В этом году у ведущих авиаперевозчиков планируется остановка эксплуатации нескольких бортов иностранного производства по причине отсутствия командиров воздушного судна.
Под давлением Руководства Правительства РФ Министерство транспорта РФ поручило Росавиации увеличить набор абитуриентов в учебные заведения до 750 курсантов в год. В итоге в 2009 году поступили в учебные заведения по специальности “Летная эксплуатация ВС” всего 757 курсантов, из них 340 с высшим образованием.
Опыт ведущих европейских учебных заведений говорит о том, что естественный отсев в первый год обучения среди курсантов составляет около 40%. Естественный отсев должен быть. Такой отсев позволяет оставаться в профессии только тем, кто подходит по состоянию здоровья, по психологическим и профессиональным показателям.
Если учитывать естественный отсев даже около 10%, то через 2-3 года отечественная гражданская авиация получит 375 пилотов без опыта эксплуатации воздушного судна с налетом 150 часов. А через 5 лет авиация получит только с “корочкой” с учетом отсева всего 306 молодых пилотов. Потребность в пилотах в 2010 году минимум 800 и неуклонно растет.
Даже, если все 757 пилотов выйдут из учебных заведений со свидетельствами, то этот объем не перекроет потребность одного авиаперевозчика “Аэрофлот - Российские авиалинии”. На ближайшие 2 года в соответствии с заявленным обновлением парка воздушных судов авиакомпании “Аэрофлот - Российские авиалинии” потребуется около 600-800 пилотов (без учета убытия летного состава по естественным причинам).
Процент убытия летного состава в связи с напряженной рабочей нагрузкой, вызванной дефицитом, будет существенно увеличиваться.
Дефицит летного состава растет во всем мире. В соседствующих азиатских странах потребность в два раза выше. Российских пилотов эти страны принимают на работу.
Это только о количестве пилотов, вопрос качества подготовки даже не поднимаю.
Считаю, что проблема дефицита не решена! И решать ее только с помощью привлечения иностранных пилотов нельзя!
2010 год – начало пика дефицита. Что будет дальше?!
Молодые люди не знают ничего о профессии пилота, о карьерных возможностях и будущей заработной плате. Ни на одном сайте в России Вы не найдете подробной информации об этой специальности, о том, где и как обучаться, сколько стоит обучение, какие заработные платы существуют, прогноз по заработным платам и количеству пилотов. Как им принять решение о том, что надо стать пилотом?!
Авиакомпании не должны заниматься первоначальным обучением авиационных специалистов, а только принимать участие в этом.
Органы государственной власти обязаны координировать aи контролировать существующую ситуацию.
Министерство транспорта РФ, наконец, должно принять программу действий с учетом сложившейся ситуации, учитывающую не только переобучение пилотов с отечественной техники, но, прежде всего, привлечение молодежи в эту профессию.
Судя по последним публикациям от имени пилотов ведущей авиакомпании, ситуация давно вышла из-под контроля авиационных властей и требует к себе внимания высшего руководства страны.
Хочу от имени всероссийской молодежной общественной организации “Молодая Гвардия Единой России” и компании “Авиаперсонал” опубликовать наше обращение к Министру Транспорта РФ Левитину И.Е. в надежде на его личное осознание последствий, которые принесет сложившаяся ситуация с летным составом России.
“22” июля 2010г.
Исх. № 107-МА
Министру транспорта
Российской Федерации
И.Е.Левитину
Уважаемый Игорь Евгеньевич!
Сегодня повышение мирового спроса на авиаперевозки, внедрение нового поколения авиационной техники и модернизация инфраструктуры отрасли предъявляют новые требования к количественным и качественным показателям системы кадрового обеспечения Гражданской авиации России.
Достижение целей, намеченных Министерством транспорта РФ, в соответствии с Транспортной стратегией России и реализация задач Федеральной целевой программы “Развитие транспортной системы (2010-2015)” не представляются возможными без комплексного подхода к модернизации системы кадрового обеспечения отрасли.
В связи с этим прошу Вас, Игорь Евгеньевич, поручить Департаменту государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта РФ разработать и утвердить программу кадрового обеспечения авиатранспортной отрасли до 2020 года. В рамках данной программы должны быть решены следующие задачи:
- утверждение приоритетов государственной политики в области кадрового обеспечения отрасли;
- разработка изменений нормативно-правовой базы, регулирующей систему подготовки авиационных специалистов;
- модернизация инфраструктуры подготовки кадров с учетом требований международных стандартов;
- формирование эффективного управленческого потенциала отрасли и преподавательского состава нового поколения;
- обеспечение доступности авиационного образования (при использованиигосударственных гарантий образовательного кредита и потенциала авиации общего назначения (АОН);
- пропаганда привлекательного образа гражданской авиации для молодежи России.
Реализация данной программы приведет к значительному повышению качества предоставляемых услуг, конкурентоспособности авиатранспортных предприятий страны и, как следствие, их экономической эффективности.
Целенаправленная, программная работа над улучшением системы кадрового обеспечения отрасли позволит занять России ведущее место на международном рынке авиационного образования, повысить влияние отечественной авиатранспортной системы в мировом авиационном сообществе, увеличить транспортную доступность населения страны и уровень безопасности полетов.
При необходимости, я готова предоставить концептуальные разработки данной программы и привлечь команду специалистов для разработки и реализации предложенной программы.