Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Эксклюзивное интервью

Владимир Шарпатов: Не могу досмотреть «Кандагар» до конца

Прототип главного героя фильма «Кандагар» рассказал, что правда, а что вымысел в истории афганского плена


25 апреля 2010 года / Алексей Носиков / Aviation EXplorer
 

В августе 1995 года экипаж самолета Ил-76 татарской авиакомпании «Аэростан» перевозил некий «груз» и в Афганистане попал в плен к талибам. Более года летчики были в плену, но сумели бежать на том же самолете. Эта история облетела страницы газет всего мира.Сейчас на экранах страны демонстрируется художественный фильм о той героической истории – «Кандагар». Командира экипажа Владимира Шарпатова в нем играет Александр Балуев. О своем отношении к фильму и о том, как бывшему узнику Кандагара живется спустя 15 лет после плена, мы беседуем с Героем России Владимиром Шарпатовым.

- Меня обещали пригласить на премьеру фильма «Кандагар» в Москву, но почему-то забыли это сделать, - не без обиды говорит Владимир Шарпатов. – Поэтому премьера с моим участием состоялась в Тюмени.

- Зрителей, конечно, интересует вопрос – что в фильме правда, а что вымысел.

- Процентов на 20 вымысел, конечно. Но это ведь не документальное кино, а художественное. Поначалу меня приглашали для участия в фильме в качестве консультанта. Когда собрали макет кабины Ил-76, я консультировал актеров – что и как надо делать. Но потом от моих услуг решили отказаться. Я не хочу сказать, что в фильме все неправда, но есть детали, которые добавлены скорее для острастки. Например, непонятно откуда взялся эпизод с гранатой. Но что касается сути… Я не могу досмотреть этот фильм до конца.

- Почему?

- Очень тяжело переживать все это заново, весь этот кошмар… А если хотите знать все достоверно, то смотрите документальный фильм «Побег из Кандагара», который сняли журналисты российского телевидения. Там все отображено правдиво.

- Когда вы сбежали от талибов на самолете, выдвигалась версия, что этот побег был результатом договоренности между талибами и российской стороной, в том числе с использованием денег…

- Все эти подозрения меня больше всего возмущают и оскорбляют. Особенно на центральном телевидении много гадостей говорилось. Называлась сумма, за которую нас якобы выкупили. Спрашивают: «А зачем же, интересно, талибы их заправили?». Так я еще живой, меня спроси. Если я летел в Баграм, где нет заправки, так, наверное, заправился с учетом обратной дороги. Для всех, в том числе для ФСБ, наш побег был полной неожиданностью. В июне я был на праздновании 50-летия ТВИКУ, там был генерал-лейтенант Кудинов, в МЧС сейчас служит. В свое время он под видом стоматолога приезжал с российской делегацией в Кандагар с разведкой – как там у нас дела. И он рассказал, что было три варианта нашего освобождения. В том числе и подкуп. Талибам привозили два миллиона долларов, но они поделить их не могли. Оказывается, для них это мелочь – они ведь наркотиками занимаются. Был вариант освобождения спецназом Рабани. И готовили группу российского спецназа. Они под видом душманов должны были прийти с сопредельного государства и вытащить нас. Но самолет тогда остался бы у талибов. Мы буквально на неделю опередили наш спецназ своим побегом.

- А вы знали какой груз везли?

- Знал, конечно. Патроны к автомату Калашникова - 34 тонны. Это была законная перевозка – по соглашению между правительством Албании и Рабани. Все в рамках правил ИКАО. Если бы везли талибам – тогда была бы контрабанда. А в фильме почему-то этот груз называется гуманитарным.

- Я читал, что, сбежав из Кандагара, вы летели на высоте 50 метров. Непростая задачка для пилота ИЛ-76…

- Пришлось – иначе мы бы нас запеленговали локаторы. Я выбрал маршрут через пустыню. Если бы мы полетели на юг и на восток, то попали бы в Пакистан, а Пакистан – это родина талибов. Нас либо сбили бы, либо заставили бы садиться. А в Пакистане за незаконное пересечение границы – смертная казнь или пожизненное заключение, я знал об этом. Лететь на Север – в сторону бывшего СССР – тоже нельзя было, там могли сбить. Ведь горы, низом не пойдешь. Большое расстояние. Взлетал истребитель и преследовал нас. Но как перелететь Иран? После того, как они поссорились с американцами, сильной ПВО обзавелись. Я знал, что эмиратская фирма, на которую мы работали, Трансавиа, продолжает летать на Ан-12 в Джелалобад. Через делегатов, которые к нам прилетали, мы запросили пароли для пролетов через Иран и номера рейсов этих Ан-12. В тот день, когда мы оказались на самолете, радист связался с Шарджой, нам говорят, что до конца месяца пароли и номера рейсов действительны. И когда мы подлетели к Ирану, я набрал высоту вдоль границы на Захедан – иранский аэропорт, экипаж связался с Тегераном, назвали номер рейса и пароль. Они приняли нас за рейсовый самолет, и Иран мы благополучно проскочили. А журналисты писали, что нам якобы все коридоры там подготовили… Приземлились мы в Шардже, в Эмиратах.

- Кстати, в фильм «Кандагар» эпизод с полетом над пустыней на 50-метровой высоте почему-то не попал, а это могло быть эффектным кадром…

- Да там много чего не попало в этот фильм.

- А что было потом?

- После посадки в Шарджи и  всех допросов нас перевезли в Абу-Даби. Шойгу туда послал Ил-62 за нами, полсамолета журналистов, официальных лиц. Кстати, талибы грозились сбить этот Ил-62, но это, скорее всего, был блеф. Но то, что диверсии готовились, чтобы не выпускать экипаж, - это точно, поэтому нас охраняли. Из Москвы мы улетели в Казань на самолете, который нам прислал президент Татарстана Шаймиев.           

- Правда, что вы отказались встретиться с Ельциным из-за обиды на него?

- Я потом об этом пожалел. Просто не знал, что про нас никто не забывал, что принимались большие усилия для нашего освобождения, в том числе силовым путем, с помощью спецназа. И Ельцин, как я потом выяснил, все время держал это на контроле, постоянно интересовался нашей судьбой. Некрасиво все-таки мы с ним поступили…

- По фильму вы взлетали на 230 км в час. Разве это возможно на Ил-76?

-Да нет,  конечно! Если на 230 закрылки уберешь, самолет превращается в груду железа. И взлетали мы не с половины полосы, а с двух третей. С половины на Ил-76 взлететь невозможно!

- Как вам жилось после плена?

- На прежних работодателей я, конечно, уже не работал, - оказалось, что это мафиозная фирма. Когда мы попали в плен, этой фирмой все сильно заинтересовались, они были на нас очень злы. Вообще, если бы нас не наградили, то, наверное, убили бы. В Тюмени я еще некоторое время летал в «Тюменских авиалиниях», а потом ушел на пенсию. Местные власти мне помогли с жильем –  губернатор Леонид Рокецкий помог. Дал хорошую квартиру в центре города. Пенсия у Героя России хорошая, так что жить можно.

- А статус Героя России помогает? Например, для преодоления бюрократических барьеров – ведь вы же и общественной работой занимаетесь.

- Я бы так не сказал, что это звание сильно помогает. Однажды я решил воспользоваться своим статусом, чтобы срочно взять билет на поезд – без очереди, как положено. Так меня там обложили со всех сторон – и пассажиры, и железнодорожные работники. Больше не пользуюсь.

- То есть не ценит Родина своих героев?

- Так получается. Сейчас герои – это те, у кого много денег или кто может запросто морду набить.
 


Алексей Носиков



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer