Как ни удивительно, но именно первые, наиболее яркие впечатления детства, пришедшегося на период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., стали источником непреодолимого, твердого желания Владимира Петровича – летать и петь. По его словам, уже в трехлетнем возрасте, долго слушая патефон, он обратился к маме: «...меня в этот ящик, я тебе тоже спою». Первое письмо маме от сына из пионерского лагеря было с рисунком самолета, и с десяти лет у ученика четвертого класса начинаются постоянные занятия в авиамодельном кружке одного из Домов пионеров Москвы.
Генрих Новожилов (слева) и Владимир Гребняк
По окончании средней школы время молодого человека занимает не только учеба в Московском топографическом политехникуме (штурманское отделение аэрофотосъемки) и дальнейшие первые полеты в Молдавии на ПО-2, затем на Ан-2 и Ли-2 в возрасте восемнадцати лет. Неожиданно у будущего штурмана в шестнадцать лет зазвучал низкий голос, по признанию самого Владимира Петровича, «почти бас-профундо», что предопределило дальнейшее поступление юного певца на занятия в рамках педагогической практики Государственного музыкально-педагогического института (в те годы) имени Гнесиных в класс профессора Г.Г. Адена.
А уже с двадцати лет штурман В.П. Гребняк трудится в летном отряде в Хабаровске. Маршруты полетов были самыми разными – Якутия, Колыма и Чукотка, а далее по всему СССР. В начале 1961 г. Владимир Петрович принимает участие в открытии новой авиатрассы «Хабаровск – Мирный (Якутия)», о чем позднее писала общественно-политическая газета Хабаровского края «Тихоокеанская звезда». А между полетами – встреча с Евгенией Григорьевной Венгеровой, первым педагогом пения, запомнившемся на всю дальнейшую жизнь; активная общественная деятельность, в том числе в городском комитете комсомола Хабаровска. Был еще и взмах крылом над Воткинском, как дань уважения городу, где родился гениальный русский композитор Петр Ильич Чайковский.
После работы на Дальнем Востоке последовал перевод в Быковский объединенный авиаотряд в Подмосковье и дальнейшая ступень авиационного образования – обучение на дневном отделении Московского авиационного института. И в эти же годы участие в качестве артиста миманса в труппе всемирно известного Миланского оперного театра «Ла Скала» во время гастролей в Москве (1964 г.), приглашение в стажерскую группу Государственного академического Большого театра России и многих других. А далее успешное окончание высшего учебного заведения с защитой дипломной работы по теме «Система кондиционирования самолета Ту-144». Так получилось, что к началу 1970-х гг. Владимир Петрович стал и специалистом высочайшей квалификации в авиации, и солистом Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
В течение всей дальнейшей многолетней профессиональной деятельности авиатора будет много интересного: государственные и эксплуатационные испытания самолетов (Ту-154 и Л-410, Ил-62М) и различные испытания по отдельным программам самолетов Ту-134, Ил-18, Як-40, Ан-12 и др. в качестве ведущего инженера ГосНИИ ГА; работа в Министерстве гражданской авиации СССР (самолеты Ил-86, Ил-96, Ту-144) и Государственном Центре «Безопасность полетов» (Boeing и Airbus); деятельность в качестве преподавателя по самолетам Ил-76, Ан-8, Ан-12, Як-40, Ан-26 и более полутора тысяч обученных авиационных специалистов; полный курс обучения, тренинг и получение сертификатов по самолетам ДС-10, А-319/320/321, Б-777 в Лос-Анджелесе, Цинциннати, Сиэтле (США) и Тулузе (Франция).
И при всем этом в репертуаре авиатора – ведущие басовые партии в операх «Иоланта» и «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Севильский цирюльник» Дж.Россини, «Макбет» Дж.Верди, «Алеко» С.В. Рахманинова, «Кола Брюньон» Д.Б. Кабалевского и многие другие.
А еще гастроли, участие и победы в международных конкурсах, концертные выступления в разных странах мира, в том числе Норвегии и Германии, Франции и США, Италии, Канаде и Греции, Турции и т. д. Следует сказать и о том, что Владимир Петрович является первым исполнителем целого ряда музыкальных произведений для голоса с фортепиано. Это вокальный цикл Михаэля Ройтерштейна на стихи Р.Бернса, песня «Седые мужчины» Беллы Володиной на стихи Вл.Бута, вокальный цикл Анатолия Самонова на четыре стихотворения А.Блока с посвящением авиатору и певцу.
Генрих Новожилов (слева) и Владимир Гребняк
По окончании средней школы время молодого человека занимает не только учеба в Московском топографическом политехникуме (штурманское отделение аэрофотосъемки) и дальнейшие первые полеты в Молдавии на ПО-2, затем на Ан-2 и Ли-2 в возрасте восемнадцати лет. Неожиданно у будущего штурмана в шестнадцать лет зазвучал низкий голос, по признанию самого Владимира Петровича, «почти бас-профундо», что предопределило дальнейшее поступление юного певца на занятия в рамках педагогической практики Государственного музыкально-педагогического института (в те годы) имени Гнесиных в класс профессора Г.Г. Адена.
А уже с двадцати лет штурман В.П. Гребняк трудится в летном отряде в Хабаровске. Маршруты полетов были самыми разными – Якутия, Колыма и Чукотка, а далее по всему СССР. В начале 1961 г. Владимир Петрович принимает участие в открытии новой авиатрассы «Хабаровск – Мирный (Якутия)», о чем позднее писала общественно-политическая газета Хабаровского края «Тихоокеанская звезда». А между полетами – встреча с Евгенией Григорьевной Венгеровой, первым педагогом пения, запомнившемся на всю дальнейшую жизнь; активная общественная деятельность, в том числе в городском комитете комсомола Хабаровска. Был еще и взмах крылом над Воткинском, как дань уважения городу, где родился гениальный русский композитор Петр Ильич Чайковский.
