Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Статья

Цена свободная

Журнал «Эксперт-Урал», №39 (437), октябрь 2010


28 октября 2010 года / Алексей Белоусов / Aviation EXplorer
 

Дороговизна авиатранспорта в России - следствие, скорее, развала отрасли и неверной политики государства, чем желания перевозчиков получить сверхприбыль. Ситуация не изменится, пока не появится четкая концепция развития.

В конце сентября Управление ФАС по ХМАО (Югре) объявило о начале масштабной проверки авиакомпании ЮТэйр. По поручению премьер-министра Владимира Путина, ведомству предстоит оценить обоснованность тарифов на 34 маршрутах пассажирских перевозок. Ранее в отношении ЮТэйра уже возбуждались дела о нарушении антимонопольного законодательства, но окончательные решения по ним не приняты: руководство компании не согласилось с доводами ФАС и обратилось в суд. 

В 2010 году антимонопольное ведомство обратило повышенное внимание на рынок пассажирских авиаперевозок. Недавно ФАС завершила анализ более 650 тыс. тарифов на 3100 направлениях. «Выявлено 380 маршрутов, на которых с сентября 2008 года по июнь 2010-го рост тарифа экономического класса составил от 30 до 300% и более», - отмечается в выводах ведомства.

Однако ни эксперты, ни авиаторы с антимонопольщиками не согласны. Обвинять перевозчиков в дороговизне перелетов неправильно: цена билета складывается из множества параметров, и повлиять на большинство из них компании не в состоянии.

Кто крайний?

Авиационный транспорт в нашей стране широким слоям населения недоступен. Мы сравнили цены на перелет по ряду направлений в России, США и Европе (минимальная стоимость за три дня до вылета). К примеру, билет из Москвы в Иркутск обойдется пассажиру в 12 тыс. рублей, а из Нью-Йорка в Лос-Анджелес (примерно одинаковые расстояния), если считать в тех же рублях, - в 6 тысяч. Перелет Екатеринбург - Москва стоит 4,5 тыс. рублей, а Лиссабон - Париж - 2,5 тысячи. Со средней зарплатой в 18,8 тыс. рублей (данные Росстата) не налетаешься. Для сравнения, минимальный гарантированный государством заработок, к примеру, во Франции составляет 1321 евро (примерно 54 тыс. рублей), а в США - около 1200 долларов (37 тыс. рублей).

На первый взгляд, наглость российских авиакомпаний очевидна. Однако мы очень грубо прикинули себестоимость кресла на рейс Екатеринбург (Кольцово) - Москва (Домодедово), основываясь на тарифах, имеющихся в открытом доступе. Исходные параметры: самолет Боинг 737-500 (максимальная взлетная масса 52,4 тонны, часовой расход топлива 2,4 тонны, количество мест - 122). Затраты в аэропорту вылета для такого борта - 128,8 тыс. рублей, стоимость топлива и заправки - 103,1, аэронавигационное обслуживание - 8, расходы в аэропорту прилета - 18 тыс. рублей. Итого с НДС - 304,4 тысячи. Учитывая среднюю по рынку занятость кресел в первом полугодии-2010 в 78%, расчет ведем на 95 пассажиров. Итого одно кресло - 3,2 тыс. рублей. В сумму не включены оплата услуг персонала, расходы на лизинг, обслуживание авиапарка, управление.

Цена билета, предлагаемая, к примеру, Аэрофлотом (летающим на Боингах 737), за неделю до вылета составляет 5560 рублей, за три месяца - 4060. Предложение Трансаэро: за неделю до вылета - 5540, за три месяца - 4376. Колоссальной маржи не видно. Так правы ли антимонопольщики?

На грани падения

- ФАС умалчивает, что в прошлом году на многих направлениях авиакомпании летали себе в убыток. Они не могли остановить регулярные рейсы. Спрос на них был слабым, пришлось снижать тарифы. Непонятна также методика оценки: какие цены сравнивали, какова глубина покупки? - считает главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров. - Сейчас высокий сезон, что впереди - неизвестно. Поэтому перевозчики страхуются, стараются максимально заработать, отдать долги. Это для них вопрос жизни и смерти. Не так давно Росавиация опубликовала отчет о финансовом состоянии авиакомпаний: из двенадцати первых положение семи признано неблагополучным. Все в порядке только у первой пятерки: Аэрофлота, Трансаэро, S7, ЮТэйр, Оренбургских авиалиний. Но даже они (за исключением Аэрофлота) в совокупности накопили ощутимый долг. Примерно при такой же задолженности рухнул альянс AiRUnion в 2008 году, в который входили КрасЭйр, Домодедовские авиалинии, Омскавиа, Самара и Сибавиатранс. Правда, по пассажиропотоку AiRUnion была существенно меньше сегодняшних лидеров (в 2007 году - 3,6 млн человек, а только Трансаэро в 2009 году перевезла 5 миллионов).

