Мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор аэропортового комплекса Внуково Василий Александров Фото: Константин Рубахин |
В среду Мосгордума приняла во втором чтении проект бюджета Москвы на 2011 год. Дефицит его, по некоторой информации, может достигнуть порядка 45%, а это десятки миллиардов рублей. Вполне логично, что покрывать эти расходы можно через продажу непрофильных активов, в том числе, и в сегменте авиационного бизнеса. Кстати, г-н Собянин ратовал за это с самого своего прихода в мэрию. В настоящий момент речь идет о 75%-1 акция ОАО «Аэропорт «Внуково», 25%+1 акция ОАО "Международный аэропорт "Внуково", 26% акций ОАО "Авиа-Бизнес-Терминал" и 25% +1 акция ОАО "Внуковский авиаремонтный завод № 400". Причем, как сообщили в пресс-службе аэропорта «Внуково», доля в новом терминале «А» у Москвы мизерная. В основном собственниками выступают частные инвесторы.
Упомянутая позиция мэра Москвы, вероятно, и позволила Министру транспорта России Игорю Левитину высказать предположение, что принадлежащие Москве акции международного аэропорта «Внуково» и авиакомпании «Москва» могут быть проданы в ближайшее время. А Василий Кичеджи, который исполняет обязанности руководителя департамента транспорта и связи Москвы и, кстати, в обеих структурах выступает в качестве председателя совета директоров, заявил, что готов начать переговоры с потенциальными покупателями.
Вот только вопрос – какова сейчас доля Москвы в авиакомпании «Москва»? Как стало известно Aviation EХplorer, еще до прихода Собянина московским правительством было принято решение выкупить у Виктора Григорьева 49% акций авиакомпании. По тем же данным, чуть позже г-н Григорьев отказался, за определенную сумму, от своей доли в пользу Москвы и в заседании совета директоров «Атлант-Союза» 30 августа участия уже не принимал, передав все полномочия московскому правительству. Есть информация, что г-ну Григорьеву даже были переведены некоторые незначительные суммы, но приход нового мэра процесс приостановил.
Комментируя эту информацию, генеральный директор авиакомпании «Москва» Евгений Бачурин сообщил, что «процесс мог, но не был завершен». Получить комментарии у самого г-на Григорьева не удалось – он сослался на свою занятость. В департаменте Транспорта и связи Москвы пояснили, что вопросы собственности решают в департаменте имущества Москвы. Однако в течение всего 20 ноября телефоны этого департамента не отвечали. Позволю себе предположить, что, как и у г-на Григорьева, ответить на звонки сотрудникам не позволила огромная занятость и новый напряженный рабочий график с 8 утра. Кстати, информации о том, сколько Виктор Григорьев, согласно документу, подписанному с мэрией, должен получить за почти половину «Москвы» нет.
«Оборот авиакомпании - около 8 млрд. руб. в год, а общий долг на конец 2009-го составлял 14 млрд. рублей» - рассказывал в одном из своих интервью генеральный директор авиакомпании Евгений Бачурин. За перевозку пассажиров обанкротившегося AiRUnion Госкорпорация «Ростехнологии» погасила перевозчику долг в 3,5 млрд. рублей, одновременно, каким-то образом, исполнив свои поручительства, «Ростехнологии» перевели этот долг на себя и превратились в кредитора «Москвы». И, хотя руководство тогда еще «Атлант-Союза» выработало методику решения этой задачи, на конец сентября Ростех все еще был кредитором перевозчика. Более того, остальные долги по AirUnion в 2 млрд. рублей, несмотря на то, что есть соответствующее поручение Правительства России, авиакомпании еще не выплатили.
По словам Бачурина: «Часть убытков пообещало взять на себя Правительство Москвы, а именно - помогло взять бюджетный кредит под 15-18 % годовых. Но это все равно те деньги, которые, так или иначе, придется возвращать. Что касается средств от «Ростехнологий», то я не думаю, что ГК откажется от этих обязательств». Между тем, вся эта долговая ноша легла на компанию и ежемесячно увеличивает задолженность.
Многомиллиардная долговая нагрузка авиакомпании «Москва» может значительно сократиться, в случае, если будут исполнены все обязательства «Ростехнологий» и Московского Правительства. Речь идет, в том числе, и о планах Правительства Москвы о возмещении затрат по покупке лайнеров Boeing 737-800. «Таким образом, в случае исполнения всех этих обязательств, долги авиакомпании должны были составить около 3,5 млрд. рублей, но нужны усилия»,- говорит Евгений Бачурин. Источники близкие к авиакомпании также утверждают, что частично погасить долги «Атлант-Союза» бывший мэр Лужков обещал чуть ли не из своих собственных «резервов». «Резервы», как известно, «уплыли»… Сейчас долг прошедшей ребрендинг «Москвы», если верить руководству авиакомпании – порядка 7,5 млрд. рублей. Поясним, что обороты тоже могут сократиться. Перевозчик выводит из парка последние Ил-86, а это падение пассажиропотока примерно на 20%.
Возвращаясь к вопросу об акциях Виктора Григорьева, аналитики отмечают, что они в нынешних условиях имеют практически нулевую стоимость. «Судя по всему, сделка еще не завершена, а значит, Виктор Григорьев до сих пор остается совладельцем авиакомпании. С другой стороны, вероятность, что г-н Григорьев сможет выручить за свои активы хоть какие-то серьезные средства на стороне, учитывая непривлекательность актива, стремится к нулю. Речь может идти о получении весьма символической платы» - говорит главный редактор AVIA.RU Роман Гусаров.
p.s. «Сколь угодно долго можно рассуждать о справедливости и свободе слова, декламировать постулаты о честном ведении бизнеса в России, его привлекательности и прочих атрибутах свободной экономики. Вот только, если стоимость актива половины авиакомпании, входящей в 15 крупнейших перевозчиков в Российской Федерации, четко коррелируется со сменой власти, прихотью чиновников и их настроением, о какой рыночной экономике можно вообще говорить»? Я, как и многие мои коллеги, безучастно взирала на кортеж удаляющегося мэра, на эти выверенные действия его охранников, которые двигали журналистов за плечи со словами: «Это не для вас!»… от всего этого пафоса становилось не по себе. Не первое десятилетие Россия играет пьесу о демократии и рыночной экономике, но с каждым годом «актеры» все фальшивее. Как же хочется иногда прокричать «занавес»! или запастись переспелыми томатами и швырять их в голубые экраны, вещающие победные «вести с полей».