- Роман Викторович! На авиасалоне представлен АН-148-100 в расскраске вашей авиакомпании. Мы знаем, что в ближайшее время ГТК "Россия" начнёт получать самолёты этого типа. Что Вы можете сказать про самолеты регионального класса?
.jpg)
- Говорят, что первым маршрутом будет С.Петербург – Париж. Это правда?
- Не знаю, откуда у Вас такая информация – похоже на слухи. Для того, чтобы отправить такой самолет в Париж, нужно еще с европейскими властями переговорить, получить от них разрешение на открытие полетов на новом типе ВС в данном направлении. Нужно понимать, что совместно с ОАК, ВАСО, Ильюшин Финанс, мы будет стараться, чтобы новая машина соответствовала не только российским правилам, ФАП (Федеральные авиационные правила Российской Федерации), но и европейским авиационным правилам. Соответственно, та часть технической документации, которая идет вместе с самолетом, должна быть представлена в соответствии с российскими и европейскими требованиями. Надеемся, что, получив сначала разрешение российских властей, мы, затем, обратимся к европейским – в таком случае получить их разрешение будет легче.
- Когда можно ожидать перевода опциона на дополнительные шесть Ан-148 в твердый контракт?
- Мы сначала должны согласовать все сроки поставки второй партии самолетов, потому что из-за того контракта, который вскоре будет подписан со специальным летным отрядом, будут подвижки в части поставки самолетов в 2010г. В настоящее время, по твердому контракту, мы планируем получить три машины в течение 2009г. и три машины – в следующем году.
- Кто выступает поставщиком самолетов – ОАК, ВАСО или ИФК?
- Пока контракт у нас подписан с ИФК и поставки первых шести машин пойдут через эту лизинговую компанию.
- А следующие шесть, если конечно вы превратите опцион в твердый заказ?
- Тут главный вопрос – организация финансирования. Мы прекрасно понимаем, что на сегодняшний день поставки самолетов осуществляются через ИФК, поскольку эта лизинговая компания сумела структурировать финансовую часть сделки. Думаю, ИФК будет и дальше отвечать за поставки российских самолетов авиакомпаниям, тем более, что ИФК собирается совместно с ВЭБ организовать целевое финансирование проекта Ан-148. Другое дело, что принципиальное решение вроде бы принято, но пока не документировано. Как только это будет сделано, мы станем решать вопрос о поставщике самолетов.
- А Вам не нравится самолет CRJ200 компании AirVolga, который припаркован рядом с Вашим Ан-148-100В?
- Вопрос не в том, что мне нравится или не нравится, а в том, что с этим самолетом делать? Ан-148 – это самолёт, контракт на поставку которого был нами как авиакомпанией подписан довольно давно. И хотя Ан-148 и CRJ200 являются конкурентами, они, на самом деле, предполагают собой существенно различающиеся виды деятельности для нас как для авиакомпании. CRJ – иностранная техника, она имеет свои «за» и «против». Ан-148 – российская техника, которая также имеет свои «за» и «против». Но, поскольку мы ранее подписались на шесть самолетов Ан-148, то будем двигаться по выбранному пути. Пока никаких изменений не будет, двигались по нему и будем дальше двигаться.
- Вы недавно возглавили ГТК. Планируете ли менять под себя команду?
- Я уже сказал, что будут определенные косметические изменения. Но сконцентрироваться нужно не на том, кого и за что поменять, а на том, что связано с принятием новой стратегии развития. До сегодняшнего дня у ГТК она была... ну, что-то типа «мы есть и все».
- Расскажите про новую стратегию развития ГТК Россия.
- В настоящее время мы ее только готовим, сроком на шесть лет. Мы заявили об этом на совете по транспорту города С.Петербурга. В начале сентября мы должны предоставить ее на обсуждение городского комитета по транспорту, а перед этим должна пройти этап согласования с «Ростехнологиями». Собственно бизнес-план должен быть закончен к концу сентября. Мы должны пройти систему утверждения бизнес-планов в системе ГК «Ростехнологии», в частности, в комитете по инвестициям. Утвердить ее там и, затем, представить городским властям.
- Каковы основные положения предлагаемой вами новой стратегии?
- Конечно, мысли по стратегии у нас есть, но я пока не имею права их Вам здесь озвучить.
- Вопрос по передаче ГТК «Россия» в состав ГК «Ростехнологи» решен окончательно?
- 88-й Федеральный закон говорит от том, что права собственника компании ГТК Россия, переданы в ГК «Ростехнологии».
