Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Статья

Извините, это не ваше!

25 ноября 2010 года / Екатерина Соболь / Aviation EXplorer
 

На прошлой неделе Министр Транспорта Игорь Левитин в рамках форума «Транспорт России» не исключил, что московские власти вот-вот могут начать переговоры о продаже своих авиационных активов. И хотя подобное заявление прозвучало из уст не самого мэра Сергея Собянина, а, по совместительству, председателя совета директоров аэропорта «Шереметьево» и авиакомпании «Аэрофлот», рынок воспринял данный “message”, учитывая существующую «вертикаль власти», как указание к действию.

В частности, интерес к активам в авиакомпании «Москва» озвучили в ЮТэйр. При этом, аналитики в один голос утверждают, что гораздо большие рыночные перспективы у другого московского авиапредприятия – Международного аэропорта «Внуково». Действительно, после завершения строительства нового пассажирского терминала перспективы развития у МАВ, мягко говоря, неплохие. Вот только может ли Москва претендовать на существенные «дивиденды» в ходе его реализации - огромный вопрос. 

Хотя Игорь Левитин поделился с прессой своим компетентным взглядом, в мэрии отмечают, что вопрос лишь на стадии рассмотрения и никаких заявлений г-н Собянин не делал. Вполне вероятно, что такое поведение Сергея Собянина и отказ от комментариев по авиаактивам связан с невозможностью определить, что же именно в своей авиационной вотчине он может реализовать с прибылью для бюджета. По информации близкого к процессу источника в аэропорту «Внуково», 23 ноября даже прошло совещание на этот счет. Однако рассказывать подробности спикер отказался, лишь заметил, что ситуация по «Внуково» не из лучших. Бюджет Москвы, как известно, в следующем году будет испытывать дефицит в сотни миллионов рублей и избавление от непрофильных активов могло бы эту проблему решить.

В пресс-службе аэропорта «Внуково» рассказали, что Правительству Москвы сегодня принадлежат 75% – 1 акция ОАО «Аэропорт Внуково», 25%+1 акция ОАО «Международный аэропорт Внуково», 26% ОАО «Авиабизнестерминал», 25% -1 акция ВАРЗ-400.  

При этом Aviation EXplorer удалось выяснить, что один из наиболее привлекательных активов - новый карго-терминал аэропорта Москве не принадлежит. В него вкладывались деньги частных инвесторов. Источники во «Внуково» утверждают, что существенные вливания в строительство грузового терминала были от бизнесменов Алишера Усманова и Льва Кветного. Причем, арендатор старого терминала - Предприятие ЗАО «Внуково Терминал», которое работает в аэропорту с 1996 года, предлагал на совете директоров «Аэропорта Внуково» другой проект и собственные инвестиции в новый грузовой комплекс. Там Москва имела бы существенную долю и гарантированную арендную плату. Однако в воздушную гавань пришел новый грузовой оператор, решение было принято в пользу проекта, где Москва участия практически не принимала.

В итоге получился потрясающий своими масштабами «почтово-грузовой комплекс, который по технико-экономическим показателям является одним из крупнейших авиагрузовых логистических центров в России. Благодаря высокой технической оснащенности грузовой комплекс может обрабатывать любые виды грузов: скоропортящиеся, ценные, дипломатические, опасные, животные и другие виды, требующие особых условий при транспортировке, хранении и обработке. Особое преимущество проекта - наиболее близкое расположение здания грузового комплекса к стоянкам воздушных судов, что существенно сокращает время погрузки и разгрузки грузов. Все красиво – только где здесь Москва?

С другим привлекательным активом аэропорта «Внуково» - новым терминалом «А» тоже все непрозрачно. При этом, терминал «А», пожалуй, главная надежда аэропорта. Он «откроет новые возможности и позволит вывести пропускную способность Внуково к 2015 году на уровень более 20 миллионов пассажиров в год» - говориться в релизе «Внуково». Потрачено на строительство объекта, согласно данным генерального директора аэропорта «Внуково» Василия Александрова, порядка 40 млрд. рублей. Итоговая стоимость объекта – 65 млрд. рублей. Четкое понимание, как происходило финансирование проекта есть лишь по 120 млн. евро, которые были предоставлены Банком Москвы в качестве кредита аэропорту «Внуково» в начале 2010 года. Средства выделены на пять лет под 10,5% годовых. Также банк получил единовременную комиссию в 3% от стоимости кредита. Сколько не умножай 120 млн. евро по курсу ММВБ, 40 млрд. все равно не получится. От кого шли остальные инвестиции, в пресс-службе «Внуково» сказать затруднились, отметив, что это закрытая информация. 

Подчеркнем, что новый терминал, после того как будет достроен, перейдет в собственность Банка Москвы на пять лет. Обеспечением по кредиту станет поручительство ОАО «Международный аэропорт Внуково», ОАО «Внуково-Инвест», ОАО «Авиационно-нефтяная компания», ОАО «Внуково Хэндлинг», которые подконтрольны Виталию Ванцеву. Он, кстати, за этот кредит поручился лично. Некоторые эксперты отмечают, что схема весьма странная – абсолютно непонятно, зачем нужно было поручительство третьего лица, если в залоге у банка терминал. Не исключено, что такая комбинация была создана, чтобы, даже в случае банкротства аэропорта «Внуково» или невозможности выплат по кредиту, контроль над новым терминалом сохранился у Ванцевых. Они, оплатив долги аэропорта, вполне могут претендовать на большую долю в Терминале «А». Однако, согласно официальной версии, Виталий Ванцев просто очень верит во «Внуково», поэтому и поручился за него всеми своими активами в аэропорту.

