Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная История История и современность

Легендарный Ил-2 снова в небе

24 июля 2017 года / Aviation EXplorer / Aviation EXplorer
 

Посетители авиасалона МАКС-2017 могли наблюдать полеты отреставрированного самолета Ил-2 времен Великой Отечественной Войны. Это второй в мире летающий штурмовик Ил-2. Пилотировал самолет генеральный директор Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) им. С.А. Чаплыгина Владимир Барсук.

Проект по восстановлению исторического самолета был реализован при поддержке ПАО «ОАК», Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина, и Фондом содействия сохранению военно-исторических самолетов «Крылатая память Победы». Его реставрация осуществлялась в Новосибирске, на первом этапе – в мастерских ООО «Авиареставрация», а затем на площадях Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) им. С.А. Чаплыгина.

Самолёт был обнаружен в декабре 2011 года на глубине 20 метров на дне озера Кривое близ посёлка Сафоново-1 в Мурманской области. Поиск и подъём штурмовика были осуществлены совместными усилиями родственников командира экипажа, поисково-исследовательских групп «ФРОМ» И «ИКАР», фонда «Крылатая память Победы».

25 ноября 1943 года из-за повреждений, полученных в воздушном бою, Ил-2 46-го штурмового авиаполка ВВС Северного флота не дотянул до аэродрома около трёх километров и произвел вынужденную посадку на лед замерзшего озера Кривое. Командир младший лейтенант Валентин Скопинцев и воздушный стрелок краснофлотец Владимир Гумённый выбрались из самолёта, который через некоторое время провалился под лед и затонул.

Поиски были инициированы детьми командира экипажа трижды кавалера ордена Красного Знамени и кавалера ордена Нахимова II степени Валентина Скопинцева, Олегом и Евгенией. История о посадке на замёрзшее озеро, рассказанная отцом, побудила Олега обратиться в Фонд с целью начать поиски самолёта в память о подвиге отца, его однополчан и всех морских авиаторов, которые сражались в годы войны в небе Заполярья.

46-ой ШАП был образован весной 1942 года в составе ВВС Черноморского флота. С 15 марта 1943 года 46-ой ШАП был передан в состав Северного флота и перебазирован на аэродром Ваенга-2 (ныне Сафоново-1, Североморск-2). В июне 1943 года полк приступил к боевым вылетам. Наряду с традиционной работой штурмовой авиации по наземным объектам и целям, 46-ой ШАП участвовал в атаках надводных целей, как отдельных кораблей, так и целых морских конвоев противника, применяя топмачтовое бомбометание. 46-ой ШАП сыграл важнейшую роль в уничтожении немецкого каботажного плавания на северных морских коммуникациях.

25 ноября 1943 года 16 штурмовиков Ил-2 46-го ШАП совместно с бомбардировщиками Пе-2 других авиасоединений в сопровождении истребителей выполнили 2 боевых вылета. В первом вылете из-за плохих метеоусловий вместо атаки аэродромов Хебугтен и Луостари штурмовикам 46-го ШАП пришлось нанести удар по запасной цели. Был потерян один экипаж. Хебугтен смогла атаковать лишь группа бомбардировщиков Пе-2.

После улучшения погоды 16 штурмовиков Ил-2 46-го ШАП с сопровождением повторно отправились для нанесения удара по Луостари. Штурмовики были встречены ожесточённым зенитным огнём и истребителями. Навстречу самолётам 46-го ШАП в воздух поднялись не менее 25 немецких истребителей Bf 109. Как указывается в боевом донесении, в результате бомбо-штурмового удара на земле было уничтожено не менее 10 самолётов, подавлен огонь 6 зенитных точек, вызвано 26 очагов пожара. Дополнительно, в ходе воздушного боя штурмовиками было сбито 5 Мессершмиттов Bf 109 и ещё 8 – истребителями сопровождения. С нашей стороны было потеряно 6 штурмовиков и 5 истребителей сопровождения.