После работы на Дальнем Востоке последовал перевод в Быковский объединенный авиаотряд в Подмосковье и дальнейшая ступень авиационного образования – обучение на дневном отделении Московского авиационного института. И в эти же годы участие в качестве артиста миманса в труппе всемирно известного Миланского оперного театра «Ла Скала» во время гастролей в Москве (1964 г.), приглашение в стажерскую группу Государственного академического Большого театра России и многих других. А далее успешное окончание высшего учебного заведения с защитой дипломной работы по теме «Система кондиционирования самолета Ту-144». Так получилось, что к началу 1970-х гг. Владимир Петрович стал и специалистом высочайшей квалификации в авиации, и солистом Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
В течение всей дальнейшей многолетней профессиональной деятельности авиатора будет много интересного: государственные и эксплуатационные испытания самолетов (Ту-154 и Л-410, Ил-62М) и различные испытания по отдельным программам самолетов Ту-134, Ил-18, Як-40, Ан-12 и др. в качестве ведущего инженера ГосНИИ ГА; работа в Министерстве гражданской авиации СССР (самолеты Ил-86, Ил-96, Ту-144) и Государственном Центре «Безопасность полетов» (Boeing и Airbus); деятельность в качестве преподавателя по самолетам Ил-76, Ан-8, Ан-12, Як-40, Ан-26 и более полутора тысяч обученных авиационных специалистов; полный курс обучения, тренинг и получение сертификатов по самолетам ДС-10, А-319/320/321, Б-777 в Лос-Анджелесе, Цинциннати, Сиэтле (США) и Тулузе (Франция).
И при всем этом в репертуаре авиатора – ведущие басовые партии в операх «Иоланта» и «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Севильский цирюльник» Дж.Россини, «Макбет» Дж.Верди, «Алеко» С.В. Рахманинова, «Кола Брюньон» Д.Б. Кабалевского и многие другие.
А еще гастроли, участие и победы в международных конкурсах, концертные выступления в разных странах мира, в том числе Норвегии и Германии, Франции и США, Италии, Канаде и Греции, Турции и т. д. Следует сказать и о том, что Владимир Петрович является первым исполнителем целого ряда музыкальных произведений для голоса с фортепиано. Это вокальный цикл Михаэля Ройтерштейна на стихи Р.Бернса, песня «Седые мужчины» Беллы Володиной на стихи Вл.Бута, вокальный цикл Анатолия Самонова на четыре стихотворения А.Блока с посвящением авиатору и певцу.
Благодаря общительности и открытости Владимиру Петровичу посчастливилось общаться с выдающимися творческими людьми, в числе которых Народный артист СССР Иван Петров (Краузе) и Народный артист Болгарии Николай Гяуров, Народная артистка СССР Елена Образцова…
На концертах Владимира Гребняка всегда присутствуют его друзья и коллеги по работе в отечественной авиации, часто с семьями. Среди них – выдающийся авиаконструктор, многолетний руководитель ОКБ С.В. Ильюшина, дважды Герой Социалистического Труда, академик РАН Генрих Васильевич Новожилов, с которым Владимира Петровича связывали многолетние дружеские отношения. Хотелось бы привести слова выдающегося авиаконструктора, сказанные к его 75-летнему юбилею: «Я познакомился с Владимиром Петровичем в начале 80-х гг. в период внедрения в эксплуатацию первого отечественного широкофюзеляжного самолета Ил-86. Он очень профессиональный и ответственный специалист, внес весомый вклад в освоение эксплуатации самолетов Ил-86 и Ил-96.
Со временем я узнал его и как замечательного вокалиста и творческого человека с уникальным голосом и артистичностью. Я и моя супруга Людмила Ивановна – поклонники его таланта, мы часто бываем на концертах Владимира Петровича...» (журнал «АвиаСоюз» № 2 2015 г.)
Более сорока пяти лет Владимир Петрович Гребняк является бессменным ведущим концертов и солистом вокально-оперной студии Центрального Дома Ученых Российской академии наук, на протяжении многих лет – членом Художественного совета Центрального Дома Ученых РАН.
Невозможно перечислить всех благодарных слушателей, окрыленных и воодушевленных обаянием творческой личности певца и авиатора; не счесть отечественных и зарубежных арий, романсов, исполненных за все эти годы, равно как и песен, среди которых и эта:
Обнимая небо крепкими руками,
Летчик набирает высоту…
Тот, кто прямо с детства дружит с небесами,
Не предаст вовек свою первую мечту.
В строках одной из известных песен выдающегося композитора Александры Пахмутовой на слова Николая Добронравова – Владимир Петрович Гребняк, такой, как он есть в своих осуществленных, действительно крылатых мечтах – Отличник Аэрофлота, Почетный работник транспорта Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, единственный в авиационной отрасли.
Редакционный Совет и редакция журнала «АвиаСоюз» поздравляют Владимира Петровича Гребняка с юбилеем! Здоровья, семейного благополучия и продолжения успешной творческой деятельности!
Лариса Алексеева, доктор педагогических наук, Почетный работник науки и техники РФ, солистка вокально-оперной студии Центрального Дома Ученых РАН
Опубликовано в журнале "АвиаСоюз".