«Поручителем кредита, - говорит аналитик в одном из российских банков, - в любом случае должна выступать структура, планирующая дальнейшее вложение денежных средств и развитие бизнеса, которое позволит акционерам увеличить свои доходы. В противном случае, такого поручительства получено бы не было. Вероятно, что поручителям были обещаны определенные преференции с точки зрения распределения прибыли или прочие льготы». С другой стороны, добавляет источник во «Внуково», открыл упомянутую кредитную линию Банк Москвы, в котором доля Московского Правительства порядка 46%. Финансирование в строительство со стороны родственной структуры всегда сулит огромные льготы и дешевые деньги. А уж как там эта собственность «поведет себя» после завершения строительства и в чьи руки попадет, вопрос десятый. Поэтому ответ на вопрос, почему терминал «А» «числится» именно за структурой, где у Москвы большая доля, а вкладываются в нее совсем иные инвесторы, становится вполне очевиден.

«Подчеркнем, что формально новый терминал зарегистрирован на ОАО «Аэропорт Внуково», где у Москвы 75% - 1 акция. Остальная собственность этого юрлица - весьма скромная гостиница, часть профилактория, котельная, старый терминал для внутренних линий, и ещё несколько второстепенных объектов - говорит один из высокопоставленных внуковских руководителей, - Хотя терминал «А» и закреплен за Аэропортом «Внуково», де-факто, воспринимать его можно, скорее, как управляющую компанию, а не единоличного владельца».

В этом свете возвращение в Совет директоров «Внуково» Льва Кветного вполне объяснимо. На рынке говорят, что инвестициями в грузовой терминал он не ограничился. Согласно официальной информации с сайта банка "Национальный стандарт" г-н Кветной владеет как минимум 1,7 % акций ОАО «Аэропорт Внуково». По неофициальным же данным, речь может идти о весьма существенных долях в практически во всех предприятиях, официально оперирующих в аэропорту.

Завершим эту картину небольшими яркими штрихами: гостиница, которая строится напротив аэропорта, сооружается на частные инвестиции, ТЗК «Внуково» принадлежит на 100% Анатолию Ванцеву, ОАО «Международный аэропорт Внуково», (терминал международных линий) также на 75% подконтролен семье Ванцевых и лишь на 25% Москве. Парковки в аэропорту – частная собственность.  

При этом, в аэропорт, где, как выясняется, доля города ничтожна, на развитие инфраструктуры были выделены гигантские средства из бюджета города. В настоящее время аэропортовый комплекс Внуково интегрирован в городскую инфраструктуру тремя автомагистралями (Киевское, Боровское и Минское шоссе). Также в рамках проекта модернизации вдоль фасада терминала возведена двухуровневая автотранспортная эстакада протяженностью 2,5 километра. Электропоезда повышенной комфортности, следующие с Киевского вокзала столицы без промежуточных остановок, прибывают на подземную железнодорожную станцию аэропорта Внуково, с которой есть прямой выход в новый терминал «А». К тому же, аэропорту обнулили ставку налога на землю (недовольство этим фактом недавно высказывал новый мэр Сергей Собянин и предложил с января 2011г. эту льготу отменить).

Получается, что под все эти проекты выбивались бюджетные деньги, а вкладывались они лишь для того, чтобы увеличить стоимость активов частных инвесторов? Москва весьма успешно вложилась налогами своих горожан в их благополучие. А теперь вполне очевидно, что если кто и захочет приобрести существенную долю аэропортового бизнеса во «Внуково», лучше обращаться не к московскому правительству, а к Виталию Ванцеву или, скажем, Льву Кветному.

 

p.s. Что же касается Москвы, то реализация имеющихся объектов недвижимости ОАО "Аэропорт "Внуково" крайне затруднена. Дело в том, что по иску "Коммерческого агентства аэропорта "Домодедово" (КААД) на всю недвижимость ОАО "Аэропорт "Внуково" был наложен арест (снят он или нет, пока неизвестно). На днях Девятый арбитражный апелляционный суд (по правилам суда первой инстанции) удовлетворил иск "Коммерческого агентства аэропорта "Домодедово" о взыскании 453,26 миллиона рублей с ОАО "Аэропорт "Внуково" по задолженности авиакомпании ОАО "Красноярские авиалинии".

 


Екатерина Соболь


комментарии (1):

ФросяБурлакова      26/11/2010 [12:32:27]#1
Москва инвестировала ничьи московские деньги, «Ванцевы»- свои.
Теперь, чтобы восстановить статус-кво должно произойти:
1. или "разгром" бизнеса "Ванцевых и Cо" и возврат собственности тому, кто платил, а не занимался схемотехникой по переводу активов на баланс «частных инвесторов»;
2. или «переподписание» с ними же неформальных договоренностей уже Собяниным с отказом от продажи чего либо.
В любом случае, Собянин быстро ничего не получит и не вернет: слишком все юридически запущено…





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Лариса Брынцева
NAIS-2025 – такого у нас ещё не было
Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке



Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer