Из изложенных обстоятельств дела возникают два вопроса: 1. Имеет ли перевозчик право требовать оплатить бронь в размере 100% от тарифа; 2. Возможно ли ограничить или закрыть доступ в Евросоюз.
Ответ на первый вопрос целиком и полностью лежит в области гражданского права. Вне зависимости от национальной принадлежности перевозчика, правовые нормы, регламентирующие правила заключения договора международной перевозки пассажира одинаковы во всех правопорядках. Договор воздушной перевозки пассажира является консенсуальным договором, что предполагает достижения согласия между сторонами по всем его существенным условиям, после чего договор считается заключенным.
Однако, при заключении договора воздушной перевозки пассажира необходимо совершить дополнительное юридическое действие – бронирование. При бронировании стороны обмениваются информацией о существенных условиях самого договора воздушной перевозки пассажира, как то: данные о пассажире, о маршруте, о цене. Завершение бронирования предполагает, что стороны согласовали существенные условия договора, после чего устанавливается некий период времени (Time limit), в течение которого договор должен быть заключен. Бронирование предполагает, что стороны могут заключить договор воздушной перевозки пассажира в будущем, то есть перевозчик держит место для будущего пассажира в течение Time limit. Заключение договора по существующей брони является обязанностью для перевозчика, но не для пассажира.
Заключение договора воздушной перевозки пассажира предполагает выписку билета, как на бумажном носителе, так и в электронном виде. И в том и в другом случае, форма билета считается письменной. Билет всегда выписывается после оплаты, поскольку выписка и фактическая выдача билета пассажиру означает, что пассажир выполнил свою обязанность по оплате перевозки. После выписки билета договор считается заключенным и, его возврат возможен в соответствии с национальным законодательством перевозчика. В этом случае, как например в России, помимо норм права, возможно применение внутренних правил применения тарифов перевозчика.
При бронировании, возникают некоторые трудности фактического характера. Например, при бронировании через Интернет невозможно идентифицировать личность пассажира. Заполнить необходимые для брони поля может любое лицо, обладающее необходимыми для заключения договора сведениями о пассажире. То есть, пассажир и лицо, бронирующее билет, могут не совпадать. Та же проблема возникает и при оформлении договора на бумажном носителе. Пассажир письменно нигде не дает свое согласие с условиями договора перевозки. Здесь действует предположение – оплачивая билет пассажир соглашается со всеми существенными условиями договора воздушной перевозки пассажира, что на наш взгляд достаточно спорно.
Принимая во внимание вышеизложенное, считаем, что в описанной ситуации пассажиру не грозят никакие имущественные потери, поскольку факт бронирования перевозки еще не означает заключение договора воздушной перевозки пассажира. Вполне вероятно, что данный перевозчик в следующий раз может отказать данному пассажиру в заключении договора, хоть это будет и неправомерно, поскольку договор перевозки пассажира в любом правопорядке считается публичным договором, а следовательно, должен быть заключен с любым лицом обратившимся к перевозчику.
Что же касается второго вопроса, то на него ответ достаточно прост. Евросоюз пока еще не является образованием конфедеративного типа. Государственной границы Евросоюза, естественно, нет. Существуют правила визового контроля, что регулируется Шенгенским соглашением. Число стран Евросоюза (27) и стран-участников Шенгенского соглашения (25) не совпадает. Например, Англия не является участницей Шенгентского соглашения, но входит в Евросоюз.
Во всяком случае, если перевозчик и инициирует разбирательство, то данный спор будет носить имущественный характер. Доступ же в страны-участницы Шенгенского соглашения может быть ограничен только за нарушения публичного права (административные или уголовные). И даже в этом случае, ограничение на въезд невозможно во все страны Шенгена одновременно.
Таким образом, и по второму вопросу по нашему мнению пока нечего бояться. Рекомендуем не реагировать на выпады данного перевозчика. Однако, и запускать ситуацию не следует. Будьте в курсе действий перевозчика.