Проект по восстановлению исторического самолета был реализован при поддержке ПАО «ОАК», Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина, и Фондом содействия сохранению военно-исторических самолетов «Крылатая память Победы». Его реставрация осуществлялась в Новосибирске, на первом этапе – в мастерских ООО «Авиареставрация», а затем на площадях Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) им. С.А. Чаплыгина.
Самолёт был обнаружен в декабре 2011 года на глубине 20 метров на дне озера Кривое близ посёлка Сафоново-1 в Мурманской области. Поиск и подъём штурмовика были осуществлены совместными усилиями родственников командира экипажа, поисково-исследовательских групп «ФРОМ» И «ИКАР», фонда «Крылатая память Победы».
25 ноября 1943 года из-за повреждений, полученных в воздушном бою, Ил-2 46-го штурмового авиаполка ВВС Северного флота не дотянул до аэродрома около трёх километров и произвел вынужденную посадку на лед замерзшего озера Кривое. Командир младший лейтенант Валентин Скопинцев и воздушный стрелок краснофлотец Владимир Гумённый выбрались из самолёта, который через некоторое время провалился под лед и затонул.
Поиски были инициированы детьми командира экипажа трижды кавалера ордена Красного Знамени и кавалера ордена Нахимова II степени Валентина Скопинцева, Олегом и Евгенией. История о посадке на замёрзшее озеро, рассказанная отцом, побудила Олега обратиться в Фонд с целью начать поиски самолёта в память о подвиге отца, его однополчан и всех морских авиаторов, которые сражались в годы войны в небе Заполярья.
46-ой ШАП был образован весной 1942 года в составе ВВС Черноморского флота. С 15 марта 1943 года 46-ой ШАП был передан в состав Северного флота и перебазирован на аэродром Ваенга-2 (ныне Сафоново-1, Североморск-2). В июне 1943 года полк приступил к боевым вылетам. Наряду с традиционной работой штурмовой авиации по наземным объектам и целям, 46-ой ШАП участвовал в атаках надводных целей, как отдельных кораблей, так и целых морских конвоев противника, применяя топмачтовое бомбометание. 46-ой ШАП сыграл важнейшую роль в уничтожении немецкого каботажного плавания на северных морских коммуникациях.
25 ноября 1943 года 16 штурмовиков Ил-2 46-го ШАП совместно с бомбардировщиками Пе-2 других авиасоединений в сопровождении истребителей выполнили 2 боевых вылета. В первом вылете из-за плохих метеоусловий вместо атаки аэродромов Хебугтен и Луостари штурмовикам 46-го ШАП пришлось нанести удар по запасной цели. Был потерян один экипаж. Хебугтен смогла атаковать лишь группа бомбардировщиков Пе-2.
После улучшения погоды 16 штурмовиков Ил-2 46-го ШАП с сопровождением повторно отправились для нанесения удара по Луостари. Штурмовики были встречены ожесточённым зенитным огнём и истребителями. Навстречу самолётам 46-го ШАП в воздух поднялись не менее 25 немецких истребителей Bf 109. Как указывается в боевом донесении, в результате бомбо-штурмового удара на земле было уничтожено не менее 10 самолётов, подавлен огонь 6 зенитных точек, вызвано 26 очагов пожара. Дополнительно, в ходе воздушного боя штурмовиками было сбито 5 Мессершмиттов Bf 109 и ещё 8 – истребителями сопровождения. С нашей стороны было потеряно 6 штурмовиков и 5 истребителей сопровождения.
Для командира Валентина Скопинцева это был всего лишь 3-ий боевой вылет, для стрелка Владимира Гумённого – 2-ой. Но, несмотря на малый опыт, на счету пилота добавились 2 уничтоженных самолета на земле и 1 подавленная зенитная точка, стрелка – сбитый в воздушном бою Bf 109.
Владимир Гумённый был ранен. Изрешечённый самолёт уже практически дотянул до аэродрома Ваенга-2 (Сафоново-1), когда повреждённый в бою двигатель заглох. Командир совершил вынужденную посадку на лёд озера на брюхо. Скопинцев выбрался из кабины и вытащил раненого товарища. Непрочный ноябрьский лёд не смог долго удерживать самолёт и проломился под его тяжестью. Ил-2 в очередной раз показал свою отличную живучесть, практически вытащив экипаж из пекла боя на «честном слове».
фото: Юлия Кузьмина