Рынок российских авиаперевозок восстанавливается быстрее, чем ожидалось. Еще в конце 2009 года все надеялись на восстановление хотя бы до докризисного уровня, однако сейчас рынок показывает более высокие показатели роста, чем в 2008 году, что объясняется стабилизацией российской экономики в целом.
За первые девять месяцев 2010 года услугами российских авиакомпаний воспользовались 43,8 млн пассажиров. Таким образом, российские авиаперевозки выросли на 27,4% по сравнению с тем же периодом прошлого кризисного года.
В 2010 году россияне начали гораздо больше путешествовать, отдавая при этом предпочтение воздушному транспорту. За рубеж в первые девять месяцев 2010 года выехало 21,5 млн человек, что на 30% больше показателей 2009 года. По России перелеты осуществили 22,3 млн человек - на 25% больше. Вырос и такой важный показатель как занятость пассажирских кресел. В целом загрузка самолетов составила 79,3%, что на 4,2% превышает показатель первых девяти месяцев 2009 года. Опираясь на эти данные, можно сделать вывод об улучшении рентабельности работы российских авиакомпаний.
Мировой рынок авиаперевозок также восстанавливается более быстрыми темпами. Международные пассажирские перевозки в июне 2010 года выросли на 11,9%. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) повысила прогноз прибыли мировой авиации на 2010 год в 3,6 раза до 8,9 млрд. долларов по сравнению с ожидавшимися в июне 2,5 млрд долларов. Росту выручки будет способствовать увеличение спроса, а также рациональное управление используемыми мощностями.
Позитивную оценку российскому авиарынку дают и крупнейшие мировые авиапроизводители. Bombardier, ведущий мировой производитель региональных воздушных судов, ожидает значительного роста бизнес авиации России. По расчетам аналитиков Bombardier, рынок деловой авиации России и стран СНГ займет четвертое место в мире по поставкам новых самолетов.
Что касается магистральных лайнеров, то в настоящее время в России эксплуатируется 201 воздушное судно семейства Boeing и 149 самолетов Airbus. По прогнозам Airbus к 2028 году России потребуется 1004 новых воздушных судна. В то же время мы видим даже большую потребность российского рынка в самолетах и сопутствующих услугах. Авиационный сектор в стране показывает хорошие темпы роста, поэтому России может потребоваться до 1053 воздушных судов, для технического обслуживания каждого из которых необходимо 1500 - 2000 человеко-часов ежегодно, и 12500 пилотов.
Учитывая огромное влияние авиационной отрасли на развитие всей страны, российское правительство выбрало верную стратегию – поддерживать авиационный сектор, тем самым стимулируя экономику страны и рост ВВП. По нашим оценкам, рост российского ВВП на 1 процент влечет за собой увеличение спроса на воздушные перевозки на 1-1,25%.
На фоне интеграции российской экономики в мировую экономику, очевидно, что потребность во внутренних и международных перелетах будет неуклонно расти – время становится одним из важнейших факторов. Быстрые передвижения, как по стране, так и по всему миру обеспечивает именно авиация, что особенно актуально в масштабах России.
Мы уверены, что благодаря позитивным прогнозам относительно развития российского авиационного рынка, все больше международных компаний – авиапроизводителей, провайдеров технического обслуживания, тренировочных центров – будут обращать внимание на российский рынок.