Сначала авиакомпания отправляла письма, где поясняла, что Юлия воспользовалась не системой бронирования на сайте, а неким «обязательным бронированием» (это такое ноу-хау от AirBerlin). Если пассажир поставил галочку, что он согласен с правилами авиакомпании, независимо от обстоятельств он обязан был оплатить билет. Заметим, что эти правила опубликованы мелким шрифтом на английском языке в совсем другой части сайта и никаких особых указаний в форме заполнения билета на эти особые требования нет.
Далее переписка с AirBerlin стала более угрожающей, особый оборот она приобрела в августе текущего года. Девушке пообещали устроить судебное разбирательство, которое может повлечь оплату немалых судебных издержек и даже запрет въезда в Шенген. Представителем AirBerlin в России в этом деле выступает юридическое агентство «Шульце Брутян и Партнерс». Юрист компании Анна Мелехова утверждала, что, поскольку официального представительства в России у AirBerlin нет, суд будет проходить на территории Германии, а значит по законам Федеративной Республики, и будет, само собой, на стороне авиакомпании.
Подобную ситуацию с «обязательным бронированием» обычной назвать сложно. Поэтому за разъяснениями мы решили обратиться к генеральному представителю в Российской Федерации и странах СНГ авиакомпании AirBerlin Гюнтеру Зайбту. Однако г-н Зайбт, узнав о цели нашего обращения, сослался на служебную командировку и занятость и переадресовал нас к Елене Аржановой из компании «Джет Тревел». По его словам, этот туроператор и есть основной представитель авиакомпании в России.
Г-жа Аржанова рассказала, что случай с Юлией далеко не первый. Клиентке после отказа оплаты по банковской карте всего лишь нужно было оплатить бронь в другой форме. Например, переводом или в аэропорту. А вот отменить забронированную перевозку, согласно правилам AirBerlin, невозможно… То есть возможно, но со 100% штрафом.
«Но как же так, - недоумевала я, - ведь сделка не была совершена и, соответственно, никаких обязательств не могло возникнуть. Одна из сторон всего лишь декларировала своё желание эту сделку заключить, но потом отказалась и, следовательно, никаких правовых последствий незаключённая сделка не влечёт». Мою точку зрения подтвердил эксперт по правовым вопросам «Aviation Explorer», старший преподаватель кафедры Транспортного права СПбГУ ГА Олег Аксаментов (его комментарий опубликован в статье «Если вас шантажирует авиакомпания»). Вряд ли об этом не знает «Шульце Брутян и Партнерс», а раз так, то в их действиях, на наш взгляд, просматриваются признаки мошенничества.
Однако, на мой вопрос, а как же быть с российским Гражданским Кодексом, которому эти правила полностью противоречат, "представитель" интересов AirBerlin Елена Аржанова ответила, что поскольку компания зарегистрирована в Германии, она не подчиняется российским правилам.
Несмотря на то, что, как у заявителя, так и у редакции было полное ощущение собственной правоты, кроме того, подкреплённое мнением специалистов, мы не стали останавливаться на достигнутом, а обратились к юристам крупнейшей авиакомпании Германии. Выяснилось, что правила AirBerlin противоречат и немецким законам. Вероятнее всего, такое ведение бизнеса практикуется перевозчиком лишь в России, с клиентами, которые не привыкли отстаивать свои права в суде и которые предпочтут смириться с ситуацией и отдать свои кровные без скандала. А делать этого не стоит.
Помните, авиакомпании должны продавать не бронь, а авиабилеты!
Эту позицию полностью поддержали и в Росавиации. В юридическом отделе ведомства были весьма удивлены поведением AirBerlin и его необоснованными требованиями. Руководитель правового отдела ФАВТ Александр Орлов сказал, что для него это «нечто новое в юридической практике». По итогам выяснения обстоятельств этого дела, Росавиация отправила юристу "Шульце Брутян и Партнерс" Анне Мелеховой официальный запрос с требованием разъяснить, на каком основании предъявляются такие претензии к пассажирам.
Вот текст запроса:
Уважаемая г-жа Мелехова!
Согласно имеющейся в распоряжении Росавиации информации, ваша компания представляет интересы германской авиакомпании Air Berlin при сборе задолженностей, в частности, по оплате штрафов за добровольный отказ от воздушной перевозки.
В этой связи полагал бы целесообразным сообщить о требованиях федерального законодательства в этой части. В соответствии со ст. 108 Воздушного Кодекса Российской Федерации, а также с п.236 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (в приложении), сбор за добровольный отказ от воздушной перевозки может быть удержан перевозчиком в размере, не превышающем 25 процентов от суммы, уплаченной за перевозку, в случае, если пассажир сообщил перевозчику о своем намерении прекратить действие договора воздушной перевозки менее чем за 24 часа до вылета по расписанию.
Если пассажир отказался от перевозки более чем за 24 часа, то сумма, уплаченная за перевозку, возвращается в полном объеме.
Указанные требования российского воздушного законодательства в полном объеме распространяются не только на российских перевозчиков, но и на иностранные авиакомпании, которые выполняют регулярные полеты в Россию и осуществляющие на ее территории коммерческую деятельность (продажу билетов) в соответствии с положениями межправительственных соглашений о воздушном сообщении, в которых предусмотрено обязательство выполнения назначенными авиапредприятиями сторон требований законов и правил государства, предоставляющего разрешение на полеты.
Были бы благодарны, если Вы предоставили Вашему клиенту соответствующую юридическую консультацию с тем, чтобы обеспечить соблюдение указанных норм законодательства Российской Федерации при урегулировании претензионных вопросов с пассажирами и, при необходимости, для отражения в правилах применения тарифов.
В случае необходимости, соответствующая информация будет также направлена Росавиацией напрямую в адрес авиакомпании Air Berlin.
Руководитель правового отдела Росавиации
Александр Орлов
Зачастую иностранные (особенно западноевропейские) авиакомпании пользуются у российских авиапассажиров большим доверием, чем отечественные перевозчики. Бизнес иностранцев более стабилен, правила прозрачны, у них современный парк самолётов. Кроме того, как наивно считают наши сограждане, подвоха от западных авиакомпаний ожидать не приходиться – они четко следуют законодательству. Особенно такое мнение сложилось о немецких компаниях, педантичность которых «притча во языцех». Однако «и на старуху бывает проруха». Вот и авиакомпания AirBerlin с более чем тридцатилетней историей всерьез «проштрафилась» перед российскими пассажирами.
Рассуждая, что подвигло перевозчика к такому обращению с клиентами, вспоминается сказка о голом короле. Выяснилось, что письма с угрозами AirBerlin отправляет россиянам почти полгода, но никто с жалобами на такое откровенное вымогательство в правоохранительные органы и к авиационным властям так и не обратился. Не исключено, что некоторые пассажиры уже оплатили несуществующие авиабилеты.
Между тем, следует помнить, что даже оплаченный авиабилет по любому, в том числе и льготному тарифу, согласно Воздушному Кодексу РФ, подлежит возврату. Причем. Если возврат осуществляется не позднее чем за сутки до вылета, пассажиру возвращается вся сумма уплаченная за билет. Если же пассажир обратился с просьбой о возврате билета позднее, то авиакомпания не вправе штрафовать его более чем на 25% от уплаченного тарифа.
На днях это подтвердила и Федеральная антимонопольная служба в лице главы ведомства Игоря Артемьева. Также ФАС обратило внимание на тот факт, что некоторые авиакомпании практикуют продажу авиабилетов по так называемым «невозвратным тарифам». Игорь Артемьев особо подчеркнул, что это также противоречит российскому законодательству, подобных тарифов не бывает и авиакомпания обязана принять назад билет без каких-либо штрафных санкций.
P/S. В настоящий момент граждане, столкнувшиеся с «обязательным бронированием» AirBerlin готовят официальную жалобу. Если вы стали жертвой противоправных действий этой авиакомпании или её представителей, обращайтесь в редакцию Aviation EХplorer, ваши обращения буду переданы в Росавиацию. В ведомстве намерены обсуждать эту проблему на уровне авиационных властей двух стран – России и Германии.