Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Статья

Не разделяй и властвуй!

Первобытно-общинные замашки в российском авиабизнесе все еще не изжиты


7 декабря 2010 года / Екатерина Соболь / Aviation EXplorer
 

Сегодня многие игроки авиационного рынка выступают за либерализацию доступа к международным авиаперевозкам и отмену института двусторонних межправсоглашений в области авиаперевозок. Это могло бы стать логичным шагом на пути России к «открытому небу». На внутрироссийских же маршрутах, на первый взгляд, ситуация практически стабилизировалась и устраивает всех. Перевозчику достаточно просто договорится с аэропортом, либо, если аэропорт и базовая авиакомпания до сих пор не прошли процесс разделения, найти точки соприкосновения, строго следуя требованиям приказа Минтранса РФ №599 от 22.07.2009 о доступе к услугам естественных монополий, и вперёд. Однако некорректное поведение ряда авиапредприятий, закрывающих доступ коллегам на региональные линии, говорит, что первобытно-общинные замашки в российском авиабизнесе все еще не изжиты. На фоне этого, мечтать о переходе к либерализации международных авиасообщений вообще как-то наивно.

Еще в 2007 году на федеральном уровне был взят курс на разделение базовых региональных авиакомпаний и аэропортов. Такое разделение имело место во многих воздушных гаванях России, благодаря чему сегодня в них присутствует не один, а несколько перевозчиков, которые не дают друг другу монопольно задирать цены, как это было нередко в предыдущие годы. Отчасти, этот процесс и привел к консолидации и банкротству некоторых региональных игроков-монополистов, но, по крайней мере, купить авиабилет теперь может и россиянин со средним достатком. Сами аэропорты получили мотивацию привлекать, а не блокировать приход к ним новых авиакомпаний. 

Исключение из уже сложившейся практики – авиакомпании и аэропорты до сих пор функционирующие в рамках единого юрлица. В такие аэропорты альтернативные авиакомпании может и готовы прийти, но, чаще всего, на свои запросы получают либо отписки, либо вообще «игнор». Только за последние несколько дней жалобы на такое положение дел поступили от двух авиакомпаний - «Кубанские авиалинии» и «Авианова», которые готовы были открыть рейсы в «Махачкалу» и «Минеральные воды» соответственно, но, как выясняется, им на этом пути «гостеприимные» хозяева ставят препоны. 

 

Неестественная монополия 

В ОАО «Дагестанские авиалинии», куда входит аэропорт Махачкала, как ни странно, уже прошел процесс акционирования, но разделения на аэропорт и авиакомпанию почему-то не произошло. Чем эта воздушная гавань отличается от других российских аэропортов, и отчего процесс акционирования не привел к логичному разделению, в Росавиации ответить пока затруднились.

В результате авиакомпания не раз попадала под пристальные взгляды ФАС. Так, еще в 2008 году цены на авиабилеты взлетели так высоко, что местное УФАС инициировало соответствующее разбирательство. Однако, до сих пор в аэропорту Махачкалы отсутствует перевозчик, который мог бы составить «Дагестанским авиалиниям» конкуренцию. Возможностей самостоятельно развивать Махачкалу и активно наращивать пассажиропоток, особенно в нынешних условиях, у «Дагестанских авиалиний» не много. Недавно, в результате печально известных событий, авиакомпания потеряла один из пяти Ту-154. Кроме этого, у перевозчика в распоряжении 4 Ту-134, 2 Ан-24, 2 Ми-8.

Расставаться с доминирующим положением в регионе авиакомпания, по всей видимости, пока не намерена. Так, в частности, под сомнение было поставлено добросовестное выполнение ею приказа Минтранса РФ №599 от 22.07.2009. В распоряжении Aviation EXplorer оказалось недавнее обращение авиакомпании «Авиалинии Кубани» в ФАС России за подписью генерального директора Марины Букаловой на имя заместителя главы Федеральной антимонопольной службы России Анатолия Голомзина (Исх № 1/254 от 6.12.2010). В этом обращении сообщается об ограничении выхода на рынок авиаперевозок и нарушении приказа № 599 «Дагестанскими авиалиниями». Авиакомпания обратилась в авиапредприятие с заявкой на использование услуг этой естественной монополии, а именно, на осуществление ежедневных рейсов на Як-42 из Москвы в Махачкалу. «В установленное указанными нормативными актами сроки, нами не было получено от аэропорта «Махачкала» ответа о возможности приема/обслуживания данных рейсов. Публичного реестра заявок оператор аэропорта не ведет» - говорится в письме в ФАС. Переписка по более ранним заявкам, добавляется там же, не содержала достаточных оснований для отказа авиакомпании летать в Махачкалу. «Позицию ОАО «Авиалинии Дагестана» мы рассматриваем, как умышленное уклонение естественной монополии от предоставления услуг перевозчику и просим вашего незамедлительного участия с целью недопущения нарушения законодательства» - резюмируется в письме. Такая позиция ОАО «Дагестанские авиалинии», уверены в «Авиалиниях Кубани», ограничивает права и возможности жителей Дагестана в выборе альтернативного перевозчика.
 

 

Кавминводы пока не отошли

Хотя аэропорт Минеральных вод и должен вот-вот закончить процесс разделения с авиакомпанией, ситуация там не многим лучше, чем в Махачкале. Летом этого года в рамках пресс-конференции в местном аэропорту гендиректор авиапредприятия Василий Бабаскин рассказал, что процесс акционирования ФГУП «Кавминводыавиа» завершится в течение 2010 года. Кроме того, примерно в это время должно было закончиться и разделение авиапредприятия «Кавминводы Авиа» на аэропорт и авиакомпанию. Активы аэропорта, скорее всего, будут переданы от Росимущества администрации Ставропольского края, которая уже выразила заинтересованность в получении данного аэропорта в собственность. Позднее интерес к аэропорту проявил «Базэл» Олега Дерипаски, который уже управляет большинством крупнейших аэропортов юга. Именно «Базэл-Аэро» называют фаворитом грядущего тендера на управление аэропортом. 

Напомним, сама авиакомпания готовится к слиянию с «Аэрофлотом - российские авиалинии»: «Кавминводыавиа» в числе других государственных авиакомпаний несостоявшегося альянса Росавиа, которые закреплены за Ростехнологиями, должна будет войти в «Аэрофлот», предположительно как дочернее предприятие. 

Учитывая предполагаемые подвижки в области реорганизации аэропорта и авиакомпании, другие перевозчики стали строить планы по выходу на рынок перевозок в Минеральные воды. В настоящий момент, в этот аэропорт летают пока три авиакомпании - сами «Кавминводыавиа», «ЮТэйр» и «Авиалинии Кубани». Раньше полеты в аэропорт осуществляла и "Сибирь" (S7 Airlines), однако, после вывода из парка отечественной авиатехники, выполнять эти рейсы прекратила (аэродром сертифицирован только для приема отечественных типов ВС). Несмотря на это, выход в Минеральные воды других перевозчиков сильно затруднен. В частности, авиакомпания ЮТэйр смогла открыть свои рейсы лишь после обращения в антимонопольный комитет, а авиакомпании S7 («Сибирь») раньше вообще приходилось летать в Минеральные воды из Москвы с полными баками и неполной коммерческой загрузкой, поскольку заправлять их самолёты топливом в Минеральных Водах не торопились. Знакомые с ситуацией эксперты причину происходящего видят в стремлении «Кавминводыавиа» не допускать конкурентов в свой базовый аэропорт как можно дольше.

Сегодня в этом порту похожая ситуация сложилась у «Авиановы». Как сообщил источник в компании, 4 октября «Авианова» направила запрос на слоты в аэропорт КМВ - ответа не последовало (авиакомпания запрашивала один рейс в неделю на зимнее расписание). 22 октября «Авианова» отправила повторно официальное письмо – ответ пришел 25 октября, в котором сообщалось, что взлётно-посадочная полоса не подходит для приёма самолётов А320, и от дальнейших бесед сотрудники регионального аэропорта уклонились.

При этом, согласно данным с сайта Правительства РФ, реконструкция/строительство ВПП должны завершиться в декабре, после чего аэропорт сможет принимать и иностранные ВС. «Складывается ощущение, что авиапредприятие продолжает защищать своего перевозчика, и вот такие неразделённые "Зита и Гита" откровенно противятся выходу новых игроков, и тем более «лоу-коста» - говорит источник.

