Между тем, уже сейчас доподлинно известно, что «Аэрофлот», наконец, получил допуск на направление Ираклион. Напомним, в апреле из-за формального повода (поздней подачи заявки) Аэрофлоту в этом было отказано, поэтому диктовать условия на данном направлении другим авиакомпаниям он не мог. Другой назначенный перевозчик на Ираклион – авиакомпания «Трансаэро» лояльно отнеслась к желанию других авиакомпаний выполнять рейсы на Крит, и доступа на Ираклион им не закрывала.
Ситуация изменилась, когда «Аэрофлот» получил допуск на Крит в мае месяце: остальным на этом направлении, как и обещал генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев, пришлось «подвинуться». Согласно сообщению «Росавиации», теперь: «В соответствии с действующими двусторонними межправительственными соглашениями о воздушном сообщении между Россией и Грецией, в отношении чартерных полетов, не назначенных авиапредприятий по установленным маршрутам, эксплуатируемым назначенными авиапредприятиями, договаривающиеся Стороны будут принимать во внимание интересы назначенных авиапредприятий таким образом, чтобы не нанести им ущерба на указанных маршрутах». Другими словами, Росавиация должна согласовывать с Аэрофлотом программы полётов любых авиакомпаний на Ираклион (кроме Трансаэро).
В результате под угрозой срыва оказались программы полётов на Крит авиакомпаний «Оренбургские авиалинии» и «Sky Express». «Без согласования назначенных перевозчиков Федеральное агентство воздушного транспорта не имеет права выдавать ЗАО «Небесный экспресс» и ФГУП «Оренбургские авиалинии» допуски на выполнение рейсов, поскольку их выдача влечет за собой ответственность вплоть до уголовной» – сообщил Aviation EXplorer представитель Росавиации. – «Продав билеты на перевозки, не согласованные с назначенными перевозчиками, а также не получив допуск на выполнение рейсов со стороны авиационной администрации, ЗАО «Небесный экспресс» и ФГУП «Оренбургские авиалинии» грубо нарушили национальное воздушное законодательство».
Хотя, стоит отдать должное ведомству, пассажиры проблем не заметили. При содействии Федерального агентства воздушного транспорта авиакомпаниям ЗАО «Небесный экспресс» и ФГУП «Оренбургские авиалинии» удалось избежать кризисной ситуации, связанной с перевозкой пассажиров чартерными рейсами по маршруту Москва-Ираклион-Москва. 2 мая вечером авиакомпания ОАО «Аэрофлот-российские авиалинии», как назначенный перевозчик на данном направлении, в качестве исключения дало разрешение этим авиакомпаниям на выполнение полётов по маршруту до 4 мая 2010 года включительно. Это решение было принято для соблюдения и обеспечения прав и интересов пассажиров. Таким образом, «с 5 мая с.г. перевозки пассажиров по данным маршрутам должны осуществляться в строгом соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2008 года №92» - сообщат Росавиация.
В самих авиакомпаниях-«нарушителях» говорят, что информация о требованиях «Аэрофлота» стала для них неожиданностью. Более того, вопреки устоявшейся практике, данные о том, какие авиакомпании получили допуск, а какие нет, до сих пор не опубликованы. «Сейчас мы летаем по разовым разрешениям. Надеемся их получать и в дальнейшем» - сообщили AEX.RU в одной из авиакомпаний.
Интересно, что еще одна авиакомпания - «Ямал», после жёстких заявлений «Аэрофлота», отказалась от чартерной программы на Крит.
По имеющейся на данный момент информации, пока ни одна из авиакомпании не обращалась в «Аэрофлот» с просьбой согласовать свои перевозки на Крит (Ираклион). Вероятно, это связано с тем, что сам «Аэрофлот» только совсем недавно получил допуск на Крит, и авиакомпании не успели сориентироваться. В самом «Аэрофлоте» сообщили, что внимательно анализируют ситуацию и уверили нас, что «пассажиры, в любом случае не пострадают». Поясним, что ещё на пресс-конференции 8 апреля Виталий Савельев подчеркнул, что «если у Аэрофлота будет потенциал для обеспечения потребностей туроператоров на направлении Ираклион, где он назначенный перевозчик, согласовывать другим авиакомпаниям чартерные перевозки на Крит он не будет».
Более того, отраслевые аналитики считают, что «нацперевозчик может взять на себя функцию доставки туристов, которые уже приобрели билеты других авиакомпаний, по так называемому ФИМу (FIM) - специальный манифест по передаче пассажиров. Согласно такой системе, принятой в мировой авиационной практике, в этом случае пассажиры не будут доплачивать за авиабилеты. Это, конечно же, позволит на данном этапе разрядить обстановку, но, с другой стороны, сохранение такого status quo, может серьезно взвинтить цены в будущем. Ведь «Аэрофлот» не является бюджетным перевозчиком и предоставляет услуги не по самым низким тарифам.
Источники в авиакомпаниях, пострадавших от решения «Аэрофлота», обращают внимание и на то, что формулировка в межправсоглашении по Греции, на которое ссылаются в «Аэрофлоте» и Росавиации, весьма абстрактна. Согласно документу, осуществлять чартерную перевозку можно, если это не наносит ущерб «Аэрофлоту», но как оценить этот ущерб, из чего он рассчитывается, не упомянуто.
И ещё один интересный факт – среди спорных направлений Виталий Савельев на пресс-конференции 8 апреля назвал Ларнаку. Там «Аэрофлот» - единственный назначенный перевозчик, но чартерную программу в этот порт осуществляет и «Трансаэро». По данным г-на Савельева он беседовал на счет перевозок в эту воздушную гавань лично с генеральным директором «Трансаэро» Ольгой Плешаковой. Опять таки, по словам Виталия Савельева были достигнуты договоренности по доставке пассажиров «Трансаэро» на Крит через альтернативные воздушные гавани.
Между тем, «Трансаэро» каким-то образом всё же удалось получить от Росавиации разрешение на выполнение полётов в Ларнаку на май месяц. В самой же авиакомпании заявили, что «летали, летают, и будут летать в этот воздушный порт»…