Участие в конкурсе приняли восемь претендентов и 15 модификаций самолетов. Среди них такие лидеры авиастроения в области региональных самолетов как Embraer, Bombardier, российские ОАК (в лице «Ильюшин Финанс и Ко.») и ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС). Все самолеты, представленные производителями, уже летают и могут быть поставлены в парк «ЮТэйр» в приемлемые сроки, кроме Sukhoi Superjet 100, программа которого пока откровенно буксует. Однако комиссия "ЮТэйр", которая «заседает» три года, невзирая ни на что, «сочла, что именно самолеты семейства Sukhoi Superjet 100 наиболее соответствуют техническим и экономическим требованиям компании».
Причем, согласно официальному релизу, победителями указаны модификации RRJ-75В и RRJ-95B, которых в проекте SSJ давно уже нет - они заменены единственной модификацией SSJ 100. А значит характеристики этих моделей не соответствуют реальному положению вещей. «Есть новые цифры по результатам сертификационных испытаний, - говорит источник в авиапроме, - Они сильно разнятся с исходными данными, которые подавались на тендер в 2008 году. К примеру, версии RRJ-75 вообще не будет, а RRJ- 95, превратилась в базовую версию SSJ 100, которая сильно «потяжелела». У этого самолета меньшая дальность, больший расход, больший разбег и пробег, по сравнению с ранее заявленными характеристиками. Более того, самолет получился на 3 тонны тяжелее». То есть получается, что «ЮТэйр» подвела итоги по несуществующему конкурсу и несуществующим самолетам – предпочла пополнение парка за счет рекламного плаката, а не реальных лайнеров.
Более того, складывается устойчивое впечатление, что итоги подводились на скорую руку, причем до такой степени, что даже оставшихся участников тендера предупредить об их «проигрыше» не успели. В «Ильюшин Финанс и Ко.», например, сообщили, что удивлены итогами тендера: «Согласно положению о конкурсе, разработанному самой же авиакомпанией, мы направили техническую документацию на самолет Ан-148 согласно первому этапу конкурса. Однако ни о результатах первого этапа, ни о начале второго – главного, содержащего коммерческое предложение, авиакомпания нас не проинформировала ни одним из предусмотренных Положением способом. Таким образом, можно считать, что мы до сих пор находимся в конкурсе, а авиакомпания подвела итоги какого-то другого конкурса, или приняла решение вне конкурса, о котором идет речь», - резюмируют в ИФК. Другой участник тендера - Bombardier вовсе воздержалась от комментариев.
То, что итоги подводились в спешке, подтверждает и отсутствие информации о сумме сделки, количестве лайнеров, принципах приобретения и участия в ней каких-либо финансовых институтов или банков. Впрочем, источники в ГСС и не опровергают, что «документация по данному тендеру устарела и ведется дополнительный раунд переговоров, в связи с изменениями технических параметров». Добавим, что если опираться на более раннюю информацию, которую сообщала авиакомпания, чтобы заменить Ту-134 перевозчику потребуется порядка 20 самолетов, плюс опцион еще на 10 машин. Весьма сомнительно, что, зная о темпах производства и необходимости менять свой авиапарк уже сейчас, авиакомпания приняла такое решение самостоятельно.
Если обратиться к интервью Андрея Мартиросова, которое он дал Aviation EXplorer весной этого года, то в нём он абсолютно четко дает понять, что шансов выиграть этот тендер, у ГСС мало: «Интерес (к лайнеру) есть, - говорит он, - Мы серьёзно рассматриваем SuperJet 100. Полагаем, что у него неплохие перспективы. По заявленным производителем характеристикам он нас вполне устраивает. Но мы точно не будем в числе первых заказчиков. Мы, сибирские люди, очень консервативны. Мы посмотрим, как будет у других заказчиков. Пусть купят, полетают, а мы поглядим. Самолёт – это не просто летательный аппарат тяжелее воздуха. Это сложный, многосистемный рыночный продукт, который должен жить по определённым законам. У того, кто покупает самолёт (лизинговая компания, оператор, конечный собственник), должны быть гарантии или уверенность в поддержании его остаточной стоимости. Если этого не будет, это всё невозможно».
И спустя полгода, после столь чётко обозначенной позиции, генеральный директор «ЮТэйр» меняет свое мнение. С чем это может быть связано? - Какими-либо позитивными изменениями? Повышением темпов производства самолётов SSJ 100? Изменением характеристик продукта в лучшую сторону? Появлением опыта эксплуатации самолёта в авиакомпаниях?- Едва ли.
«Если посмотреть на заявленный ГСС портфель твёрдых заказов, то «ЮТэйр» сможет получить первый самолёт SSJ 100, при самых высоких темпах производства, не ранее 2014 года. А авиакомпании необходимо срочно обновлять парк самолётов уже сегодня» - говорит Роман Гусаров.
Эксперты отмечают, что таким образом «ЮТэйр», возможно, получит некие преференции по ввозу иностранной техники – как это было с «Аэрофлотом». Поясним, что авиакомпания сейчас необходимы именно те типы иностранных лайнеров, таможенные пошлины на которые не сняты. Поэтому есть вероятность, что перевозчик сможет получить право беспошлинно, в режиме временного ввоза, получить альтернативу Superjet 100 до его поступления в парк авиакомпании, без дополнительных выплат «в поддержку отечественного авиапрома». С другой стороны, не исключен и факт давления на компанию. Напомним, что внимание «ЮТэйр» уделили недавно в самых высоких кабинетах. Как сообщали региональные СМИ, Владимир Путин лично поручил УФАС разобраться с тарифной политикой перевозчика.
Если так, то с мотивациями «ЮТэйр» всё более или менее понятно. Но вот какого-либо смысла, кроме как имиджевого, набирать заказы, выполнение которых в срок маловероятно, у ГСС точно нет. Распространяться на тему, сколько самолеты ждет «Аэрофлот», мы не будем. Вероятно, что такая же судьба ждет и «ЮТэйр». Вот только обновить парк 134-х авиакомпании (у «ЮТэйр» их сейчас 28) необходимо в течение 2010 – 2012 годов, самолеты просто выработают свой ресурс. Могут ли означать анонсированные итоги тендера, что ГСС берет на себя изначально завышенные обязательства?
Сегодня твердых контрактов на SSJ-100, если даже не брать в расчет «Финансовую лизинговую компанию» и Malev, - 111 самолетов. Каким образом, за два года ГСС поставит еще, минимум, 20 (+10 опцион) к упомянутой сотне с хвостиком? Эта суперголоволомка будет решаться еще сложнее, если вспомнить, что пока ни одного лайнера ни одному из шестнадцати заявленных заказчиков поставлено не было. Есть, правда, пара предположений. Например, ГСС временно пошлют часть заказчиков в небо за звездочкой, но на других лайнерах. Ведь даже если представить, что с ГСС произойдет экономическое чудо, за столь короткий срок, соблюдая все предыдущие договоренности (среди них 30 самолетов для «Аэрофлота»), произвести такое количество лайнеров все равно невозможно.