Источник: Росавиация, Росстат

За десять лет пассажиропоток вырос в 1,7 раза, а цены на билеты - в 3,6 (с учетом инфляции)

Авиакомпании такое мнение разделяют. По словам пресс-секретаря Sky Express Виталия Коренюгина, подход ФАС упрощенный, применять методику анализа цен в авиации по аналогии с другими отраслями по принципу «раньше было так, а сегодня вот так» нелогично:

- Процедура тарифообразования в авиации гораздо сложнее, чем думают в ФАС. Факторов, которые влияют на цену билета на различных направлениях, в разные дни и месяцы, множество. За несколько лет могло произойти много событий: устарело аэропортовое оборудование, в аэропорту остался монополист-заправщик, изменилось количество игроков на маршруте и прочее. Сегодня авиаперевозки стоят дешевле, чем должно быть в действительности. Компании работают на грани рентабельности, субсидируются государством на дальневосточных маршрутах. Маржа на внутренних перевозках минимальная. Точка зрения потребителя ясна: он хочет летать дешево. Но есть понятие себестоимости места, на которую влияет рост тарифов естественных монополий - аэропортов, навигации и т.д. ФАС не учитывает это, смотрит только тарифы.

Финансовый директор компании «Уральские авиалинии» Елена Икчурина добавляет:

- Считается, что нормальный предел рентабельности авиакомпаний находится в диапазоне всего от 2% до 5%. Ключевым регулятором покупной величины тарифов является рынок. Кроме этого, в основу тарифной политики положен утвержденный годовым бюджетом уровень среднего тарифа, обеспечивающий воспроизводство с минимальным уровнем рентабельности, а зачастую и с нулевым. Причина в том, что авиакомпания - последнее звено в длинной сервисной цепи, с заложенным ее участниками уровнем рентабельности не менее 20%.

У ФАС есть ответ на претензии авиакомпаний. По данным ведомства, в результате давления на продавцов топлива, его стоимость снизилась в 2008 - 2010 годах в полтора раза. Падение цен и модернизация авиапарка уменьшили долю топлива в расходах компаний в среднем с 40 - 45% до 24%. Однако это не привело к снижению цен на билеты.

Это мнение поддерживает и заместитель декана экономфака Уральского госуниверситета Сергей Лукьянов: «У любой из наших авиакомпаний огромные транзакционные издержки, которые не поддаются стандартному российскому учету и не классифицируются. Хотя перевозчики на каждом углу кричат «львиную долю составляют расходы на топливо», это неправда. Им нужно работать над эффективностью».

Десятилетия деградации

На наш взгляд, причины дороговизны российских авиабилетов глубже. И первая - развал отрасли пассажирских авиаперевозок. В СССР пассажиропоток в год составлял свыше 140 млн человек. Сейчас в России - всего 45 миллионов, причем большую часть обеспечивает международный туризм. Региональные перевозки умирают: для них нет самолетов. «В СССР самым распространенным был Ан-24, идеально подходящий для рейсов на небольшие расстояния. Сейчас их осталось мало, авиакомпании вынуждены летать на больших самолетах. Это приводит к уменьшению частоты полетов, ослаблению конкуренции, - считает Роман Гусаров. - За последние десятилетия наши конструкторские бюро не разработали ни одного нового продукта. Исключение - Sukhoi SuperJet, но, во-первых, он пока не показывает обещанных характеристик, во-вторых, построен на технологиях прошлого века, в-третьих, дорого стоит. Многие перевозчики сегодня по-прежнему используют самолеты 60-х годов, расход топлива которых в 2 - 2,5 раза больше иностранных».

Вторая причина - низкая развитость сегмента low cost.

- Секрет лоу-костеров кроется в оптимизации всех бизнес-процессов и максимально эффективном использовании ресурсов, - поясняет управляющий проектом «Авианова» Эндрю Пайн. - К примеру, наши самолеты проводят в воздухе более 13 часов в сутки, а свыше 80% билетов реализуются через сайт авиакомпании. Низкая стоимость перелета достигается и тем, что все дополнительные услуги вынесены за пределы базового тарифа: покупая билет, пассажир платит только за сам перелет, а дополнительные опции (перевозка багажа, выбор места, питание) оплачивает отдельно.

Однако пользование услугами дискаунтеров таит ряд «подводных камней», которые отчасти отталкивают потребителя. Первый - несоответствие стоимости, заявленной в рекламе, действительности (например, по минимальному тарифу продается 5 - 30% от всех кресел, остальные - в несколько раз дороже). Второй - запутанность тарифов, непонятная стоимость дополнительных услуг, сложность возврата и обмена билета. К примеру, на борт самолета Sky Express можно бесплатно пронести багаж максимальным весом 15 кг, а за каждый килограмм перевеса придется доплачивать 165 рублей. За перенос времени рейса придется отдать 750 рублей, за отказ от полета - 519 и т.д. Чтобы разобраться в этих нюансах, необходимо пролистать сайт. При покупке билета такая справка не дается. Третья проблема - частые задержки (на протяжении лета последнее место в рейтинге пунктуальности, составляемом Росавиацией, занимал Sky Express с 25% задержанных рейсов, а Авианова не поднималась выше девятого). Еще хуже ситуация с иностранными лоу-костерами. По оценке туристов, зачастую они не имеют русскоязычных call-центров, не несут ответственности за опоздание на стыковочные рейсы, не возвращают стоимость билета при отказе и т.д.

Дискаунтеры не анонсируют планы масштабного расширения, да и у экспертов возникают сомнения по поводу их будущего. Роман Гусаров: «Модель бизнеса дискаунтеров, подразумевающая максимальное использование самолетов (время разворота в аэропорту - час), не сможет работать в России в полной мере. Задержится самолет из-за пурги или тумана - график посыпался».

Третья причина - неумение авиаперевозчиков строить грамотную ценовую политику. Сергей Лукьянов: «В условиях кризиса авиакомпании должны иметь широчайший спектр тарифов. Такая практика ценообразования называется ценовой дискриминацией, она успешно используется многими западными компаниями, в частности low cost. Перевозчик не должен возить пустые кресла, а должен извлекать максимальную прибыль. Но это не значит, что выгодно заполнить весь самолет пассажирами с билетами за 500 рублей. Невыгодно везти и пятерых за 50 тысяч. Суть модели - гибкие дискриминационные цены: сколько пассажир может заплатить - столько и платит. К сожалению, российские перевозчики, особенно региональные, от этого далеки. Все, видимо, упирается в компетенции сотрудников соответствующих служб».

Предложения авиакомпаний (регулярные рейсы) по различным направлениям (указана минимальная стоимость, тариф + сбор), рублей
 

Источник: сервисы on-line бронирования авиакомпаний,   
* анализ проводился 16 сентября 2010, ** анализ проводился 26 сентября 2010
 _____   Минимальная стоимость  _____  Максимальная стоимость

Перевозчики пытаются идти по модели ценовой дискриминации, но из-за непрозрачности ценообразования они, скорее, не привлекают, а запутывают потребителя. В апреле на это указывала ФАС, выпустив следующее предписание: «Система формирования цен на воздушном транспорте характеризуется множественностью тарифов и условий их применения, сложной структурой стоимости перевозки (тариф + сборы). Тарифы описываются в специальных терминах и подлежат кодировке, вследствие чего полная информация довольно сложна для потребителя. Авиакомпаниями не в полном объеме реализуется требование воздушного законодательства о предоставлении достоверной и полной информации об условиях перевозки. Так, при бронировании перевозки, оплате и оформлении пассажиру должна предоставляться информация об итоговой стоимости перевозки, включающей тарифы и сборы, а в случае заказа дополнительных услуг повышенной комфортности - и стоимость этих услуг, установленная перевозчиком, как единая цена за перевозку».

Но главная фундаментальная причина, как и во многих отраслях экономики, - отсутствие внятной госполитики. Казалось бы, если у нас нет самолетов, то нужно купить их за границей. Однако ввозные пошлины настолько высоки, что компаниям приходится платить государству до 40% от стоимости борта. Эти деньги в итоге закладываются в стоимость билетов. В «ВИМ-Авиа», объясняя разницу в стоимости авиаперевозок в России и за рубежом, замечают: «В России, например, пошлины на ввоз воздушных судов, запчастей, стоимость страхования гражданской ответственности выше, нежели в Америке, а кредиты - дороже. Зарплата летчиков в РФ сейчас, в связи с повсеместным дефицитом летного состава, находится на западном уровне, а иногда и превышает его. Еще один фактор - выраженная сезонность российского рынка гражданской авиации. В США, например, она гораздо менее заметна».

Эксперты уверены, именно госполитика - главный кит, на котором должна стоять отрасль гражданских авиаперевозок. Роман Гусаров:

- В последние десятилетия гражданская авиация существует не благодаря, а вопреки. Правительство не помогает перевозчикам развиваться. Все в будущем будет зависеть исключительно от того, какую позицию займут власти. Пока оптимистично будущее отечественного рынка авиаперевозок оценивают только компании с иностранным участием. Авианова и Sky Express считают наш рынок непаханым полем. Мы - страна с населением в 140 млн человек, в которой отсутствует дееспособная авиация.

 


Алексей Белоусов


комментарии (1):

КД-VOG      09/11/2010 [11:26:37]#1
А вот вам простой и безхитростный ответ на вопрос, кто более ответственен за дороговизну и постоянный рост стоимости авиаперевозок в России: государство или сами авиаперевозчики вместе с аэропортами!

http://www.kommersant.ru/doc.a ...





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer