Заявление авиакомпании "Москва"
- Как Вы можете прокомментировать упреки нового руководства авиакомании «Москва» в лице и.о. ген директора г-на Манвелидзе в том, что прежнее "руководство ОАО Авиакомпания "Москва" на протяжении длительного времени вело необоснованно убыточную деятельность, накапливая при этом задолженность перед кредиторами и поставщиками услуг"?
- Абсолютно очевидно, что новая метла в лице нового менеджмента, даже не успев (или не желая) разобраться в ситуации, спешит переложить ответственность за создаваемые ими в авиакомпании проблемы и возможное предстоящее преднамеренное банкротство на предыдущее руководство. Для всех, кто хоть немного знаком с реальной ситуацией, абсолютно понятно, что такие заявления ничем не обоснованы.
- В мае 2009 года, когда я принимал руководство авиакомпанией "Атлант-Союз", совокупная накопленная задолженность авиакомпании превышала 14 миллиардов рублей. На сегодня, если решить чисто технические вопросы по искусственно создавшейся задолженности перед "Ростехнологиями" в соответствии с поручениями, данными по этому вопросу Председателем Правительства, а также с учетом имевшихся на момент моего ухода на счету авиакомпании денежных средств в размене почти 1,8 миллиардов рублей, остаточный долг составит не более 2 миллиардов (что означает его сокращение в 7 раз!).
- Почему же тогда Вы приняли решение покинуть авиакомпанию?
- Мое решение никак не связано с "неудачной" текущей деятельностью. Напротив, за полтора года мне с моей командой удалось сделать очень многое. Помимо расчистки долгов, была разработана стратегия развития авиакомпании как базового перевозчика для аэропорта "Внуково", согласно которой уже к 2015 году парк авиакомпании должен был расшириться до 70-80 воздушных судов, а объем перевозок вырасти до 5-6 млн. пассажиров в год (при сегодняшних 1,3-1,4). За прошедший период удалось провести беспрецедентный ребрендинг, превратив непонятную для пассажиров авиакомпанию "Атлант-Союз" в авиакомпанию "Москва", что позволило авиакомпании претендовать на вхождение в ведущую пятерку авиакомпаний России (особенно стоит отметить, что обычно крайне дорогостоящий ребрендинг проведен полностью нашими силами без каких-либо дополнительных затрат). К ноябрю 2010 года усилиями нашей команды авиакомпания вышла с 23 на 8 место по количеству перевезенных пассажиров. Были детально проработаны и подтверждены акционером планы обновления парка воздушных судов авиакомпании, при реализации которых уже к концу 2011 года авиакомпания "Москва" обладала бы самым большим среди российских авиакомпаний парком собственных воздушных судов в количестве около 20 единиц. Список достижений можно было бы продолжить, но главное, что хотелось бы отметить - на протяжении всего прошедшего периода, несмотря на неподъемные долги и другие трудности, авиакомпания всегда четко выполняла свои обязательства перед пассажирами и не получала нареканий со стороны авиационных властей в отношении безопасности полетов.
- А как с текущей рентабельностью - компания при вашем руководстве была прибыльной или убыточной?
- Скажем так, компания, с учетом имевшегося парка воздушных судов, а также накопившейся из предыдущих периодов, включая "Эйр Юнион", долгов, не могла быть операционно рентабельной. При этом, в период летних программ перевозок операционный плюс был. Это было известно и главному акционеру, который для изменения данной ситуации поддержал предложения менеджмента по формированию собственного, свободного от лизинговых платежей, парка ВС и выходу уже к концу 2011 на самоокупаемость и положительный операционный результат. К сожалению, реализация этих планов была полностью остановлена в связи с объявлением авиакомпании "непрофильным активом".
- Мой уход, как и уход большинства членов моей управленческой команды, как раз и связан с изменениями в отношении главного акционера к авиакомпании и ее будущему. Ни в коей мере не критикуя и не обсуждая принятые решения по избавлению от "непрофильных активов", мы сочли для себя неприемлемым оставаться и наблюдать за попытками продажи авиакомпании, имевшей все основания стать одной из ведущих и уважаемых авиакомпаний России.
- А Вы считаете целесообразной продажу авиакомпании в ее нынешнем состоянии?
- Продажа авиакомпании - исключительно вопрос ее собственника - Правительства Москвы. Однако, как мне кажется, ее продажа в нынешнем виде вряд ли возможна и может привести к потерям ранее произведенных инвестиций из бюджета города. Скорее всего, если говорить о текущем моменте, из авиационных "активов" возможна только "продажа" маршрутной сети авиакомпании и парка воздушных судов, принадлежащего другой компании, также являющейся "непрофильным активом".
- Прокомментируйте, пожалуйста, заявление г-на Манвелидзе о том, что "Лизинговые платежи, расчеты с провайдерами технического обслуживания, страховыми компаниями, аэропортами, поставщиками топлива, бортового питания, платежи за аэронавигационное обслуживание, по ряду направлений фактически не осуществлялись с сентября 2010 года".
- Это абсолютно не так. На протяжении всего периода авиакомпания исправно платила по текущим счетам за исключением ситуации с платежами, сложившейся в декабре из-за невыполнения отдельными структурами Правительства Москвы ранее принятых ими же решений по предоставлению стабилизационного кредита авиакомпании и передаче в собственность воздушных судов, что существенно снизило бы операционные расходы. Скорее всего, и.о. ген директора до конца не разобрался в ситуации и имел ввиду ту накопленную задолженность, которая начала складываться с 2007 года. А критической ситуация стала именно в последние дни, когда вместо обещанные поставщикам и провайдерам услуг деньги (планировавшихся к получению от возврата НДС в размере более 200 миллионов рублей), ушли со счетов авиакомпании в неизвестном направлении, а новый и.о.гендиректора уверенно ведет авиакомпанию к преднамеренному банкротству, отдав распоряжение о полном выводе из продажи всех рейсов авиакомпании после 18 января. К тому же, как я уже говорил, на момент моего ухода на счетах компании было достаточно средств не только для того, чтобы рассчитаться с кредиторами, но и для продолжения развития авиакомпании.
- Что скажете по поводу "необъяснимого дисбаланса численности, когда на 38 летных экипажей приходится более 800 человек руководства и обеспечивающих служб"?
- Скажу, наверное, одно: человеку без летного образования, никогда не руководившему даже небольшим коллективом и отдаленно знакомому не только с гражданской авиацией, но и с элементарной математикой, могу только порекомендовать заняться серьезно своей профессиональной подготовкой. Из 1000 сотрудников авиакомпании (кстати, на 1 июня 2009 года, эта численность была около 1500 человек), более 550 составляли летчики и бортпроводники (которых, очевидно, и.о. по ошибке причислил к управленческому персоналу), еще 150 сотрудников - инженерно-технический состав, около 120 - обеспечивающие производственный процесс подразделения (водители, материально-техническое снабжение и другие), и только оставшиеся менее 200 человек можно условно отнести к административной надстройке.
- г-н Манвелидзе говорит о том, что продажа билетов закрыта им с 18 января только на ряде "убыточных направлений", а также расторгнут ряд "кабальных договоров, цены услуг по которым до двух раз превышают рыночные". Что скажите?
- В том, что касается "кабальных" договоров и нерыночных цен, боюсь, опять у нового и.о. аналогичные проблемы с арифметикой, как и в случае подсчета персонала. А вот в том, что касается маршрутов, новый претендент на должность генерального директора откровенно и сознательно искажает информацию. Все дело в том, что, как я уже говорил, им полностью остановлена продажа на все рейсы авиакомпании с 18 января. При этом несколько необъяснима спешка, с которой еще до закрытия оставшихся "убыточных" рейсов, все прибыльные направления (Душанбе, Ташкент, Самарканд, Бухара, Афины, Салоники, Брно и многие другие Среднеазиатские и Европейские направления) в спешном порядке передаются ЮТэйру, который при этом не берет на себя абсолютно никаких обязательств ни за дальнейшую судьбу авиакомпании, ни за выполнение ее обязательств перед контрагентами и кредиторами.
- Хотели бы Вы что-нибудь пожелать новому и.о. генерального директора?
- Наверное одно: несмотря на то, что сегодня как никогда модно критиковать предыдущее руководство, лучше для начала все-таки сделать что-то полезное и для компании, и для людей. Я абсолютно не против любой конструктивной критики, но уверен, что г-ну Манвелидзе не удастся с помощью голословных обвинений предыдущей команды уйти от ответственности как за вывод активов, так и за преднамеренное банкротство, к которому он с группой не наделенных полномочиями «советников» уверенно ведет авиакомпанию "Москва", вводя при этом в заблуждение и в неоправданные убытки главного акционера - Правительство Москвы и компрометируя нового Мэра, за спиной которого, уверен, все это и происходит.