодедово» было самое большое по Москве. Так за первые пять месяцев 2009 года пассажиропоток аэропорта сократился на 21,5% и составил 5 млн.912 тыс. человек, против 7,5 млн. пассажиров в 2008 году. При этом, основные конкуренты «Домодедово» - «Шереметьево» и «Внуково» потеряли лишь порядка 11% своих пассажиров.
С другой стороны, в некорректной конкурентной борьбе, правда уже в этом году, «Внуково» обвинил и генеральный директор аэропорта «Шереметьво» Михаил Василенко. Точнее, не само «Внуково», а Московское правительство, которому принадлежит «Внуково». Напомним, Москва без предупреждения перегородила Ленинградское шоссе, мотивируя свои действия необходимыми ремонтными работами, что сразу спровоцировало многокилометровые пробки на пути в «Шереметьево». Тысячи пассажиров опоздали на рейсы. Доходило до того, что на рейсы опаздывали и пилоты. Авиакомпания «Аэрофлот» оценила свои финансовые потери в 700 тыс. евро. При этом, эксперты не преминули заметить, что вся эта ситуация странным образом совпала по времени с открытием нового терминала во «Внуково». На это Василий Александров, правда, заметил, что даже из-за таких пробок и потерь авиакомпании не переходят в другие аэропорты. Переход невозможен сразу, он очень дорогостоящий и протяженный во времени. С другой стороны, имидж «Шереметьево», действительно, подпортили. Этого отрицать никто не будет и, возможно, перевозчики просто приняли произошедшее к сведению.
Дошло до того, что ситуацию на Ленинградке взяла под контроль Федеральная антимонопольная служба. Хотя, согласно релизу Минтранса, который рассмотрел обращение ФАС, «в случае выявления дефектов и повреждений дорог, создающих угрозу безопасности движения, временное ограничение движениях транспортных средств вводится незамедлительно. Таким образом, по сути, Минтранс подтвердил право Москвы на проведение работ на данном участке». Как говорится, «ложечку мы нашли, а вот осадочек-то остался».
По замечанию вице-премьера Игоря Шувалова (согласно публикациям в СМИ), конкуренция в аэропортах Москвы нездоровая. Да и развитие сразу трех гаваней давит на бюджет, который распыляется на развитие инфраструктуры трех разных аэродромов, вместо того, чтобы развивать один. «Непонятно, что именно Шувалов имел ввиду. Если речь об аэропортах (терминалах и иной приаэродромной инфраструктуре), то только один из них принадлежит государству и поддерживается за счёт бюджета, это «Шереметьево», - говорит Главный редактор AVIA.RU Роман Гусаров, – если же речь о самих аэродромах, которые действительно в собственности государства, то не намекает ли вице премьер на то, что государство не хочет вкладываться в развитие 3-х аэродромов, и предпочитает оставить лишь один?».
Похоже, для нахождения выхода из этой, внезапно возникшей затруднительной ситуации, конкурентам все же придется сесть за стол переговоров. Вот только будет ли от этого толк?
Генеральный директор аэропорта «Домодедово» Вячеслав Некрасов поделился своими взглядами на планы правительства по объединению аэропортов Московского авиационного узла. С его слов именно объединить трех конкурентов в один авиационный узел практически невозможно. Там разные формы собственности, управления. Между тем, г-н Некрасов соглашается, что «регулирование необходимо. Рынок говорит об этом еще с 1993 года. Взгляните хотя бы на аналитику деятельности МАУ, которую провел Lemon Brothers. В те времена, правда, еще «Быково» было. Но и сейчас три аэропорта, независимо друг от друга осуществляют свою деятельность».
Создание общей стратегии развития МАУ, считает Некрасов, особенно актуально, если программа, которая озвучена мэром Москвы Юрием Лужковым и переданная в Минэкономразвития о создании финансового центра в Столице, будет принята. Потребуется развитие всех направлений и чартерных, и «бизнесовых» и трансконтинентальных. Их можно развивать и в трех аэропортах, но вместе, а не вопреки. Необходимо развивать авто- и железные дороги, которые соединят воздушные гавани, транспортные подъезды, метро. «Мы в течение 10 лет предпринимаем для этого определенные усилия, но, к сожалению, регулятор делает это не всегда», говорит Некрасов.
«Мы готовы сесть за стол переговоров, - заключает г-н Некрасов, - и договориться. Хотя с конкретными предложениями к нам пока никто не выходил. Нужно продумать, что мы подразумеваем под «хабом», просчитать пассажиропоток. Какие перспективы МАУ, возможности прилежащих территорий к аэропортам, проанализировать плотность населения, вопросы безопасности и обороны, социальные экономические и экологические предпосылки». Неплохим выходом, полагает Вячеслав Некрасов стало бы объединение аэропортов в единый ж/д узел ( в районе Каланчёвки). Это тот самый первый шаг, который хотя бы создаст удобство пассажирам, и сократит количество времени в пути, если необходимо пересесть на рейс авиакомпании, которая осуществляет перелеты не из аэропорта прибытия, а из другого воздушного узла.