Согласно официальным комментариям пресс-службы «Авиановы»: «Наша компания рассматривала возможность открытия рейсов из Москвы в Кавказские Минеральные воды с начала зимнего сезона 2010 года – в середине октября соответствующее письмо с предложением о встрече было направлено Генеральному директору ФГУАП "Кавминводыавиа" В.В.Бабаскину. К сожалению, наша инициатива была полностью проигнорирована. Некоторое время назад мы отправили повторное предложение - рассчитывая на этот раз открыть ежедневные полеты между столицей и Кавминводами с 15 апреля 2011 года. Ответа также последовало».

Средний тариф на направлении из Москвы сегодня порядка 8 тыс. рублей, в регионе живет 2 миллиона человек (Кисловодск, КМВ, Пятигорск, Ставрополь, Ессентуки, Нальчик) - все они являются заложниками высоких тарифов. Заложником тарифов стал и сам курортный фонд, который из-за дороговизны перевозки не может развиваться полноценно и принимать большее количество туристов.

 

p.s. хотя процесс акционирования ФГУП затягивается, его завершение неизбежно. Желание летать на этом направлении изъявляют целый ряд российских авиакомпаний и, вероятнее всего, они свои планы реализуют. В частности, Sky Express заявила, что, если полоса будет сертифицирована для иностранных ВС, перевозчик начнет переговоры по открытию рейсов из «Кавказских минеральных вод». Некоторые эксперты предположили, что, учитывая «родственные» связи «Базэла», «Авиалиний Кубани» и «Sky Express», «Авианове» туда попасть тоже будет непросто. Другие парируют – «не стоит забывать, что «Базэл Аэро» занимается аэропортовым бизнесом, который строится на более цивилизованных принципах. Оператор заинтересован в притоке большего количества авиакомпаний. Да и успешное сотрудничество «Авиановы» и «Базэл Аэро» имеет место в ряде аэропортов. В частности, первые полеты авиакомпания начала именно в «Сочи», где «Базэл Аэро» - главный и единственный оператор». 


Екатерина Соболь


комментарии (3):

Swans0ng      08/12/2010 [08:39:15]#1
Было бы не лишним упомянуть также про аэропорт Ставрополь...

Jeppesen™      08/12/2010 [09:48:56]#2
Было бы не лишним упомянуть также про аэропорт Самары, который сейчас в стадии получения сертификата эксплуатанта, а также аэропорта Оренбург, который после разделения получил новый сертификат.

КД-VOG      08/12/2010 [09:52:58]#3
Даже и разделенные и выделенные аэропорты продолжают грешить и чинить препятствия авиаперевозчикам. Когда рассказываешь о подобных явлениях коллегам, работающим на просторах СНГ и восточной Европы, видишь полное непонимание ими природы этого явления. Причем, что удивительно, нельзя все Российские аэропорты в этом уличить. Нкоторые аэропорты всеми правдами и неправдами пытаются привлечь перевозчиков, другие же действуют с точностью до наоборот! Один из коллег, работающий в СНГ рассказал, что его авиакомпания открыла регулярный рейс в Ниццу ни разу ее не посетив, мало того, получив при этом маркетинговый бонус на №-ую сумму! Надо прямо признать, что 599 постановление не эффективно ввиду того, что в нем не установлена ответственность за отказ или предоставление неудобного слота при наличии возможности для испрашиваемого: первобытно-общинный диагноз в сущности верен, а посему и исполнять нормы сейчас принято исключительно за страх. Ну и естественно есть и другие корни: например законодатель не ставит препятствий в владении собственниками авиакомпаний долями или даже целиком аэропортами. Пример-да ради бога: Волгоград, например. Почти 20% акций аэропорта у владельца Руслайна. Отгадайте с трех раз, в чьих интересах будет действовать в такой ситуации аэропорт при полном попустительстве государства, как основного собственника? Узнайте у Авиановы, S7, UT, как, легко ли им было зайти в Волгоград и имеют ли они удобные слот в этом аэропорту? Посему без законодательного ограничения в 10% максимальной доли авиакомпании ( конечного выгодоприобретателя ) в аэропорту не обойтись. Уже не говоря о скорейшей продаже госпакетов в аэропортах желательно конечно тем, кто показал свою эффективность в этой сфере, я имею в виду БАЗЭЛ, НОВОПОРТ и пр. и максимально ограничить возможность вхождения в капитал федеральных аэропортов случайных людей.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer