Сегодня рейсы компании АirVOLGA выполняются на самолетах Bombardier CRJ 200 с оптимальной для регионального рынка вместимостью 50 пассажирских кресел. Интересна судьба этих лайнеров, ведь достались они авиакомпании от бывшего основного носителя бренда АirVOLGA – «Волга Авиаэкспресс». Точнее, после консолидации Николаем Улановым, совладельцем воронежской группы «Новые строительные технологии», своих авиационных активов в марте этого года.
По некоторым данным авиационным бизнесом г-н Уланов начал заниматься в 2007 году (получил контроль над компанией «Волга-Авиаэкспресс», которая прошла процедуру ребрендинга в AirVolga). 10 августа прошлого года этот ребрендинг был презентован прессе в Волгограде. Журналистам представили Bombardier CRJ 200 в причудливой раскраске жар-птицы. Авиакомпания тоже заявила о штурме региональных рынков, развитии маршрутной сети и называлась, чуть ли, не главным конкурентом «Регион-Авиа». В октябре 2009 года бизнесмен приобрел авиакомпанию «Руслайн».
В марте этого года стало известно, что г-н Уланов намерен консолидировать свои авиактивы («Волга-Авиаэкспресс» и «Руслайн). В апреле «Волга-Авиаэкспресс» фактически прекратила рейсы Волгоград - Москва и Москва - Нальчик и эти маршруты перешли к авиакомпании «Руслайн». Позднее владельцы «Волга-Авиаэкспресс» приняли решение о введении процедуры банкротства компании ввиду существенных многомиллионных задолженностей перед поставщиками аэропортовых и топливозаправочных услуг, а в начале апреля «Росавиация» приостановила деятельность свидетельства эксплуатанта авиакомпании ввиду ее финансовой несостоятельности. Несмотря на это, владельцы авиаактивов АirVOLGA не оставили надежды развивать региональный сегмент – пусть и с другим свидетельством эксплуатанта – «РусЛайн», но под тем же брендом.
Обновленная AirVolga заявила тоже амбициозные планы по штурму российских регионов. В частности 30 июня 2010 г. в международном аэропорту Кольцово состоялась встреча первого рейса из Надыма авиакомпании АirVOLGA (Руслайн). Это ознаменовало старт совместного проекта аэропорта Кольцово и компании АirVOLGA (Руслайн), который предусматривает открытие пяти новых региональных направлений из столицы Урала в Новый Уренгой, Томск, Барнаул, Надым и Салехард и увеличение частоты рейсов в Москву, Краснодар, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды. Данная программа осуществляется тоже с поддержкой местных властей, в рамках концепции развития региональной авиации, разработанной Кольцово и поддержанной губернатором и правительством Свердловской области. Договоренности с АirVOLGA по словам министра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Сергея Швиндта - важная составная часть общей программы развития транспортной системы области на период 2011-2016 г.
Кавказская сага
Похожие амбиции дирекция Air Volga, по некоторым данным,вынашивает и в плане развития авиаперевозок на Северном Кавказе - связать практически каждый аэропорт Северного Кавказа с Центральной Россией. Однако там авиакомпания встретила сопротивление.
В частности, стало известно, что перевозчик участвовал в тендере на осуществление авиаперевозок из ингушского аэропорта Магас, который объявляли региональные власти, и даже этот тендер выиграл. Между тем, позднее итоги тендера были признаны властями недействительными. Не исключено, что авиакомпания будет принимать участие в повторном тендере. Вот только удастся ли одержать в нем победу?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать историю взаимодействия авиакомпании и этого аэропорта. Как рассказали источники в авиаотрасли, у аэропорта и авиакомпании имеется многолетний финансовый спор.
На ноябрь 2010 года компания РусЛайн накопила просроченную задолженность перед ОАО «Аэропортом «Магас» - около 8 млн. рублей. Хотя, по меркам МАУ сумма, на первый взгляд, незначительная, у администрации аэропорта не было иного выхода, нежели требовать задолженность через суд. Поскольку погасить долги перевозчик отказался, не смотря на признание целым рядом судебных инстанций правоты истца, был наложен арест на основной счет компании РусЛайн. Между тем, и эта процедура не помогла получить аэропорту возмещение своих убытков – счет оказался пуст, все средства выведены, что «де юре» может давать основания для обращения в суд о старте процедуры банкротства.
Генеральный директор аэропорта «Магас» Магомед Цуров подтвердил эту информацию. По его словам: «Задолженность авиакомпании перед нами – порядка 8 млн. рублей. Погасили лишь 1 млн. рублей. Они выходили к нам с предложением подписать мировое соглашение, но подписывать его сегодня, мы не видим уже никакого смысла, поскольку имеем соответствующее решение суда и постановление об аресте счетов ответчика. Более того, несколько раз нами было предложено заключить такое соглашение в досудебном порядке. Ответчик на компромисс не пошел».
Поясним, что разбирательства начались в 2008 году. Тогда авиакомпания Руслайн тоже достигла взаимопонимания с администрацией Ингушетии о дотационных перевозках из аэропорта Магас – договор № О-10/08/126 от 17.10.2008. Однако, получив дотации из бюджета региона, плата за аэропортовое обслуживание авиакомпанией не осуществлялась, либо осуществлялась, но с серьезными сбоями.
В итоге авиапредприятие было вынуждено приостановить обслуживание авиакомпании, а за возвратом своих средств обратится в суд. За время судебных прений сумма иска возросла с 8 млн. рублей до порядка 9,5 млн (судебные издержки). Согласно решению Арбитражного суда г. Москвы от 25 марта 2010 г. по делу № А40-1845/10-61 за аэропортом было признано право на возмещение со стороны Руслайна долгов. Ответчик попытался обжаловать данное решение, однако судебные инстанции апелляции отклонили. В частности, 23 июня 2010 г. апелляционную жалобу ЗАО Авиакомпания РусЛайн суд оставил без удовлетворения. Кроме того, ответчик направил в суд заявление об отсрочке исполнения решения, указывая, что в настоящее время компания приступила к реализации программы развития региональной авиации, «открываются новые направления полетов, в настоящее время расходы на проведение программы развития региональной авиации превышают доходы от ее реализации». Этот довод суд не принял.
Хотя на руках у Aviation Explorer имеются копии упомянутых документов, в компании РусЛайн заявили: «На данный момент у нас сложились нормальные рабочие отношения с руководством аэропорта, которые не хотелось бы нарушать. Поэтому комментировать поступившую информацию, затрагивающую не только авиакомпанию РусЛайн, но и наших партнеров, считаем для себя неправильным».
Стало известно, что ситуация с аэропортом Магас – не уникальна. В частности, РусЛайн осуществляла перевозки и в аэропорт Курган до приобретения ее г-ном Услановым. Только задолженности за заправку самолетов в этом аэропорту на 2009 год перед местным ТЗК составила около 4 млн. рублей. Накопленная задолженность стала даже причиной прекращения обслуживания авиакомпании. Позднее авиакомпании с ТЗК удалось заключить мировое соглашение и пока, по свидетельству заправщиков, перевозчик из рамок этого соглашения не выходил. Между тем, по некоторым данным у авиакомпании есть и другая существенная задолженность в Кургане - за аэропортовое обслуживание. Однако курганские коллеги к ситуации в авиакомпании отнеслись с пониманием, учитывая, что в 2009 году у перевозчика поменялся собственник. Переговоры о погашении задолженностей начались заново.
Почему же веры в достижение компромиса с авиакомпанией нет в аэропорту Магас? Возможно, все дело в ментальности...