- Что будет с Вашим парком самолетов Ту-154?
- Что касается Ту-154, и это совсем не секрет, мы скорее всего остановим эксплуатацию этого типа воздушных судов с 1 ноября 2009г.
- Планируете их чем-либо замещать?
- Пока не стоит вопрос замещения. Есть вопрос остановки оперирования этими самолетами. Чем будем замещать – это уже вопрос новой стратегии.
- А как будете разбираться с долгами компании?
- Долги будем реструктурировать. Уже реструктурирован долг с ВТБ-Лизинг (компания финансирующая поставки самолетов Airbus семейства А320). Сейчас идет оформление, юристы работают непосредственно над подготовкой необходимой документации. Следующий этап - мы уже ведем переговоры с владельцами «Совэкс», это «Газпромнефтьаэро» и «Лукойлаэро». Также будем работать с аэропортом «Пулково». С ним чуть сложнее, потому что новое руководство аэропорта должно прийти в ноябре, от новой управляющей компании – «Фрапорта». После этого станет понятно, что и как, и на каких условиях мы с ними продолжим сотрудничество. Ну и так далее по всем другим направлениям, в том числе относительно ВТБ и других кредиторов. Нам предстоит одолеть огромный пласт работы.
- С прошлого года компания эксплуатирует самолеты типа Boeing767. предполагаете взять ещё дополнительное количество таких самолётов?
- В ближайшей перспективе – нет. Дело в том, что пока нет достаточного развития пассажиропотока на дальне-магистральных направлениях. Нам нужно больше концентрироваться на регулярных направлениях, поскольку мы – регулярный перевозчик, а B767 брались для использования главным образом в чартерных туристических программах. Регулярные перевозки пассажиров по расписанию – это наш core business. В соответствии с этой установкой, в рамках новой стратегии предлагаются решения и по дальне-магистральным самолетам.
- В таком случае поясните, в ближайшей перспективе самолеты типа Boeing767 останутся в парке вашей авиакомпании?
- Пока, скорее всего, остаются. Ну, конечно, все зависит от окончательного текста Стратегии, которая пока не принята. Как я уже говорил, до конца августа предварительный этап, а потом - определяться. Если мы говорим на короткую перспективу, то, естественно, B767 пока в нашем парке есть и еще какое-то время точно будут.
- ГТК Россия будет развиваться как часть авиационного бизнеса Ростехнологий или как самостоятельная компания?
- Мы будем развиваться как регулярный перевозчик города Санкт Петербург, как самостоятельная авиакомпания. Это было уже заявлено, в том числе и «Ростехнологиями».
- Но ведь ранее Ростехнологии заявляли о намерении консолидировать все свои активы в области гражданской авиации в компании «Росавиа». Между тем, говориться о возможном участии администрации города в акционерном капитале вашей компании. Где истина?
- «Ростехнологии» должны определиться. Я не могу говорить за ГК «Ростехнологии», поскольку руковожу подотчетной организацией. Мы свою стратегию пока показать вам не можем – подождите ее утверждения в течение сентября. Что касается уже принятого, так это решение Ростехнологий о том, что ГТК «Россия» останется самостоятельной структурой, главным авиационным перевозчиком города СПб. Думаю, что это будет юридическое лицо, которое будет зарегистрировано на территории города СПб.
Возможно, даже будет долевое участие города в структуре капитала, но это после акционирования. Но не надо забывать, что ГТК Россия пока еще существует в форме Федерального Государственного Унитарного Предприятия. Мы продолжаем работу по выделению в отдельную структуру специального летного отряда, надеюсь, она завершится до конца августа. И только после этого наступит черед процедуры акционирования. А вот после того как пройдет акционирование… а это, поверьте, займет немалый период, минимум полгода, и это я еще очень оптимистично говорю, только после этого будет понятно, кто в каких долях будет участвовать в акционерном капитале. Что же касается участия в нем города – это будет зависеть от того, как будут ГК «Ростехнологии» и администрация СПб между собою договариваться.
p.s. По завершении подготовки этого интервью к убликации, мы связались с ГТК "Россия" где нам сообщили, что новая Стратегия авиакомпании передана в Ростехнологии и находится в стадии рассмотрения. Также, руководство авиакомпании активно ведет переговоры по реструктуризации своих финансовых обязательств. Долговое бремя сокращается ещё и благодаря тому, что авиакомпания неплохо отлетала в «высокий» сезон.