Для командира Валентина Скопинцева это был всего лишь 3-ий боевой вылет, для стрелка Владимира Гумённого – 2-ой. Но, несмотря на малый опыт, на счету пилота добавились 2 уничтоженных самолета на земле и 1 подавленная зенитная точка, стрелка – сбитый в воздушном бою Bf 109.

Владимир Гумённый был ранен. Изрешечённый самолёт уже практически дотянул до аэродрома Ваенга-2 (Сафоново-1), когда повреждённый в бою двигатель заглох. Командир совершил вынужденную посадку на лёд озера на брюхо. Скопинцев выбрался из кабины и вытащил раненого товарища. Непрочный ноябрьский лёд не смог долго удерживать самолёт и проломился под его тяжестью. Ил-2 в очередной раз показал свою отличную живучесть, практически вытащив экипаж из пекла боя на «честном слове».

фото: Юлия Кузьмина


Aviation EXplorer


комментарии (3):

mmike      24/07/2017 [16:11:07]#1
А двигатель в нём какой?

Chrome      25/07/2017 [08:20:05]#2
Да, легендарный штурмовик!

Петровчич      27/07/2017 [10:28:19]#3
Двигатель, наверное, Allison. На восстановленном МиГ-3 тоже его устанавлиали.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Дважды обманувшая смерть. Памяти журналистки Ольги Божьевой
ФАВТ
Памяти товарища Сафро Бориса Давидовича
Виктор Горлов
Борис Павлович Бугаев – явление в отечественной авиации
AVIA.RU
История летной службы отечественной гражданской авиации
AVIA.RU
Трехтомник по истории авиационного двигателестроения России
AVIA.RU
Издан уникальный фотоальбом «История авиации России»
AVIA.RU
Ушел из жизни Владимир Николаевич Кривошеев
Росавиация
Михаилу Михайловичу Терещенко исполняется 80 лет



Валерий Окулов
Поздравление со 100-летием Гражданской авиации России
AVIA.RU
Ушел из жизни Владимир Владиславович Солдатов
Юрий Михальчевский
Будущее – в нашей истории!
AVIA.RU
Владимиру Горбунову исполняется 60 лет
Борис Елисеев
За полвека – три ректора!
AVIA.RU
Памятник А.Н. Туполеву и новый музей открыты в год 100-летия ОКБ Туполева
AVIA.RU
Николай Столяров - основоположник советской авиационной эргономики
журнал "АвиаСоюз"
Школа летчиков-испытателей: славная история, современные реалии
журнал "АвиаСоюз"
Профессионализм и ответственность

Ветеран, который всегда в строю
AVIA.RU
Пилот, руководитель, общественный деятель
Згировская Е.Д.
Памяти Виктора Дмитриевича Кузнецова
Владимир Карнозов
Как Америка Москве «Томагавками» помогла
Крылья Родины
Стратегия успеха Виктора Чуйко
AVIA.RU
Александру Яновичу Книвелю исполняется 70 лет
Росавиация
Памяти Юрия Петровича Дарымова
Росавиация
Памяти Виталия Александровича Соломатина
AVIA.RU
Памяти Алексея Маркияновича Горяшко
Росавиация
Памяти Стромова Анатолия Петровича
Росавиация
21 сентября 2021 года ушел из жизни Петр Дмитриевич Жильцов_
Ростех
Авиастар - завод для «толстых» фюзеляжей

Ушла из жизни З.П. Румянцева

Ушел из жизни Николай Васильевич Рыжаков
Владимир Карнозов
Появление и развитие тяжелого истребителя
AVIA.RU
Поздравляем Василия Сергеевича Шапкина с 60-летием
AVIA.RU
Иркутский авиазавод: крылья России
Илья Вайсберг
«АНТОНОВ»: 75 лет в полете!
Ростех
Путешествие с Ростехом: Самара
Борис Елисеев
МГТУ ГА - крупный авиационный образовательно-научный комплекс
Ростех
Александр Яковлев: «Конструктор должен быть и мечтателем»
Ростех
Авиация – космосу: связанные одним небом
Александр Книвель
Александр Иноземцев - легенда российского авиастроения

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer